Перфоманс как дивный новый мир

04.09.2009 09:49
Архив Редакция

карнавальные костюмы, гаджеты

Перформанс.

По театрам-музеям я своего ребенка таскала бесчеловечно много. Вбивала культуру в дитяти как Петр I в Россию. Сколько мы феноменов за свою культурную жизнь насмотрелись – не передать. И в скольких замечательных музеях были! 
И, если честно признаться, почти все они моему ребенку не понравились.

И Пушкинский  музей, тот, что Цветаев основал — не понравился. Несмотря на огромную статую Давида.
И исторический музей на Красной Площади не понравился, несмотря на живых манекенов у входа.
И Третьяковка не понравилась.
И скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых» не понравилась. А могла бы.
И даже Сергиево-Посадский музей игрушек не понравился. Там не дали покачаться на той лошадке, на которой русские цесаревичи качались.

А сколько нам театров не понравилось!
Большой Театр не понравился. Мы там не были. Там билеты дорогие.
Музыкальный балетный театр в Кузьминках не понравился – там под фонограмму танцуют.
И театр Образцова не понравился — мы слишком далеко сидели, крохотных куколок почти не видно было.
И детский музыкальный театр Натальи Сац не понравился, хотя там пианино стоит, на котором играть разрешают. Но в финале  сказки толпа положительных героев избивает Снежную королеву. А это ужас.
И минский оперный театр, который я когда-то любила, после ремонта, нам очень не понравился. При попытке попасть в партер, пять классных руководительниц в отставке хватают тебя и конвоем сопровождают на балкон, откуда видно только восьмую дольку сцены. Как раз на ту ценовую разницу между балконом и партером. За 40 тысяч видно всю сцену, за десять – её восьмую часть. Подлый замысел строителей. Отсюда логически следует – в театре этом пели плохо и танцевали  никак. Весь дух из театра выветрили вместе с этим евроремонтом и монетизацией театральных мест. Люстры только сияющие остались. Кого интересуют люстры – приходите в Минский Театр Оперы и Балета, милости просим.
А вот Минский музыкальный театр, бывший театр оперетты, сейчас хороший —  любое место занимай какое видишь – они только рады. Все лето, пока Лукашенко с Россией ссорился – «Юнону и Авось» показывал. В этой Юноне – граф Рязанов в форме российского офицера соблазняет Кончитту в форме испанского маскарадного костюма..  И каким образом эту историю пришить к современным реалиям – ломай голову. Я решила, что это артисты так колдовали, чтоб Беларусь с Россией помирилась скорее. А то непонятно: на белорусское молоко эмбарго, Лукашенко к папе римскому подался, а в музыкальном театре посреди белорусской столицы выскакивают тридцать русских матросов и поют «Под небесным Российским флагом».
***
Вчера, продолжая внедрять огнем и мечом культурные ценности, потащила ребенка в Дом искусств на фестиваль перформанса. Действительно потащила, поскольку дите идти не захотело: сейчас к дворовым компаниям радостно приобщается, и в нашу квартиру в последнее время пробился ручеек детей. Каждый день новые приходят знакомиться. От всей этой демократии мы и убежали.

И попали во Дворец Искусств. А там такая выставка на втором этаже!
Словно сама муза спустилась к людям на землю с небес обетованных.  Бывшая отчужденной и гордой, непроницаемой и холодной, ходившей в соболях да золоте, она стала подружкой, соратницей, в доску своей.  Я бы фоток понаделала, да фотоаппарат старший сын в Москву сейчас увез, придется просто так описывать.
Прямо на входе на выставку висит пиратский корабль, сделанный из больших кусков старого гофрированного картона. Материал — коробки из-под холодильников. На мачте вместо паруса кусок ненужного полиэтилена. Мой ребенок, давно творящий подделки из картона да всяких палок, просто обомлел. Долго ходил и изучал устройство корабля. А еще там из твердого картонного чемодана пятидесятых, который на чьих-то антресолях полвека провалялся, сделан настоящий ноутбук. А на этом ноутбуке – настоящий Виндоуз. Еще более настоящий, чем у Билла Гейтца. Поскольку у Билла искусственное небо и травка. А в той, самой настоящей винде только небо искусственное, из иллюстрированного цветного журнала вырезанное. А трава там самая настоящая. Растет! Посажена в нижней половине старого чемодана.

Подходит к нам бабуля с внучкой и спрашивает, что все это означает. И я ей начинаю объяснять, что в нашем мире готовых и скоромимоходящий вещей, которые служат пять минут и выбрасываются, создать такой неповторимый мир из материалов мусорки, есть высочайший и гениальнейший прорыв в искусстве. Отношение человека к миру пользовательское и потребительское сменяется творческим и созидательным. Против тенденции непрерывного апгрейта: гаджетов, беспроводных звонков, превращающийся в свалку мир, эта выставка являет месседж превращения свалки в дивный новый мир. И здесь все стильно и свежо. Там, в мире гламура – алмазы в стеклянных витринах – смотреть тошно! Здесь, в дивном  новом мире – обломок прялки в обрамлении необструганной доски радует глаз новизной и изяществом. В телевизоре дивного нового мира за стеклом танцуют балерины, вырезанные из картона на фоне картонной  декорации памятника Карлу Марксу.  По дорожке шагают обувные колодки, добытые из свалки ортопедического завода. Сделаны эти колодки из натурального дерева. Коньки 70-х из натуральной свиной кожи, загрубевшей от времени.  Костыли, череп коровы, кукла с безжалостно снятым скальпом и выдранными каким-то ребенком-маньяком глазами.  Все здесь ожило, воскресло, обрело свою истинную ценность пробуждать  чувства добрые и щемящие.
Недавно сын сделал смешарика Биби из картона. Ножки к Биби привинтил шурупчиками. Милые такие ножки получились – движущиеся и беспомощные. Я предложила ребенку: а давай сюда твоего Биби принесем и тихонечко положим.
И скажите, какая выставка может вызвать такие благие мысли? В основном, рассматривая шедевры, мы, люди, вернее лично я,  думаем о том, чтоб шедевр этот тихонечко увести и продав, решить квартирный вопрос для всех своих домочадцев.

Нежнейшая рамочка для картины из веточек, собранных на земле и никак не обработанных. Таких веточек миллионы лежат по полям, лесам и паркам. Эту древесину не лакировали, не сушили, и даже не выбирали среди подобных. Просто подобрали веточки, медной проволкой прямоугольник закрутили, да той же медной проволокой картину между них повесили. Примитивизм, натурализм и никакой дистанции между миром и художником.

Когда, в эпоху модернизма, глядя на картину Малевича «Черный квадрат», когда чья-то наивная душа восклицала: «и я такую мог бы нарисовать!», на неё набрасывались сотни искусствоведов: «да там пропорции, да там цвета, там кисть»! Этому нужно учиться, нужно принадлежать к избранным.
В эпохе, которая наступает с этим дивным новым миром – никакого масонства от  искусства, никакого дутого профессионализма. Да, ты можешь! Бери картон, старые газеты, проволоку и твори, говорит тебе художник. И это самый человечный месседж, которые когда-либо люди слышали от произведений искусств.

«Отверзи ми уста поучатися словесем твоим» — эта фраза из молитвы удивляла меня. Как это: поучатися устами? Учатся ведь не устами, а ушами. Ничего подобного – ушами только отчуждаются, а настоящее общение с богом (и друг-другом) это когда устами. Творить, петь, совершать поступки.


Собственно перформанс
И этот же месседж присутствовал на фестивале перформанса.
Весь смысл перформанса – в отсутствии всякой игры и всякого профессионализма. Между исполнителем и залом нет границы, сцены, барьера. Исполнитель не играет свой перформанс. Он не умеет играть. Он его произносит. Десятилетиями театральные школы и вузы вытравляют в своих воспитанниках остатки совести,  культивируют специфическую актерскую профессиональную раскрепощенность, а по сути – наглость.
Нормальный человеческий детеныш никогда не исполнит громко песенку в присутствии многих людей. Он будет стесняться и дрожать. Ему будет стыдно и не по себе. Только специальными методами можно уничтожить  святое чувство стыда перед зрителями и выковать из человека лицедея.
Тот, кто делает перформанс не актер, не лицедей. Он стеснителен и неловок. Он – один из нас. Он несет весть. Он учит нас – отверзте ваши уста и несите весть. Делайте ваш жизненный перформанс. Пусть наша жизнь наполнится творчеством к друг другу. А не собственным путем к успеху.

Позиция смотрящий-слушающий-воспринимающий-потребляющий, превращающая человека в теле-театро-пузика с одной стороны, или бессовестного наглого манипулятора чувствами  с другой, безнадежно устарела.
Египетские пирамиды стоят на костях тысяч рабов. Некоторые изверги считают, что это нормально, бесценный культурный памятник того стоит. То есть, что сам культурный памятник – ценность, а не человек, его сотворивший.
Я же говорю вам, что жизнь последнего, самого худого и ничтожного раба, его комариные укусы, его кашель и расстройство желудка больше чем пирамида.
Примерно то же самое говорит перформанс.
Герой перформанса – само человеческое существо как оно есть на самом деле. Причем не образ, а сам же создатель. Они интересны не своей замечательной игрой, а самими собой. Вот девушка нанизывает на красную нить фотографии своих предков. Нить змейкой растянулась по полу. Перешагивает. Села. Подперла щеку рукой. Не позирует, не вспоминает Станиславского, не вживается в образ.  Неправильно, неловко. Вся её личность сосредоточилась в посыле. Как только она потеряет посыл и обучится играть перформанс, то сущность перформанса пропадет. Мы придем к театру, обыкновенному замшелому театру, который пора уже сбросить с корабля истории.

Вот преподаватели философии, устав от жарких философских дискуссий прикрепили клейкой лентой вместо бицепсов и трицепсев книжки Фуко, Бодрияра, Бахтина.  Тяжелые рыцарские латы. И принялись бороться. И выглядело это интересней чем рыцарские бои ролевиков. Поскольку книжки скотчем приделать к себе может каждый человек. А потом сразиться. И для этого не нужно никаких особых талантов, никакой особой развязанности. Нужно только болеть тем, что ты хочешь сказать. Нужно хотеть что-то сказать. Вот все, что нужно.

Так рассуждала я.

«А  давай еще придем в этот цирк», сказал мне сын.
@dolka777

Как вам новость?