Ничего личного, только бизнес

11.08.2014 10:00
Архив Редакция

Конфликт вокруг Украины уже живет своей жизнью. Взаимные санкции только удобряют почву для эскалации конфликта. В ответ на санкции США и ЕС Россия ввела ответные. Пока речь идет об ограничении импорта продуктов питания из стран, которые отметились санкциями против РФ. Что же делать в этой ситуации Беларуси?

Опубликован список продовольственных товаров, запрещенных к ввозу в РФ из стран Евросоюза, США, а также Канады, Австралии и Норвегии. Он включает 13 наименований: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо птицы, рыба и прочие морепродукты, молоко и молочные изделия, фрукты, орехи, колбаса и продукты на основе растительных жиров. Импорт этих продуктов в РФ довольно значителен. На долю импорта мяса крупного рогатого скота приходится до 60 процентов продовольственного рынка, свинины — до 40 процентов, молока — до 20 процентов. Правда, эти данные учитывают импорт в целом, а не только из стран, попавших под санкции.

Конечно, сокращение импорта поставок будет стимулировать производителей этой продукции в самой РФ. Но это процесс небыстрый, поэтому грех не воспользоваться таким шансом для остальных стран. Беларусь уже заявила о готовности увеличить экспорт своей продукции в РФ. Что из перечисленного может предложить Беларусь? Во-первых, это мясо и молочка, во-вторых, это плодоовощная продукция, в-третьих, это морепродукты.

Тут сразу же стоит четко определить, эти поставки будут банальным реэкспортом (со сменой лэйбла на «произведено в Беларуси») или это действительно будет белорусская продукция?

Опыт и прецеденты такого реэкспорта есть богатые. Как и российский опыт его парирования. В современных условиях долго скрывать поставки (реальные, а не документарные) в промышленных масштабах в обход действующих правил невозможно. Методик их выявления достаточно. Например, крупные оптовики и оптовые базы известны, достаточно отслеживать товарные потоки по ним. Если вместо «голландской» картошки появится «белорусская», то после проверки на аутентичность все встанет на свои места. То же самое будет и с «разбивкой» больших объемов на несколько мелких. Методика «летучих» таможенных постов также уже отработана. То есть «промышленный» реэкспорт будет возможен только с одобрения РФ.

По большому счету, реальный объем поставок этих продуктов ограничен только производственными мощностями Беларуси и реальными возможностями по наращиванию производства. Например, производство сыра уже распределено между внутренним и российским рынками, и рост поставок возможен только за счет сокращения внутреннего рынка. Примерно та же картина и по другим санкционным позициям. В последние годы по молочным продуктам объемы поставок в РФ ежегодно согласовывались специальным документом, то есть торговля шла в режиме квотирования, поэтому прирост мощностей был искусственно ограничен. Теперь встает во весь рост вопрос о необходимости роста мощностей.

Самым «чистым» способом нарастить поставки продуктов питания в РФ станет замена импортом продуктов на внутреннем рынке в Беларуси, и экспорт белорусской продукции в РФ. Ну, или реэкспорт в указанных объемах (внутреннего рынка). Поэтому сейчас Беларуси нужно приложить максимум усилий, чтобы обосновать возможности роста внутреннего производства. В нынешних условиях это задача № 1.

А уже потом можно смотреть, действительно нужно увеличивать производственные мощности или достаточно ограничиться «легальным» реэкспортом в рамках обоснованных возможностей. Бросаться в инвестирование сломя голову не стоит, так как срок окупаемости проектов, особенно в молочной отрасли, исчисляется годами. А сроки санкций ограничены 2015 годом (то есть 1-1,5 года).

Стоит отметить, что 19 августа завершается так толком и не начавшаяся торговая война между Беларусью и Украиной. Стороны все обдумали и сделали правильные выводы. И если бы не существование ЕС и ТС, то все бы и осталось безоблачно. Но реальность требует учитывать обязательства перед партнерами. Беларусь не поддержала РФ в вопросе отмены льготного таможенного режима в торговле с Украиной. Поэтому поступление украинских товаров в Беларусь продолжится на прежних условиях. При этом Беларусь не сможет реэкспортировать эти товары в РФ.

Россия оказалась в сложной ситуации, так как серьезно конфликтовать с Беларусью в нынешних условиях глупо. К тому же Беларусь оперативно перенесла вопрос ратификации договора о ЕАЭС на конец года. Но и позволять Беларуси сильно наживаться на своих проблемах РФ не может. Поэтому конфликты и пресечение потоков реэкспорта будут решаться тихо, по-деловому, после выявления фактов. Соответственно, для Беларуси предпочтительнее ограничиться бумажным оформлением роста внутреннего производства и реэкспортом. Россия предпочтет «не заметить» этого в случае не перегибания с объемами.

Для увеличения поставок продуктов питания в РФ вряд ли будут сильно задействованы резиденты СЭЗов, так как появление оффшоров на российском рынке сейчас точно не будет приветствоваться. Главная задача, стоящая перед поставщиками, это легализация товара, а не минимизация налогов. Нужно либо обеспечить поставки «белорусских» товаров, либо обеспечить товарам «несанкционное» происхождение из других стран. Но из-за отсутствия выхода к морю, последнее сделать будет сложно, да и транспортные расходы заметно вырастут.

Все это опять поднимает вопрос создания Беларусью собственных сбытовых сетей, с помощью которых было бы намного проще обеспечить легальные поставки белорусских товаров с минимумом проблем (все нюансы было бы проще решать и прятать). Создание собственных сбытовых сетей должно стать основной задачей внешней торговли. И дополнительные доходы от увеличения поставок в Россию должны пойти именно на создание сетей, а не на латание дыр в бюджете.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?