Приручаем язык. Руководство для начинающих

22.09.2014 10:32
Архив Редакция

Давайте проведем эксперимент: вы удобно усядетесь в любимом кресле, расслабитесь, закроете глаза и подумаете: английский…. Что первое приходит в голову? Бессилие и раздражение от нечленораздельного потока чужеродной речи? Высшая математика грамматических правил и тоскливо-бесконечный перечень исключений из них? Стресс, скука, барьер… Грустно, но по данным опроса 2013 года только один из 4 белорусов ассоциирует иностранный язык с позитивными вещами: путешествиями, общением, новыми возможностями. Для большинства же язык Шекспира так и остается чем-то, похожим на Туманный Альбион – непонятно далеким, промозгло чужим и скалисто неприступным.

Мы хотим изменить это. Мы искренне верим, что изучение иностранного языка – это не только полезно и интересно, но и просто. Главное, подходить к процессам с умом и следовать 7 золотым правилам начинающего англофила.

 

Правило 1: Разумная требовательность и активная жизненная позиция

Что делать: Включить здравый смысл и не форсировать процессы.

Всемирно известный молекулярный биолог Джон Медина, специализирующийся на особенностях работы человеческого мозга, утверждает, что два основных слагаемых любого стресса это завышенные ожидания и отсутствие возможности контроля. Если следовать его логике, изучение иностранного языка возглавляет хит-парад страхов, тревог и волнений. Для того чтобы стать счастливым исключением, получающим истинное удовольствие и радость от занятий английским надо:

• Осознать, что ребенок и взрослый изучают язык совершенно по-разному. Там, где малышу потребуется всего пара-тройка месяцев бесконечных повторений, у взрослого уйдет несколько лет сознательного изучения. Это не означает, что вы сможете спросить дорогу или заказать пиво в пабе только досконально изучив Present Perfect и запомнив длинный список слов по теме «Еда». Современные методики дают практически мгновенный результат. Однако полноценное овладение языком на достаточно хорошем уровне — это длительный процесс, рассчитанный на годы, а не недели или месяцы. 

 Стремиться понять логику каждого занятия. Не стоит механически выполнять с вашей точки зрения скучные или глупые упражнения – они все равно не принесут много пользы. Если ваш преподаватель профессионален, он с удовольствием объяснит, зачем вы делаете то или иное задание — это позволит сделать процесс обучения максимально осознанным и эффективным.

 Обратить внимание на свои индивидуальные особенности в отношении изучения английского: как вам легче запоминаются слова, в какое время суток вы максимально активны, каким образом иностранный язык связан с зоной ваших личных интересов. Крайне важно «оживить» для себя английский – перевести его изучение из разряда скучного академического времяпрепровождения в возможность узнать что-то интересное и полезное из первоисточника. Новинки автоиндустрии, интервью бизнес-гуру, откровения звезд, рецепты кулинарных изысков – россыпи богатого, красивого, а главное, настоящего и полезного, языка находятся всего лишь на расстоянии нескольких кликов от любого, мало-мальски знакомого с интернетом, пользователя.

Приручаем язык. Руководство для начинающих

Правило 2: Английский и я

Что делать: Творчески прорабатывать учебный материал.

Кто-то всю жизнь решает за нас, что и в каких объемах нам учить. Кто-то прописывает программу, выстраивает темы в учебнике, подбирает списки слов, сплетает в затейливый узор грамматические правила… Мы привыкли доверять специалистам. Но полностью передав бразды правления в их руки, мы отключаемся от процесса, превращаясь в пассивного пассажира – тем самым сводя эффективность обучения к серенькому «удовлетворительно».

Наш мозг – удивительно тонкий и сложный механизм – мгновенно оценивает полученную информацию, прежде чем разметать ее по полочкам своих отсеков. Почти все, что мы узнаем за день, уходит из памяти в первые же минуты с пометкой «треш». И только то, что наш мозг фиксирует как нужное ЛИЧНО нам и важное ЛИЧНО для нас, может пережить этот жестокий естественный отбор и надолго осесть у нас в голове. Значит, для того, чтобы информацию запомнить, надо ее «активировать» — доказать своему же мозгу, что это конкретное слово или правило будет применимо в вашей собственной жизни. 

Например, механическое заучивание слова sea urchin (англ. морской еж) практически обречено на провал. Но если вспомнить, например, о предстоящей поездке в теплые страны, о необходимости купить специальные морские сандалии чтобы не поранить ногу об этого представителя фауны, представить ощущение морского ежа в вашей руке – sea urchin(англ.) вмиг займет прочное место в вашей памяти.

Правило 3: Здоровый сон

Что делать: Не допускать недосыпания.

Один из экспериментов при изучении последствий недосыпания показал, что если подопытную группу здоровых 30-летних людей систематически частично лишали сна (заставляя спать на 2 часа меньше нормы каждого испытуемого) в течение одной недели, то к концу этого срока все системы их организмов функционировали как у 60-летних! Неделя хронического недосыпания внутренне состарила испытуемых вдвое! По завершении эксперимента понадобилось еще столько же времени для того, чтобы вернуть людей в норму. Какой уж тут английский…

Сон крайне важен не только как возможность отдохнуть и восстановить силы. Помните студенческие байки про то, что достаточно положить учебник под подушку, чтобы все его содержание само по себе перекочевало в мозг? На удивление, в этом есть своя доля правды. Правда перед сном вы должны еще и прочитать то, что хотели запомнить. Дело в том, что сон принципиально необходим не только для того, чтобы дать отдых организму, но и для того, чтобы мозг мог спокойно обработать полученную за день информацию, рассортировать и классифицировать, переложить все самое важное из кратковременной в долговременную память. Так что не надо паниковать, если вы не можете с ходу воспроизвести стихотворение или применить на практике правило. Главное, понять материал и пометить его для себя самого как важный, а дальше ложитесь спать — утро вечера мудренее.

Правило 4: Perpetuum Mobile

Что делать: Как можно больше двигаться.

«В здоровом теле — здоровый … мозг» убедительно доказали американские антропологи. Первобытные люди были вынуждены постоянно передвигаться в поисках еды и убежища. Каждый день мужчины проходили от 10 до 20 километров, женщины — примерно вдвое меньше. Основная задача, предопределившая эволюционирование человеческого мозга, – принятие решений в нестандартных ситуациях в условиях постоянного движения. Именно поэтому нам лучше думается на ходу, во время прогулки по парку/сеанса в бассейне/зарядки на велотренажере — нужное подчеркнуть. Но уж никак не сидя перед экраном компьютера в душном офисе. Выписывайте слова и выражения на карточки, которые можно носить в карманах и доставать во время прогулки, закачивайте в плейер стихи, песни, тексты на иностранном языке и шагом марш к красивому английскому!

Приручаем язык. Руководство для начинающих

Правило 5: Повторенье — мать ученья

Что делать: Регулярно повторять уже пройденный материал.

Мы знаем это с детства. Однако почему-то практически все учебники английского построены в виде автономных и самодостаточных разделов, практически не связанных друг с другом. «Пройдя» какую-то лексическую или грамматическую тему и написав по ней тест, студент откладывает ее в архив как изученную и … забывает о ней. Вот и получается, что тема «пройдена», но никак не выучена. 

Постоянно повторяя материал в рамках отдельно взятого модуля, активно участвуя на занятии и выполняя домашние задания, мы успешно закладываем необходимую информацию в нашу оперативную память. Это стадия первичной обработки. Далее включаются внутренние механизмы, которые помогают новым знаниям осесть, улечься и выкристаллизоваться в нашей долговременной памяти. Если по итогам этого процесса не происходит вторичного этапа повторения, память о материале тускнеет и, со временем, выветривается. К сожалению, ученые пока не могут предложить четкий график повторений, который подходил бы всем. Мы знаем одно: чем регулярнее студенты пересматривают свои записи по уже изученному материалу, тем прочнее он укореняется в памяти. Повторением память не испортишь.

Правило 6: Стресс и прочие приятности

Что делать: Полюбить занятия иностранным.

Нелюбимое занятие никогда не принесет радости — значит, и польза от него будет минимальной. Первое, что надо сделать студенту, чтобы обеспечить успех всего начинания, это разобраться, за что можно полюбить иностранный язык.

Изучение языка это стресс. Но значит ли это, что такой стресс плох? Примеряя забытую роль студента, знакомясь с новыми людьми, общаясь и пробуя себя в новой области, мы держим в тонусе память, становимся увереннее и интереснее. Получается, английский – это очень даже полезный стресс, который нас развивает и делает лучше.

 

Если у вас все еще остались вопросы, мы всегда рады на них ответить в наших офисах по адресу: Минск, пер. Броневой, 11; Минск, ул. Романовская слобода, 13 и Могилев, ул. Ленинская, 13А или по телефонам (017) 306-44-06, (017) 290-44-90, (029) 509-44-09, (029) 688-13-92, (222) 25-10-00.

Присоединяйтесь к нам в ВКонтактеFacebook и Twitter и общайтесь с единомышленниками.

www.str.by

Как вам новость?