Что изменилось с принятием в Беларуси закона "Об инвестициях"?

24.07.2013 13:40
Архив Редакция

Предлагаем вашему вниманию комментарий руководителя консультативной программы Международной финансовой корпорации (IFC) «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республике Беларусь» Вячеслава Жука по поводу принятия белорусским парламентом закона "Об инвестициях":

Закон “Об инвестициях”, принятый Парламентом в конце июня 2013 г. и подписанный президентом 12 июля 2013 г., был подготовлен при консультативной помощи экспертов Международной финансовой корпорации (IFC) в рамках действующей Программы «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республике Беларусь». В ходе подготовки Закона IFC привлекала международных экспертов и обеспечила возможность использования лучших зарубежных практик, исходя из опыта работы IFC в других странах.

IFC оказывала  всестороннее содействие Правительству на всех этапах подготовки  законопроекта (разработка проекта,  внесение замечаний и дополнений, участие в межведомственной рабочей  группе, организация визитов международных  экспертов, обсуждений проекта закона с их участием, и т.д.).

Основными достоинствами Закона по сравнению  с существующим Инвестиционным кодексом являются следующие:

  1. В отличие от Кодекса Закон является более компактным документом и содержит основные гарантии для инвесторов, не вторгаясь в повседневную их деятельность, оставляя им свободу выбора в рамка Закона.
  1. Законом уточнены понятия инвестиций и инвестиционной деятельности.
  1. Определены основные принципы осуществления инвестиций, соответствующие международной практике, в том числе такие как: принцип верховенства права; равенства инвесторов; принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций; принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
  1. Закон содержит важнейшие гарантии прав инвесторов, в том числе беспрепятственного перевода за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности; о защите имущества инвесторов от необоснованных изъятий и выплате справедливой компенсации; о праве инвесторов на рассмотрение споров с Республикой Беларусь в арбитражном суде, учреждаемом для разрешения каждого конкретного спорa согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
  1. Закреплены важнейшие имущественные права инвесторов, в том числе право на получение в собственность земли.

В то же время в Закон не вошли некоторые существенные положения, которые предлагались экспертами IFC. В числе неучтенных рекомендаций IFC необходимо отметить следующие:

  • В Закон не вошли нормы о порядке оценки и выплаты компенсации инвесторам при изъятии их имущества, что требует скорейшего урегулирования в подзаконных актах. Указанные положения имеют важное значение с точки зрения международной практики создания привлекательного инвестиционного климата;
  • Критике со стороны IFC был подвергнут институт инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, нормы о регулировании которого вошли в Закон;
  • Экспертами IFC названо излишним и не имеющим важного значение с точки зрения международной практики включение в Закон специальной главы о компетенции госорганов в сфере инвестиций.

В целом, несмотря на ряд неучтенных положений, нужно отметить, что Закон улучшил правовое регулирование инвестиционной деятельности в Беларуси. Успешная реализация Закона и предусмотренных им принципов способна привести к дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и усилению притока в экономику страны инвестиций, в том числе иностранных.

Как вам новость?
Головоломки