Продажа частного бизнеса в Беларуси и США. Сравнительный анализ

20.05.2013 13:54
Архив Редакция

Процесс сравнения всегда неблагодарный. Это касается разновеликих величин. Понятно — один свежее, ярче, качественнее, а другой — гнилее, тускнее, с браковинкой. Трудно, конечно, сопоставлять работу доменной печи и утюга. Но если при сравнении не унижать слабого, не топить утопающего, а определить тот необходимый штрих, который позволит слабому подняться, тонущему — выплыть, то такое сравнение только на пользу. Проанализирую два рынка двух разновеликих экономик США и Беларуси, рынка купли-продажи частных предприятий.

Появившейся в Англии более 300 лет назад рынок купли-продажи предприятий имеет сегодня глобальное экономическое значение. Русские приобретают готовый  бизнес в Европе, европейцы — в Азии и Америке, и  эта торговля имет миллиардные обороты. Но основное количество  сделок происходят, конечно же, внутри стран. Это оборот малого и среднего бизнеса. Этот рынок характеризует экономическое благостояние страны, экономичесую свободу выбора  и предпринимательства.

Процесс продажи преприятий частного бизнеса в Беларуси выстроен по схеме интернет-телефона. Большинство продавцов для продажи своего детища используют интернет. В Республике есть несколько популярных сайтов, где бесплатно или практически бесплатно можно размещать объявления на продажу.

Например, на сайте «Из рук в руки» выставлено 160 частных объявлений и примерно 300 от консалдинговых компаний. Об уровне некоторых объявлений можно судить по следующим  примерам:

— Продается парикмахерская, аренда 45000м.кв. 18 000 $;

— Продается новое Кафе-клуб, с правом аренды, перспективное место возле кинотеатра, работает всего 2 недели. Новый молодой персонал. есть перспектива летней террасы. в выходные дни дискотека и живой звук ( цена назначена за право аренды — 200 000 $);

— Бизнес торговый рентабильный в г. Минске. Сеть продовольственных павильонов (5 шт.) оборудованных, с хорошей проходимостью, клиентской базой.

И т. п. Объявления, которые могут привлечь разве-что безденежного Остапа Бендера.

На сайте http://oo.by/  размещено 54 объявления, но все они дублируют предложения, высталенные на сайте «Из рук в руки» .

На сайте http://realt.by в разделе «Продажа готового бизнеса, помещения сферы  услуг» выставлено 713 объектов, но в основном это объекты недвижимости с действующим или еще не открытым бизнесом.

На сайте http://slando.by/  518 объявлений, но и они  дублируют предложения  других сайтов.

Кроме того имеется пять сайтов, специализирующихся на бизнес-брокерских услугах.

Главная особенность белорусского рынка — продавцы хотят продать свой бизнес без посредников.

Я не буду обсуждать «посредников» — уровень их компетентности определяет рынок. У меня вопрос — почему все так чураются бизнес-брокеров? Бизнес-брокер — это компания или индивидуальный предприниматель, который осуществляет помощь в покупке или продаже бизнеса. Без участия бизнес-брокеров не совершается ни одной крупной или средней сделки по продаже готового бизнеса. Есть упорные продавцы, которые годами продают свой бизнес. При этом на вопрос, почему вы дали объявление такого содержания: «Продаю производство окон из ПВХ за 40000 долларов», не указав при этом, какие активы входят в сумма 40000 долларов, получаю постоянный ответ: «Это коммерческая тайна — не скажу!»

В Соединенных Штатах процесс продажи действующего бизнеса выстроен более цивилизованно. Здесь действует принцип: «Не пытайтесь продать себя!»

Для продажи предприятия нанимают:

— профессионального оценщика, который может определить, сколько стоит  бизнес. Его  оценка будет иметь гораздо больше доверия для потенциального покупателя, чем личное мнение самого продавца о стоимости бизнеса;

— коммерческого риэлтора или бизнес-брокера который займется поиском потенциальных покупателей и поможет  ориентироваться в процессах продаж;

— адвоката, который  может составить и просмотреть документы, необходимые для продажи  бизнеса, и составить необходимые договоры купли-продажи.

В США зарегистрировано более 8200 бизнес-брокеров. Все они пользуются кроме собственных сайтов крупнейшими американскими порталами: http://www.bizbuysell.com, http://www.ibba.org/ и http://nyabb.org/ .

Сайт http://www.bizbuysell.com имеет в своем активе 50000 успешных продаж готового бизнеса, этот специализированный сайт ежемесячно посещают 910 000 человек, которые просматривают более 2 млн страниц. Более чем успешные показатели.

Размещение на сайте платное и зависит от уровня просмотров данного типа лотов и сумма колеблется от 59,95$ до 79,95  за размещение на 3 месяца.

На продажу выставлено: только в Нью-Йорке 824 ресторана, из которых 47 стоимостью свыше 1 млн. доллара, 79 — стоимостью до 100 000 долларов. Выбор огромный. При этом надо отметить, что по выставленным предприятиям  имеется достаточно подробная информация об активах предприятия с основными финансовыми показтелями. Причем цифры эти публикуются на основании бухгалтерской отчетности. Стоимость предприятия, как правило, определена оценщиком. Объявления размещают бизнес-брокеры.

Что мы имеем у нас?  Вот пример объявления на крупном российском сайте:

Приобрету готовый бизнес в Москве, стоимостью до 500 000 руб., с чистой прибылью не менее 120 — 150 000 руб./мес. Официально подтвержденный доход, отсутствие задолженностей (кредиты, налоговая и т.д.) с работающим персоналом. Желаемые направления: торговля, сфера услуг (рентабельная), общепит. Франшиза не интересует!!! Только ООО с последующей сменой учредителя, ген.директора. Предложения рассматриваю только от собственника, либо представителя — брокера (комиссия должна быть учтена в стоимости бизнеса). Перед покупкой будет проводиться проверка бизнеса!

Будущий или уже действующий бизнесмен хочет приобрести предприятие с окупаемостью 4 месяца! Очень я сомневаюсь, что в природе существует легальный бизнес с такой окупаемостью. Еще больше сомневаюсь, что такой бизнес, если он есть с такой прибылью, будут продавать.

Вот типичный расклад при продаже бизнеса в России. Это показатели ресторана японской кухни в центре Москвы:

Ориентировочная стоимость бизнеса: $ 550 000
Ориентировочные среднемесячные обороты: $ 60 000
Ориентировочная ежемесячная прибыль: $ 13 000

«Классическое» объявление на белорусском «раскрученном» сайте:

Кулинарное производство. (60.090$). ООО со всей разрешительной документацией. Свежий ремонт, новое оборудование. Производство — 180 кв.м., офис -20 кв.м. Гос. аренда эквивалент 672 дол. США за всю площадь. Ведущий специалист: Алексей.

За что здесь просят 60 090 долларов США, думаю, даже вышеупомянутому Алесею неизвестно.

А это анонс объявления на американском сайте:

Автозаправка в Северной Калифорнии. Цена:  $895 000. Общий оборот компании:  $ 2,532,528;  Прибыль:  $ 113,144 ( на конец июня 2012 года). Указанный бизнес принадлежит одному и тому же лицу последние 30 лет. В стоимость бизнеса входит недвижимость.

Коротко, ясно и внятно.

Беларусь — маленькая страна. Экономическая составляющая существования страны вне критики. Потому что — вне логики. Бизнес существует с оглядкой, люди на работу ходят с оглядкой, актеры и министры работают с оглядкой. Причины продажи частного бизнеса в Беларуси отличаются от причин в США кардинально. Основная причина продажи за океаном покажется вам бредовой — в связи с уходом на пенсию, иногда — смена места жительства.  В Беларуси — все прозаично. Нерентабельно! Хотя причины называются разные, но нерентабельно — это и есть правда.

Непрозрачность рынка пугает инвесторов, в первую очередь внешних. Уровень подготовки предприятий к продаже вызывает недоумение.

Причины такого подхода понятны. Если раскрыть все карты, то  желающему приобрести бизнес в Беларуси надо доплачивать за его поступок, а не требовать оплаты за сомнительные активы.

Продавец не идет к оценщику, потому  что сам знает, сколько хотет получить за свой  бизнес и платить за эту услугу не собирается. Продавец не идет к аудитору потому что знает, что дела неважны и платить ему не собирается.  Продавец не идет к бизнес-брокеру потому , что не хочет делиться.

Покупатель всегда боится gосредников.

Так происходит на отечественном рынке консалдинговых услуг. Институт посредников всех раздражает.  И объяснять, что посредник при покупке-продаже готового бизнеса – это в первую очередь специалист, а не спекулянт, бесполезно.

И все-таки проблема не в посреднике, а в самом продавце готового бизнеса в отсутствии культуры продаж, в неуважении к покупателям.

Юрий Эбер, рукодитель проекта Vashafirma.by
 

Как вам новость?
Головоломки