Небольшой внутренний рынок, но зато свой

09.06.2014 09:05
Архив Редакция

В условиях отрицательного платежного баланса и проблем в экономике нехватку валюты приходится восполнять новыми займами. Но международными структурами (где стоимость ресурсов невысока) выдвигаются неприемлемые для Беларуси условия, а суверенные займы в 2013 году были слишком дороги (выход на этот рынок рассматривался весь год). В 2014 году, несмотря на снижение стоимости белорусских евробондов, делается ставка на российский кредит (пресловутые 2 млрд долларов США). Поэтому внутренний рынок (совсем небольшой) рассматривается как способ перекрыться.

В Беларуси активизация привлечения валюты на внутреннем рынке через ГДО минфина началась еще в прошлом, 2013 году. Чтобы стимулировать покупку валютных ГДО, по ним даже установили определенные льготы. За год удалось привлечь от юридических и физических лиц почти 1 млрд долларов США. В планах правительства на нынешний, 2014 год было повторить этот «успех»: 800 млн. долларов США у юрлиц и 100 млн. долларов США  — у физлиц.

Вот только системные проблемы в экономике неизбежно сказываются и на возможностях субъектов хозяйствования. Ничего удивительного, что уже со второй половины 2013 года желающих добровольно приобретать ГДО практически не осталось. В результате продажи стали целевыми. Но и этот способ, как оказалось, ничего не гарантирует (несколько аукционов пришлось отменить). Поэтому в 2014 году аукционы по размещению ГДО стали растянутыми по времени.

Само по себе привлечение кредитных ресурсов для сведения балансов – устоявшаяся мировая практика. Особенно после того, как выдача кредитов стала обусловлена не оценкой кредитоспособности заемщика в целом (то есть в состоянии ли он вернуть кредит), а к его текущей платежеспособности (то есть может ли он обслуживать кредит). Такой оценкой является повышенная процентная ставка по кредиту (с учетом платы за риск). Судя по тому, что ставка по белорусским валютным ГДО составляет около 7%, общая оценка заемщика не очень уверенная.

Минусом кредитования не под конкретный проект (по таким ставкам реальных проектов совсем немного), а для сведения балансов, является получение эффекта только в начале. Роста доходов нет, а старые долги приходится отдавать – вот только деньги-то уже проедены. Поэтому для поддержания хотя бы действующего уровня приходится брать новые кредиты (перекредитовываться), то есть объем привлеченных долгов растет, а в «кармане» (бюджете) как была дырка, так она и осталась. Например, привлеченные средства физлиц в период декабрь 2013 года – май 2014 года (50 млн. долларов США) пошли (или пойдут) на погашение предыдущих выпусков ГДО для физлиц. То есть чем больше кредитов привлечешь, тем больше потом придется перекредитовываться.

То, что это не всегда легко, видно по займу от МВФ. В 2013 году удалось долг перед МВФ перевести в другие долги (которые придется отдавать или перекредитовываться еще раз позже), а как будет в этом году и последующих – сказать сложно. Пока объем госдолга Беларуси не очень велик (на 1.01.2014 составил 17,4% к ВВП), в той же Германии он составляет более 80% (то есть выше в 4 раза), но стоимость обслуживания госдолга у Германии ниже, чем для Беларуси, причем в той же пропорции. В результате для Германии обслуживание госдолга не очень обременительно, к тому же всегда можно перекредитоваться (в отличие от Беларуси проблем с поиском заемщиков у Германии нет).

Минфин Беларуси уже согласился с тем, что планы на 2014 год получить запланированные 900 млн. долларов США на внутреннем рынке нереальны. И не факт, что даже новая оценка в 500 млн. долларов США окажется верной. По данным Минфина за 5 месяцев этого года с помощью ГДО удалось привлечь около 200 млн. долларов США, причем почти половину – в мае. Причина понятна – на фоне совсем небольших  платежей по госдолгу и приезда интуристов на чемпионат мира по хоккею сокращение ЗВР на очередные 200-300 млн. долларов США стало бы приговором оптимистичным планам руководства Беларуси о восстановлении экономики. А там и до паники недалеко.

Тем не менее, ЗВР Беларуси за май сократились на 85 млн. долларов США. Скупка валюты населением и субъектами хозяйствования продолжилась – общий отток превысил 200 млн. долларов США, размещение ГДО на 100 млн. долларов США лишь несколько сгладили общую негативную тенденцию.

В июне только МВФ Беларусь должна выплатить 170 млн. долларов США, также в июне должны начаться выплаты по кредиту ЕАБР. А с учетом продолжения скупки валюты населением и субъектами хозяйствования потребность в валюте в июне может составить до 1 млрд долларов США. Сокращение ЗВР на такую сумму может «смутить умы». Поэтому Минфин надеется получить 1 млрд долларов США от ВТБ до конца июня и за счет этих средств удержать ситуацию под контролем. Вариант с очередной задержкой российского кредита даже не обсуждается, так как может оказаться крайне неприятным для всех, от простых людей до руководства Беларуси.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?