Ненужные "Искандеры-Э"

21.01.2013 16:57
Архив Редакция

Представляем вашему вниманию аналитическое обозрение белорусского политолога Андрея Поротникова, посвященное ситуации с поставками в Беларусь российских вооружений.

2015 год примечателен не только тем, что это год очередных президентских выборов. Это еще и последний год реализации Государственной программы вооружения Беларуси на 2006-2015 годы. Одним из пунктов которой значится замена оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Точка-У» новым комплексом российского производства «Искандер». Собственно говоря, разговоры о поставках их в Беларусь ведутся не первый год. Вот только результата пока нет. И в данном конкретном случае, отсутствие результата — хороший результат. Однако, обо всем по порядку.

В первую очередь возникает вопрос: какую именно модификацию ОТРК «Искандер» Россия готова поставить нашей армии? На сегодняшний день данный ракетный комплекс предлагается в трех вариантах: «Искандер-М» с дальностью пуска до 500 км; «Искандер-К» вариант с использованием крылатых ракет и аналогичной дальностью; «Искандер-Э», т.е. экспортный вариант, с дальностью применения 280 км. Последнее соответствует требованиям Режима контроля за ракетными технологиями, согласно которому экспорт ракетного вооружения с дальностью пуска свыше 300 км запрещен.

В силу этого самого Режима контроля можно с высокой долей вероятности утверждать, что Беларуси будет предложена именно последняя модификация — ОТРК «Искандер-Э». Которая, собственно говоря, «погоды не сделает».

По мнению военно-политического руководства страны, вероятными направлениями, с которых следует ожидать агрессивных действий, являются северное, северо-западное и западное, т.е. НАТО. Основная задача ОТРК – гарантированное поражение целей в глубине территории противника. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что у «Искандер-Э», даже если его выкатить к госгранице, «руки коротки» дотянуться не то, что до Лодзи с Познанью, но даже до Варшавы. А ведь в случае военного конфликта ОТРК будет действовать из глубины своей территории, под прикрытием от ударов с воздуха.

Белорусская доктрина сдерживания основывается на осознании противником того, что издержки от агрессии в отношении нашей страны перевесят всякий эффект возможной победы. Т.е. нам необходимо располагать ударными системами, которые гарантированно способны поразить не только объекты и скопления войск в прифронтовой полосе, но и крупные промышленные и административные центры, транспортные узлы, объекты критической инфраструктуры (электростанции, водозаборы, научные центры, места складирования токсичных и радиоактивных материалов и т.п.).

Исходя из вышесказанного, следует считать желательным принятие на вооружение твердотопливной ракеты с дальностью действия 600-700 километров с возможностью ее оснащения кассетной боевой частью. И вот тут возникает проблема, за которую следует сказать отдельное «спасибо» первому руководителю страны после восстановления независимости С. Шушкевичу. Его угораздило присоединиться к американо-советскому Договору «О ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности»  по которому наша страна не может иметь на вооружении ракеты с дальностью свыше 500 км. Эстония, Мальта или Монако могут, а Беларусь — нет. Возможно, на тот момент Договор и был актуален, но время идет и в настоящее время его положения носят явно дискриминационный характер. Никакие международные договоренности не есть догма. Никто не мешает Беларуси в связи с его выполнением, считать Договор прекратившим действие.

Однако и это не все. «Искандер» – система весьма не дешевая, даже с учетом возможных скидок со стороны российских партнеров. А вот с качеством у российского ВПК в последнее время проблемы: поступали рекламации на закупленное вооружение от Алжира, Индии и Китая. И от собственной, российской армии тоже. Нет никаких гарантий, что затратив сотни миллионов долларов, Беларусь получит продукцию надлежащего качества.

Таким образом, ОТРК «Искандер» далеко не самый оптимальный выбор. Прежде всего, в силу недостаточной дальности.

Вообще же, не до конца ясно, почему наш генералитет столь упорно лоббирует приобретение именно ОТРК. Более предпочтительными выглядят закупки крылатых ракет и  реактивных систем залпового огня (РСЗО) повышенной мощности.

Из европейских разработок наибольший интерес представляет шведско-германская крылатая ракета «TAURUS», имеющая дальность поражения свыше 500 км. Ракеты  выполняются в модификациях, позволяющих производить пуски как с самолетов (включая транспортные), так и с наземных платформ. Однако, как отмечено выше, международное право запрещает продажу ракет такой дальности. Но не запрещает их совместную разработку. Вот только с учетом политической изоляции страны это при нынешней власти невозможно. Потому как подобная кооперация требует доверия между партнерами, а доверие к официальному Минску на Западе «на нуле».

В этой связи более реальной видится кооперация с азиатским странами, которые, с одной стороны, имеют соответствующие технологии, а с другой, заинтересованы в продвижении своей продукции на международные рынки. И тут наиболее перспективным видится сотрудничество с Китаем и Пакистаном.

С конца 90-х годов прошлого столетия Пакистан осуществил успешную разработку национальной крылатой ракеты на базе американской «Томагавк». Речь идет о проекте «Хатф-7». Ракета теоретически способна преодолевать расстояние в 750 км и имеет большой модернизационный потенциал. Она отвечает всем требованиям современной ударной крылатой ракеты, может лететь с огибанием рельефа местности на скорости около 800 км/ч, погрешность при попадании не превышает 3-4 метров.

В свете особого характера белорусско-китайского сотрудничества стоило бы также обратить внимание на китайские реактивные системы залпового огня семейства «WS-2», которые поступают на вооружение китайской армии с 2004 года. Особый интерес представляет модификация  РСЗО «WS-2D» с дальностью стрельбы 400 км.  Для примера, самые мощные РСЗО, состоящие в настоящее время на вооружении национальной армии, «Смерч» имеют дальность в 90 км; ОТРК «Точка-У» — 120 км. Немаловажным является и то, что КНР активно продвигает свою военную продукцию в мире, предлагая не только льготные условия поставки, включая лизинг и кредит, но и трансферт технологий. Последнее для Беларуси может представлять особый интерес: закупив первоначальную партию вооружений, страна может получить документацию и комплектующие, которые позволят наладить самостоятельное  производство систем.

Таким образом, альтернативы закупкам «Искандеров» есть. Однако с 90-процентной вероятностью можно утверждать, что белорусская армия не увидит ни крылатых ракет, ни «Искандеров», ни «WS-2D» по очевидной причине: вопреки словесному потоку, поддержание национальной обороноспособности на должном уровне не является приоритетом для белорусских властей. И не потому, что нет денег. С финансами как раз-таки вопреки причитаниям белорусских чиновников все неплохо. Выделили же в прошлом году  300 млн долл на проведение "Дожинок". А сейчас выделяют следующие миллионы для того, чтобы  не развалилось построенное к празднику села в Горках.

Между тем надо понимать простую вещь: Беларусь – одна. И рассчитывать может только на себя. Очевидная деградация нашего оборонного потенциала (только за прошлый год страна утратила бомбардировочную и тяжелую истребительную авиацию) означает сохранение тотальной зависимости от России в области безопасности. В случае серьезного обострения внешнеполитической обстановки вокруг Беларуси наше государство, не располагая системами сдерживания, будет представлять собой не субъект, а объект отношений. Решать будут за нас другие.

Ненужные "Искандеры-Э"Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog

Как вам новость?