Основные проблемы высшего образования в Беларуси

30.05.2013 09:41
Архив Редакция

В эти дни старшеклассники прощаются со школой и начинают подготовку к учебе в вузах. Что может дать им белорусская система высшего образования? Телеграф публикует мнение политолога Сергея Василенкова.

Когда-то высшая школа Советского Союза считалась одной из лучших в мире. Но СССР распался, и системы образования входивших в него стран с каждым годом начали ухудшаться. Многие граждане смогли окончить вузы и получить высшее образование, однако уровень этого образования порой весьма невысок. В некоторых постсоветских странах молодежь не умеет грамотно писать, а о прочтении художественной литературы или познаниях в истории и говорить не приходится.

В Беларуси в этом плане ситуация несколько лучше. По данным Национального статистического комитета, уровень грамотности взрослого населения Беларуси достигает 99,6%. 90% населения имеет базовое, среднее или высшее образование. Английским языком свободно владеют 64% молодых людей, а немецким — 40%. За последние десять лет среди молодежи количество граждан с высшим образованием увеличилось на 7%. Однако проблемы все равно есть, причем они достаточно серьезные и нуждаются в комплексном подходе. 

По оценкам престижного онлайн-рейтинга университетов Webometrics, мировыми лидерами в сфере образования являются Калифорнийский институт технологий, Стэнфорд и Оксфорд. Чтобы отыскать в этом списке хотя бы один белорусский вуз, придется хорошо постараться: БГУ занимает 639-е место, ГрГУ — 1861-е, а БГПУ — 2327-е. Высшее образование в Беларуси предоставляют 43 государственных и 10 частных вузов, и все они имеют свои определенные особенности и недостатки.

Приведем шесть главных проблем белорусского высшего образования, которые не дают отечественным вузам стать ведущими учебными заведениями мира. Отметим, что подобные проблемы имеют практически все постсоветские страны, поэтому Беларусь не является исключением.

1. Несоответствие рыночным законам

Десятки лет процесс образования происходит через односторонние лекции: преподаватели рассказывают, а студенты записывают. Студенты, окончив вуз, не могут приспособиться к рыночным законам. Выпускникам просто не хватает знаний, как реализовать собственные идеи — ни о каком критическом мышлении, методах ситуационного анализа, проектном подходе либо обычной возможности оспаривать мнение преподавателя речи вообще не идет. А ведь именно эти навыки помогают решать нестандартные задачи, проводить анализ рисков и открывать собственный бизнес в наших реалиях.

Вузы с трудом адаптируются к изменяющемуся рынку профессий: фандрайзер, саунд-дизайнер, инженер климата, патентный поверенный — такими специальностями в белорусском реестре даже не пахнет, тогда как на Западе они очень востребованы. Вузы зачастую готовят специалистов, которые не нужны рынку, их и так хватает. Поэтому стало уже нормой, когда выпускник не работает по специальности. 

2. Жесткая регламентация со стороны министерства образования

Чем разнообразней образование, чем больше в стране не похожих друг на друга вузов (по структуре, типам, решаемым задачам), тем лучше. Белорусские же университеты напрямую зависят от министерства образования, они лишены каких-то академических свобод, ректоров (даже частных вузов) назначает министерство – академическое сообщество не может оказывать на них никакого влияния. Коллаборация между институтами или минимальна, или полностью отсутствует, что работает не в пользу учащихся. 

3. Игнорирование международного опыта

Все западное по привычке и зачастую бессознательно вызывает среди чиновников негативную реакцию. Беларусь — единственная европейская страна, которая не присоединилась еще к Европейскому пространству высшей школы (хотя первые шаги были сделаны еще в 1993 г.). В этом году Беларуси отказали во вступлении в Болонский процесс, и этот вопрос будет рассмотрен только через 3 года.

Что дает Болонский процесс? Автономию университетов, повышенную мобильность студентов, двухуровневую систему «бакалавриат плюс магистратура», участие студентов в управлении образованием, признание дипломов университетами различных стран. Это все могло послужить серьезной мотивацией для студентов, но пока Беларусь очень медленно двигается навстречу необходимым реформам.

4. Маленькая зарплата учителя и низкий статус профессии

Учитель – одна из основных и уважаемых профессий в обществе. Однако в постсоветских странах, похоже, так не считают. Низкие зарплаты, отсутствие уважения в обществе, обширные стандартизации и необходимость соответствия образовательным планам, необходимость писать множество отчетов — это далеко не полный список «радостей», которые подстерегают отечественных учителей. 

Профессия педагога не является престижной, поэтому зачастую в учителя берут человека, который хоть немного соответствует минимальным критериям для этой должности. Часть проблем преподавателей решит повышение зарплаты. Это позволит привлечь в вузы более профессиональных и заинтересованных людей, кроме того, отвлечет учителей от сторонней подработки. 

5. Высокая стоимость

Возможность получить качественное образование зачастую связана с высокой оплатой за него. По данным минобразования, платное обучение на стационаре в вузах обходится студентам ежегодно в 800-1600 долларов. Даже президент Лукашенко считает это достаточно высокой платой. Однако по заявлениям министра образования, в Беларуси нет ресурсов для снижения цен, наоборот, в этом году планируется очередное повышение стоимости обучения.

6. Ограниченная методология и субъективные системы оценки

К главным проблемам относят саму методологию обучения, а также оценки успеваемости учащихся. И совершенно непонятно, что именно оценивать: умение мыслить, старание в работе, потенциал, объем знаний?

Очень часто двоечники преуспевают в жизни, обладая сильной предпринимательской жилкой, тогда как многие отличники ждут поощрений за свой красный диплом, но далеко не все их получают. Встает вопрос, нужны ли вообще отметки и что они дают в жизни? Но ответа на него пока нет. 

Продолжать можно бесконечно. Это лишь основные проблемы белорусского высшего образования, которые необходимо решать, причем срочно. Иначе может произойти полная деградация отечественной системы образования.

Как вам новость?