"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"

13.06.2014 15:17
Архив Редакция

Олег Воробьев — заслуженный архитектор Республики Беларусь, Академик Международной Академии Архитектуры, руководитель компании "ВОРОБЬЕВ и ПАРТНЕРЫ", человек, который своим талантом и трудолюбием добился широкого признания не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, Олег Арсеньевич стал победителелем в номинации "Персона года" в профессиональной премии REALT GOLDEN KEY 2014, и команда Realt.by не без удовольствия отправилась в гости к именитому архитектору.

— Олег Арсеньевич, с чего начался Ваш путь в архитектуре? Это была детская мечта или взрослый осознанный выбор?

— С детства я любил рисовать, делал портреты, составлял натюрморты из объектов домашнего быта. Посещение Московского архитектурного института в юности произвело на меня огромное впечатление. Именно этот момент и стал настоящим толчком для меня. Увидев работы выпускников и осознав, что такое архитектура, я сделал свой выбор раз и навсегда.  Я стал интересоваться, читал литературу в этой области и, не раздумывая, после школы поступил на архитектурное отделение строительного факультета БПИ (ныне БНТУ) в Минске. Я всегда вспоминаю, что тогда сделал правильный выбор и нашел свое место в жизни.

Хотя, не только архитектура была моим увлечением в юношеские годы. Я любил спорт и добивался больших успехов, завоевывал награды и призовые места в соревнованиях по легкой атлетике, выступал за сборную Беларуси. Если бы я не стал архитектором, то, наверное, стал бы спортсменом.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"

 

— Чем занимаетесь вне работы? Расскажите про свое хобби или увлечение.

Архитектурному творчеству, как и другому любимому делу, нужно отдаваться целиком. Для меня архитектура — это и работа, и хобби. Я всегда нахожусь в поиске, стремлюсь к совершенству. Но в одном я уверен твердо — это мое дело. И еще больше я убежден в полезности своего труда, не только для меня, но и для тех людей, которые живут и работают в моих зданиях. А все остальное время я, конечно, посвящаю семье.

— Расскажите про свои первые проекты. Оглядываясь назад, ничего не хотелось бы поменять?

— По окончанию института я был направлен на работу в Минский областной филиал Белгоспроект, теперь это Институт Минскгражданпроект. Мне доверили проектирование нескольких ключевых объектов в Солигорске. Это административное здание ПО "Беларуськалий" в центре города, Дворец пионеров и школьников и спортивный комплекс. Работа была очень ответственная, ведь именно эти крупные объекты формировали центр застройки Солигорска. Мою работу высоко оценили профессионалы, за проектирование этих объектов я получил дипломы первой степени Союза Архитекторов БССР. Но сегодня, возвращаясь к ним, я бы многое поменял. Сегодня тенденции другие, технологии и материалы другие.  Конечно, это вопрос сложный. У меня часто спрашивают: можно ли сейчас реализовывать объекты, которые проектировались лет 10—15 назад и остались невостребованными? Я говорю, конечно, нет. За этот промежуток времени в жизни поменялось очень многое, и строить по проектам 10-летней давности было бы совершенно непрофессионально. Сейчас к нам пришли новые технологии, современные строительные и отделочные материалы, и я, конечно, теперь многое бы изменил. Установил бы хорошие вентилируемые фасады, качественные окна, поменял бы внутреннюю отделку.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

Важно понимать, что в архитектуре нет мелочей, даже к выбору дверной ручки нужно относиться с трепетом. Вот, к примеру, знаменитый американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт, создавая проекты жилых домов, планировал не только то, какая в доме должна быть мебель, но и в каком платье хозяйка должна встречать своих гостей.

Так происходит и в нашей компании "ВОРОБЬЕВ и ПАРТНЕРЫ", в творчестве нет мелочей. В основе нашей работы лежат четыре основных принципа, которые позволяют нам максимально эффективно решать поставленные задачи. В первую очередь, это профессионализм: каждый представитель нашей компании уникален, мы собрали лучших в области архитектуры и инженерии, и у многих стаж работы превышает 10-15 лет. Второе – это надежность. Всем нашим клиентам мы гарантируем соблюдение установленных сроков и бюджетных средств, мы умеем оптимизировать процессы проектирования и согласования, что гарантирует успех даже в самых сложных условиях. Третьим и немаловажным принципом является открытость. Мы нацелены на успешное профессиональное сотрудничество, в связи с чем создаем максимально комфортную рабочую среду для инвесторов. В любой момент инвестор может прийти к нам в офис, посмотреть на какой стадии проект и оценить прогресс за неделю. И последнее — это индивидуальность. Мы разрабатываем уникальные творческие решения и самое главное — мы знаем, как воплотить их в жизнь. За время существования наша компания построила более 60 крупных объектов, которые не просто вписываются в природный ландшафт или существующую застройку, но и преобразуют их, придают завершенность, сохраняя все функциональные преимущества. Лучшей же наградой для нас является признание клиентов и общества.

Самое главное в архитектуре — это идея. Прежде чем проектировать я всегда ищу ту концепцию, которая придала бы недвижимости уникальность и неповторимость.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

Идеей для проекта офисного здания Белорусской калийной компании послужила сама калийная соль.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

Вообще, этот проект включает в себя использование целого ряда новейших технологий. К нам приезжали специалисты, архитекторы и инженеры из Лондона. Их интересовало технологическое решение, которое было использовано при изготовлении стекла для фасада здания калийной компании. Снаружи кристалл выглядит красным, а изнутри стекло абсолютно прозрачное.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"

 

Сейчас по нашему проекту строится один из крупнейших объектов на проспекте Победителей — это многофункциональный спортивно-гостиничный комплекс. В центре композиции — универсальный спортивный зал с трибунами, справа крытый паркинг, слева — зал для игры в большой теннис. Строительство еще не завершено, но уже сейчас видно, что здание напоминает большую птицу, раскинувшую крылья вдоль реки. Откуда появилась идея сделать комплекс в виде птицы, что это значит? Как я уже говорил ранее, чтобы придать уникальность зданию, важно найти ту идею, которая будет отличать его от других. Птица — это сокол, который является элементом логотипа инвестора, Вооруженных сил государства Катар, именно их эмблему мы и взяли за основу проекта.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"

 

Открытие объекта запланировано на 2015 год.

Сейчас в разработке у нас много интересных и ответственных проектов, которые украсят Минск.

— За последние несколько лет Минск изменился до неузнаваемости, и, особенно сейчас, когда столица принимает гостей чемпионата, многие взглянули на город другими глазами. Можем ли мы гордиться Минском с архитектурной точки зрения? Что будет с городом через пару лет?

— Развитие города — это закономерный ход жизни. Беларусь также идет в ногу со временем, и Минск постепенно превращается в современный европейский город с развитой инфраструктурой и миллионным населением. Однако, на мой взгляд, визитной карточкой столицы является застройка вдоль проспекта Независимости. Главная артерия Минска выстраивалась по образцу Невского проспекта в Санкт-Петербурге: блокированные друг с другом доходные дома с лепниной, колонами, арками и нишами — все это нравится и нам, профессионалам, и простым гражданам. Сегодня это застройка уже стала культурным наследием страны.

Если же говорить о достижениях современных градостроителей, то, на мой взгляд, наиболее ценным из них является развитие водно-зеленого диаметра города. Слепянская водная система сегодня пронизывает весь Минск, и это большой успех, учитывая, что в столице нет большой реки. Минчане и гости столицы даже в жаркие дни, не имея своих дач и возможности выехать за город, могут приятно проводить время в центре города у воды.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"

 

Однако есть и печальные наблюдения: к сожалению, с развитием инвестиционных проектов и появлением на рынке новых зарубежных заказчиков, не знакомых с градостроительным решением города, мы видим, как важен фактор изучения, профессионального решения и широкого обсуждения архитектурной и гражданской общественностью. Новые объекты должны не уничтожать наследие предыдущих поколений, а выгодно оттенять и преумножать их значение. Постулатом архитектора в этом случае должно выступать одно только правило — не навреди.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"
 

— Олег Арсеньевич, а как быть с историческим центром Минска? Нам нужно ориентироваться на самобытный архитектурный ансамбль столицы или строить яркие модные здания из стекла, как это делается за рубежом?

— Существуют разные примеры регенерации исторических центров городов. В Варшаве, Лондоне, Амстердаме, Париже подходы к развитию центра разные. К примеру, в центре Токио рядом с дворцом императора ограничены радиус и этажность строительства. Все здания обязательно должны быть ниже дворца. А в том же Лондоне по соседству с памятниками архитектуры высятся модернистские шедевры именитых современных мастеров.

На мой взгляд, мы должны идти одним из двух путей — либо ограничить этажность и строительство в историческом центре вовсе, либо строить в центре такие здания, которое с первого взгляда будут вызывать восхищение. Только в этом случае общество поддержит и оценит нововведения.

— А как быть со спальными районами Минска? Можно ли что-то противопоставить уплотнению дворов?

— От уплотнения, к сожалению, никуда не деться. Из девяти миллионов белорусов, в городах проживают три, а по прогнозам к 2050 году численность горожан превысит 6,5 миллионов человек. Многие хотят жить в столице, и, чтобы дать им такую возможность, город должен расти. Другой вопрос — как он должен развиваться? Что бы там ни говорили, но в строительстве спальных районов прогресс есть — то, что сейчас делается в сфере панельного домостроения на порядок выше того, что было раньше. Однако с ростом населения потребуется еще больше нового жилья, офисов, предприятий, а это, несомненно, приведет не только к транспортному коллапсу, но и к серьезному экологическому кризису. Ведь, как ни крути, но развитие цивилизации сегодня является главным источником влияния на климат нашей среды.

"В историческом центре Минска можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать"

 

Что можно противопоставить этому явлению?

— Ответ на этот вопрос есть: в мире были приняты различные законы, документы и сертификаты по устойчивому развитию зеленого строительства. Требования касаются не только жилых помещений, но и общественных, производственных и офисных зданий. Соблюдение необходимых мер и использование современных технологий и экологически чистых материалов позволят улучшить нашу экологическую среду. Важна каждая мелочь и каждая деталь: из какой глины делается кирпич, какой краской покрываются стены, какого качества покрытие кладется на пол. Все это непосредственно влияет на здоровье человека. Однако, мы привыкли экономить. Оттого и получается, что внедрение дорогостоящих энергоэффективных домов не принимается обществом.

Да, зеленое строительство — это очень затратная вещь, но и польза от него колоссальна! И Беларусь уже также двигается в этом направлении, вводится сертификация зданий, проводится модернизация панельных домов — утепление. Кроме того, постепенно город будет освобождаться от предприятий — за пределы столицы будут вынесены промышленные зоны и заводы, а на их месте появится возможность построить новые жилые районы.

Также необходимо на уровне государства поддерживать программу обучения специалистов в области проектирования энергоэффективных зданий и сооружений, и осуществлять поддержку девелоперов и инвесторов, которые будут внедрять эти решения в свои проекты.

Постфактум:

В период проведения конкурса REALT GOLDEN KEY 2014 архитектору Олегу Воробьеву было присвоено Звание академика Международной Академии Архитектуры. Члены Академического совета Московского отделения Международной Академии Архитектуры (МААМ) 23 мая тайным голосованием поддержали кандидатуру заслуженного архитектора Республики Беларусь.  "Я благодарен высокой оценке Международной Академией Архитектуры моих заслуг в современной белорусской архитектуре. Эта оценка — показатель того, что в Минске строятся здания, соответствующие мировым стандартам", — подчеркнул Олег Воробьев.

Международная Академия Архитектуры — общественная организация, объединяющая ведущих архитекторов мира, деятельность которой направлена на стимулирование развития архитектуры и архитектурного образования.

Фотограф — Феликс Сиваков

 

Как вам новость?
Головоломки