Эксперт: как сделать процесс госзакупок более прозрачным

21.01.2014 12:45
Архив Редакция

В Беларуси процесс проведения госзакупок может стать еще менее прозрачным и менее подотчетным обществу и бизнес-сообществу в связи с новыми указами президента от 31 декабря 2013 года — № 590 "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)" и № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве". И госорганам следует принять меры, чтобы улучшить ситуацию. Такое мнение высказал эксперт BIPART Владимир Ковалкин 20 января в ходе презентации своей работы по теме госзакупок.

Эксперт отметил, в частности, что некоторые изменения, внесенные в законодательство о госзакупках, вступают в противоречие с международными нормами, а также могут способствовать увеличению коррупции в этой сфере. Из сферы действия закона о госзакупках теперь фактически выведено строительство, одна из крупнейших отраслей, в том числе по объемам госзакупок.

Владимир Ковалкин, проанализировав действующее законодательство по госзакупкам, разработал рекомендации госорганам о мерах по повышению прозрачности и подотчетности проведения госзакупок. Рекомендации он намерен направить в минторг, который является уполномоченным госорганом по госзакупкам.

"Безусловно, с учетом внесенных новыми указами изменений, можно сказать, что процесс госзакупок станет еще менее прозрачным, при том что он никогда достаточно прозрачным и не был, — отметил Владимир Ковалкин в комментарии корреспонденту Телеграфа. — Согласно статистике о госзакупках 2013 года, которую нам удалось собрать, из 52 тыс. процедур госзакупок только половина состоялась (25,3 тыс.). То есть, по сути, половина госзакупок происходит неконкурентно, и абсолютно очевидно, что теперь ситуация усугубится".

"Данные о процедурах закупок из одного источника не публиковались никогда, так как закон не обязывает их публиковать, — продолжил эксперт. — Но раньше, по крайне мере, был относительно независимый минторг, через который проходили все согласования, была комиссия, которая могла иногда и отказать в согласовании. Теперь даже этот внутренний контроль ослаблен, упрощен механизм согласования закупки из одного источника, функции согласования процедуры закупки из одного источника переданы органам, которым подчинена организация-заказчик. И организации могут повторно провести процедуры и закупить там, где захотят, и мы никак не узнаем эту информацию (указом № 590, в частности, предусматривается упрощение механизма согласования закупки из одного источника при признании процедуры государственной закупки несостоявшейся и существенное расширение применения такой процедуры закупки в случаях, когда организация конкурсов не имеет смысла ввиду ограниченного круга потенциальных поставщиков —Телеграф). Даже если журналист попытается сделать запрос в соответствующую организацию, которая проводила закупку, там скорее всего ответят, что это коммерческая тайна. А закон о коммерческой тайне дает настолько расплывчатую формулировку, что под понятие коммерческой тайны можно фактически подвести все что угодно".

"Система проведения госзакупок, с точки зрения прозрачности, и раньше была плохой. В некоторых аспектах она хороша, но для общества, для внешнего контроля она была закрытой. Теперь же она стала еще более закрытой — считает Владимир Ковалкин. — По большому счету, теперь закупки могут происходить в виде междусобойчиков, особенно там, где это актуально и важно для закупщика. По сути, сейчас у закупщика нет каких-то существенных ограничителей, именно со стороны внешнего контроля".

На вопрос о том, ожидает ли он каких-либо новых решений и дополнений в отношении строительной отрасли, которая теперь "выпала" из закона о госзакупках, эксперт ответил: "Скорее всего, межведомственная рабочая група, занимающаяся проблемами стройотрасли, какое-то решение, документ изобретет и издаст, будут какие-то новации. Но на самом деле закон о госзакупках, который существует, дает достачно широкие полномочия тому же Совмину выпускать подзаконные акты, постановления, чтобы конкретизировать сам процесс процедур. Так что, в этом указе о строительстве не было необходимости как таковой. Не было необходимости изымать целую крупную отрасль из сферы действия закона о госзакупках.

Думаю, тому могло быть две причины. Первая — стремление ускорить собственно сам процесс закупок, чтобы как можно быстрее ввести все эти проблемные объекты. Второй момент, скорее всего, связан с тем что госзакупщики, особенно в регионах, достаточно плохо ориентируются в новом законодательстве, особенно — в электронных торгах. Это совершенно новая процедура — был создан новый сайт и там на основании аукциона происходили торги. И это стало очень большой проблемой для закупщиков, прежде всего в регионах. К тому же они, скорее всего, жаловались на затянутость процедуры, сроков на подготовку. Новый указ в этом смысле им облегчает жизнь и дает возможность хоть как-то отчитаться о том, что они закрыли определенные объекты к установленному сроку, прежде всего, находящиеся на контроле межведомственной рабочей группы (указом № 590 временно приостанавливается (с 1 января 2014 года до 1 января 2016 года) практика обязательного использования электронных аукционов при строительстве. Указ № 591 предусматривает, что закупка товаров (работ, услуг) может осуществляться также путем проведения торгов (подрядных торгов) либо переговоров — Телеграф)".

В своих рекомендациях минторгу эксперт предлагает разъяснить и закрепить в нормативно-правовых актах перечень сведений о государственных закупках, которые не могут содержать коммерческую и профессиональную тайну.

По его мнению, также необходимо внести следующие изменения закон "О государственных закупках товаров (работ,услуг)", который действует с начала января 2013 года:

сообщение о результате процедуры госзакупки должно включать не только цену заключенного контракта, но и полное тендерное предложение каждого участника торгов в соответствии со всеми критериями оценки предложений и обоснование выбора победителя конкурсной комиссией;

создание реестра договоров, заключенных в результате проведения процедур государственных закупок. В данном реестре, размещаемом на официальном сайте, должен публиковаться полный текст договора со всеми дополнениями и спецификациями; до официальной публикации договор должен считаться недействительным;

сообщение о результатах процедуры госзакупки должно публиковаться на официальном сайте при проведении всех видов процедур госзакупок, кроме тех случаев, когда сведения являются государственными секретами;

вернуть в сферу действия закона "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" закупки работ и услуг в сфере строительства;
 
исключить дискриминационные меры, предусмотренные в действующем законодательстве, в отношении иностранных товаров и компаний, чтобы обеспечить равные возможности для всех участников торгов.

Как вам новость?