Почему Беларусь не Сингапур

21.03.2013 17:34
Архив Редакция

Предлагаем вашему вниманию комментарий директора по исследованиям "Либерального клуба" Евгения Прейгермана по поводу ряда заявлений президента Беларуси Александра Лукашенко в ходе его визита в Сингапур 21 марта:

Среди заявлений, сделанных А. Лукашенко и другими членами белорусской правительственной делегации в Сингапуре, особое внимание на себя обращают две темы:

1. Полезность опыта развития Сингапура для Беларуси.

2. Перспективы получить сингапурские инвестиции.

Представляется, что обе эти темы едва ли могут оправдать ожидания белорусских властей.

Почему Беларусь не Сингапур

Как передает БелТА, подводя итоги переговоров с руководством Сингапура, А.Лукашенко заявил, что Беларуси может быть полезен уникальный опыт развития этой страны. Примерно об этом же сегодня говорили министр иностранных дел Владимир Макей и министр экономики Николай Снопков.

Не удивительно, что белорусскому руководству очень импонирует модель развития Сингапура. Эта страна смогла достичь ошеломляющих успехов в социально-экономическом развитии, сохранив жесткий авторитарный политический режим. Именно этого, безусловно, хотелось бы и властям Беларуси.

Однако в Беларуси сингапурский опыт абсолютно бесперспективен.

Во-первых, чтобы иметь уровень Сингапура, необходимо провести кардинальные рыночные реформы (что сингапурские власти начали делать еще в 1960-70-е годы). А чтобы иметь такие реформы, их НУЖНО ДЕЛАТЬ, упорно и последовательно.

В Беларуси же воли к таким реформам совершенно не наблюдается. Наоборот, 2012 год показал склонность руководства страны вновь и вновь прибегать к хорошо известным ему командно-административным методам управления экономикой. Достаточно вспомнить случаи с ренационализацией кондитерских фабрик "Спартак" и "Коммунарка", введением Декрета № 9, а также стремление полностью контролировать даже те ОАО, где государство не имеет контрольного пакета акций (через представителя государства, призванного защищать миноритариев).

Во-вторых, многочисленные международные исследования однозначно свидетельствуют о том, что для стран с командно-административной экономикой социалистического типа (именно то, что имеет Беларусь) практически исключен вариант успешной рыночной трансформации при авторитарной власти. Это, среди прочего, объясняется следующими факторами:

Большой размер государства (уровень госрасходов) и госсобственности делает авторитарную систему особенно уязвимой для коррупции и поиска ренты.

 
Для командно-административных экономик традиционно характерна хорошая самоорганизованность номенклатуры, которая способна противостоять реформам (в Беларуси это уже проявилось на примере провала списков приватизации прошлых лет).
 
Отсутствием у недавно социалистических экономик сильной правовой традиции (которая, напротив, была в Сингапуре благодаря английскому колониальному наследию).

В таких системах, даже если верховная власть инициирует рыночные реформы, они с большой вероятностью очень быстро "замораживаются" на уровне нынешних и бывших чиновников, которые стремятся извлечь из процесса реформ личную выгоду. Особенно это проявляется в отношении приватизации.

Поэтому у белорусского руководства нет оснований надеяться на сингапурскую модель развития. Применение такой модели в Беларуси может привести лишь к аналогу бандитской приватизации 1990-х годов в России. Для нашей страны критически важно, чтобы экономические реформы сопровождались процессом политической демократизации.

А готов ли сингапурский бизнес инвестировать в Беларусь?

«Сейчас мы готовы рассматривать любые предложения по приобретению пакетов акций наших крупнейших компаний. Единственное условие – прозрачность, экономическая обоснованность и взаимная выгода», – цитирует Александра Лукашенко Телеграф.

То, что мы готовы рассматривать варианты, это понятно. Но готовы ли сингапурские бизнесмены рассматривать вариант инвестированию в Беларуси – это большой вопрос.

Политические декларации и предложения из уст президента не играют большой роли в деле привлечения внутренних и иностранных инвесторов. Определяющюю роль играет то, какие условия ведения бизнеса в стране и насколько защищены права собственности.

Поэтому сингапурским инвесторам достаточно просто взглянуть на места Беларуси в нескольких международных рейтингах, чтобы сделать выводы. А места эти далеко не самые высокие. К примеру:

  • Международный индекс защиты прав собственности от Property Rights Alliance – 117-е место (по оценке НИЦ Мизеса в 2011 году)
  • Индекс восприятия коррупции от Transparency International – 123-е место (2012)
  • Индекс экономической свободы от Heritage Foundation – 153-е место (2012).

Сам Сингапур в этих рейтингах занимает лидирующие позиции.

Справка:

Евгений Прейгерман – директор по исследованиям ОО "Дискуссионно-аналитическое сообщество "Либеральный клуб".

Специалист по международным отношениям (ФМО БГУ), магистр европейской политики (Сассэкский университет, Великобритания).

Имеет опыт работы в международных организациях (УВКБ ООН, Международный секретариат Седерчепингского процесса, БДИПЧ ОБСЕ). Регулярно участвует в исследовательских проектах Белорусского института стратегических исследований и Аналитического центра "Стратегия". Пишет аналитические материалы для информационного агентства БелаПАН и англоязычного интернет-издания BelarusDigest. Ведет аналитические программы на аудиопортале "Примус".

Как вам новость?