Гастрольные удостоверения — шаг вперед или два назад? Мнения экспертов

06.06.2013 12:02
Архив Редакция

Эксперты по-разному оценили подписание Александром Лукашенко указа № 257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий». Согласно документу, организаторам концертов необходимо будет получать гастрольные удостоверения, отмененные 1 января 2011 года.

Директор группы J:МОРС и независимый промоутер Руслан Стариковский в беседе с корреспондентом Telegraf.by отметил: «Проблема не в самом законе, это нормально. Сейчас хаос на рынке, во Франции, например, если Милен Фармер соберется делать сольный концерт, то ни Мадонне, ни Леди Гаге за неделю до и после просто не дадут даты на проведение мероприятия. Своих нужно поддерживать».

Директор J:МОРС считает, что новый закон — это первый шаг к наведению порядка. По словам Руслана Стариковского, белорусским исполнителям сейчас приходится клянчить даты под свои проекты: «Звонишь в Гомель, мол, у нас тур, а тебе отвечают — извините, звоните через пару месяцев, у нас тут братья Пономаренко, «Белый орел» и еще какая-то чушь».

«Пока организаторы не платят за свои концерты, то процесс такой: «Але, артист, сколько? — ок», – напечатали афиши — и вперед. Поэтому и хаос, особенно в Минске, когда количество мероприятий на душу населения оставляет отечественных артистов вообще без работы. И это ненормально», — считает директор J:МОРС.

По словам Руслана Стариковского, сейчас в стране действует такая схема работы с артистами, что организаторы концертов по регионам и филармонии «влетают» по деньгам, приглашая иностранцев, потому как их нужно брать на гарантию, т.е. предоставить приличный гонорар, а потом весь штат домов культур бегает по родственникам и профсоюзам, чтобы втюхать билеты. «Когда приезжают успешные белорусы, то на них и отыгрываются: начиная с аренды, комиссии за реализацию билетов и налогами, доходящими порой до 40%. Это же бред! Организаторам нужен в первую очередь вал, поэтому им лучше брать россиян с дорогими билетами, но и для дополнительной прибыли они на своих отыгрываются», — говорит Стариковский.

«Другой вопрос: в чьих руках регуляторы рынка и кто эта талантливая молодежь. Я считаю, что на рынке должны остаться 2-3 прокатчика, а может, и один (как в кино, например, «Киновидеопрокат»), и график привоза легионеров за полгода-год. Ведь 99% артистов свои туры за год-два планируют», — поделился своим мнением Руслан Стариковский.

Руководитель проекта Experty.by Дмитрий Безкоровайный в данный момент затрудняется оценить экономический эффект от нового постановления, хотя предполагает, что бюрократии станет больше. И при этом задает вопрос: «А будут ли государственные организаторы платить за гастрольные удостоверения? Будут ли для них созданы льготные условия, как это было в прошлой инкарнации гастролек? Тот же Дворец республики — один из крупнейших организаторов концертов, в портфолио которого такие звезды, как Джей Ло и многие другие», — говорит Дмитрий.

Андрей Старцев, директор минского клуба Re:Public, от новости о новом документе не расстроился и не удивился.  В телефонной беседе он сказал, что на его деятельности (в клубе самостоятельно организовывают выступления таких артистов, как «Бумбокс», Noize MC и других), Указ № 257 не отразится никак. «Мы будем действовать по той же схеме, что и до 2011 года, вот и все. Она обкатана и проверена временем. Как возили известных и не очень исполнителей, так и будем возить», — сказал Андрей Старцев.

Как вам новость?
Головоломки