«Русский дом» в стране литвинов

25.02.2010 18:22
Архив Редакция

Создать пророссийскую «пятую колонну» в Беларуси можно единственным способом — фрагментировав белорусский народ на отдельные составляющие. Принцип «разделяй и властвуй» пока еще никто не отменял.   

Итак, будем считать, что ситуация вокруг Союза поляков Беларуси и Дома польского в Ивенце нам стала более-менее понятной. Впрочем, судя по некоторым комментариям, многим посетителям блога заявленная мной тема показалась скучной и неактуальной. По их мнению, так называемый «польский вопрос» в Беларуси никого, кроме самих поляков, не интересует, а значит и обсуждать тут особо нечего. Об этом написал, например, некто Минчук, цитирую: «Большинство населения в Беларуси польский вопрос не волнует. Польский вопрос в Беларуси волнует только москалей и других гостей, что знают о Беларуси только из прессы.  Живет, наверное, господин Бречек не в нашей стране, чаяний и мечтаний жителей Беларуси не знает. Вот и пишет всякую отстраненную чушь…» Честно говоря, даже и не знаю, как на этот пассаж отрегировать. Могу разве что привести знаменитое стихотворение известного во всем мире протестантского пастора, теолога и антифашиста Мартина Нимёллера, которое называется «Когда они пришли…» А звучит оно в русском переводе так: «В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем… Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом они пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».  В этом стихотворении и кроется разгадка моей «отстраненной чуши».  Уж поверьте мне, я отлично знаю изнутри все «чаяния и мечтания» белорусских обывателей, главное из которых – выжить любой ценой. Мол, достаточно «затихариться» где-нибудь в своем неприметном углу, «прикинуться ветошью», а там, глядишь, и пронесет… Вот я своими далеко не совершенными статьями и хочу убедить кого только можно – не пронесет. Если мы и дальше будем сидеть, как мыши под веником, безразличные к окружающему миру и парализованные своим безусловно-национальным  инстинктом самосохранения, рано или поздно  та же участь постигнет и нас. Можете не сомневаться – за нами тоже придут, и будет очень жаль, если к тому времени за нас уже некому будет заступиться…

Идейную солидарность с Минчуком выразил и наш коллега  Сарказмов,  саркастически обратившийся ко мне со словами: «Господин Бречек, тема вижу не актуальна и предлагаю к обсуждению тему о загадочности не русской, а еврейской души. Эту тему пытаются избегать к обсуждению, но я просто не нахожу слов  восхищения этим народом!…» Ничуть не возражаю, к тому же я полностью разделяю трогательные чувства г-на Сарказмова, восхищенного еврейским народом, считая, как и он, что душа этого во всех отношениях выдающегося народа  не менее загадочна и интересна, чем русская или белорусская. Когда-нибудь я этим советом обязательно воспользуюсь, но пока предлагаю действовать по порядку: покончив на время с «польским вопросом», давайте обратимся к его alter ego в Беларуси — «русскому вопросу». И это не мое субъективное «русофобское» желание, но так уж случилось, что «русский вопрос» в нашей суверенной республике  недавно вновь громко заявил о себе, и пройти мимо этого факта просто нет никакой возможности.  А произошло вот что. На днях настоящую бурю во всем русскоязычном Интернете, особенно в Байнете, вызвало интервью некоего Андрея Геращенко – гражданина Беларуси, совмещающего в своей деятельности сразу несколько ипостасей: руководителя витебского общественного объединения «Русский дом», писателя (члена официального Союза писателя Беларуси) и плюс ко всему чиновника администрации Октябрьского района г.Витебска —  начальника отдела по работе с молодежью. Но в данном случае он выступил не как чиновник или литератор, а  как «крупный общественный деятель международного масштаба», дав обширное интервью российскому «информационно-аналитическому порталу постсоветского пространства Материк», наговорив в нем много чего сокровенного.  Но прежде пару слов про общественную организацию «Русский дом» в Витебске, председателем которого А.Геращенко и является.

ВОО «Русский дом» было зарегистрировано в Витебске 26 июня 2009 года. Существовала эта организация и раньше, по крайней мере на протяжении десяти лет, но под вывеской Витебского отделения РОО «Русское общество». Сейчас же ВОО обрело полную самостоятельность, после чего было немедленно принято состав «Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников в Республике Беларусь при посольстве РФ в РБ». По словам самого А.Геращенко, за свою короткую историю «Русский дом» успел сделать много полезного: школьники получили возможность посетить С.-Петербург, ветераны – отдохнуть в санатории «Лётцы», библиотеки Витебска получили более 10 000 книг, люди, которые интересуются русской культурой, получили российские издания на сумму около 5 000 000 рублей. Проведено также множество культурных мероприятий, в основном посвященных  65-летию освобождения Беларуси и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Все это стало возможным  благодаря финансовой помощи посольства РФ в Беларуси. Кроме того, согласно положениям своего  устава,  ВОО «Русский дом» может образовывать структурные подразделения без права юридического лица. Что очень активно и происходит: созданы молодежная ассоциация ВОО «Русский дом», ассоциация учителей русского языка и литературы ВОО «Русский дом» и ассоциация писателей ВОО «Русский дом». Молодежная ассоциация занимается военно-патриотическими мероприятиями, организацией туристических походов и спортивных соревнований. Ассоциация писателей вовлекает в свою работу по пропаганде и сохранению русского литературного наследия одаренную молодежь и выступает с идеей создания Союза русских зарубежных писателей. На первый взгляд,  деятельность ВОО «Русский дом» (как видимая часть «айсберга») выглядит достаточно безобидно, хотя и осуществляется она, надо признать,  в дремучем советском стиле. Единственным «креативом» этой организации и стало интервью А.Геращенко.

Попытаюсь воспроизвести самое главное. Прежде всего, обращает на себя внимание отношение «Русского дома» при посольстве РФ  к белорусской государственности. А.Геращенко рассказывает (с сохранением стиля): «Мы принципиально представляем себя не в качестве диаспоры за рубежом, а как общественную организацию неотъемлемой части русского народа, оказавшегося разделенным с Великой Россией вследствие геополитических потрясений конца XX века. В этом отношении Белоруссия видится мне скорее еще одним русским государством, нежели инонациональным образованием. Во взаимоотношениях России и Белоруссии более правильно оперировать теми критериями, которыми мы оценивали отношения ГДР и ФРГ, Северной и Южной Кореи или же современных Германии и Австрии, Черногории и Сербии. К сожалению, в российской печати в силу сформированных еще в советское время стереотипов (чего стоит только история о том, что белорусов, якобы, обижает слово «Белоруссия» — хотя именно так и называется моя Родина согласно всем правилам русского языка) крайне редко можно прочесть объективную информацию о национальном самоопределении и национальном составе народа Белоруссии». И далее: «Да, в Белоруссии русский язык является государственным и основным в обиходе и о дискриминации по национальному признаку (русских, да и других национальностей) не может быть и речи. Но не все знают или понимают то, что сама национальная самоидентификация жителей Белоруссии – весьма сложный вопрос. Белорусы о человеке явно нерусской внешности так и говорят «нерусский» или же «нярусский» в зависимости от региона. А православные белорусы и вовсе зачастую считают себя частью русского народа. Белорусский язык не имеет широкого хождения и употребления – это, скорее, язык местной «самастойнай» интеллигенции. Окончательно он был создан в начале прошлого века и является искусственной смесью различных местных диалектов. …Почему сегодня нет белорусских школ? Потому что в этом нет социальной необходимости просто. Если бы была нужда, поверьте мне, объектов хватило бы, чтобы перевести на белорусский язык. Когда мы в Витебске формировали белорусские классы, мы с большим трудом насобирали 13 человек на один класс. У нас есть один садик белорусский в Витебске. Он популярен по единственной причине — там есть шикарный бассейн, и поэтому все хотят записаться. Сегодня нужды у народа в белорусизации нет».

По мнению главы «Русского дома» А.Геращенко, «национальное самоопределение в Белоруссии – вопрос, скорее, политический», а белорусы, оказывается, бывают нескольких «типов».  Первый тип, условно говоря — «русские белорусы» (надо полагать, в будущем  – это «высшая каста», что-то типа «брахманов» и «кшатриев») — « те, кто считает себя русскими, не видят своего будущего без единства с Россией, с русским народом». Второй тип – «белорусы-литвины», «имеющие польские, униатские или католические корни, или просто следующие выгодной коньюктуре «незалежнасти», везде и всюду подчеркивающие свою нерусскость и европейскость в противовес «русской азиатчине»» (очень похоже на касту «продажных» торговцев – «вайшьев»). Обо всех остальных составляющих народа Беларуси, г-н Геращенко умалчивает, скорее всего считая поляков и прочих «немцев» низшей кастой отверженных — «шудр», о которых и вспоминать-то не стоит… Но и это еще не все.  С большим сожалением Геращенко констатирует: «Следует отметить, что еще с советских времен именно белорусы-литвины практически полностью контролируют ряд значимых сфер в области культуры – театры, СМИ, издательства и т.п., что и приводит к иллюзии проживания в Белоруссии как бы совершенно иного, не русского народа. К сожалению, в рядах литвинов немало и русских (великороссов), приехавших из самой России, выучивших официальный белорусский язык и не понимающих, что таким образом они играют на руку тем недругам Русского мира, что хотят навечно оторвать Белую Русь от России и окончательно лишить белорусов их исконной русскости. Один из самых ярких примеров подобных заблуждений – ушедший из жизни руководитель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин, родившийся и выросший в Сибири.  Во многом благодаря деятельности пролитвински настроенных россиян, многие белорусы искренне верят, что они и в самом деле «забыли» родной язык и пытаются развивать белорусскую культуру. Однако при более глубоком рассмотрении становится понятно, что вся эта белорусизация – не более, чем попытка расколоть единый русский народ и внушить белорусам мысль о том, что они – нерусские и их дальнейшая успешная судьба связана с Европой, точнее с католической Польшей, а не с Россией.  И при этом, многие выходцы из России призывают нас «уважать местную культуру и язык», как будто они, а не мы здесь родились, и не наши предки жили на этой исконно русской земле со времен Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, как будто бы у нас не было единых со смолянами и псковичами славянских предков – кривичей».

А.Геращенко предупреждает российского читателя – хотя русский язык в Беларуси является государственным, и разговаривает на нем большинство белорусского населения, руководству России все же следует коренным образом пересмотреть свою политику по отношению к Беларуси. Каким образом? Очень просто — «смещением крена сотрудничества от попыток наладить отношения с проевропейскими белорусами-литвинами к поддержке русских белорусов»… Что, по его мнению, «является непременным условием сохранения Белоруссии в качестве ближайшего союзника России». Вот такое получилось интервью доморощенного стратега и «великого русского государственника», уроженца деревни Ректа, Славгородского района, Могилевской области. Вроде как из местных, пединститут в Витебске закончил, несколько литературных произведений на «беларускай мове» написал (его детская пьеса «Мiкiта ў краiне пацукоў» даже стала победителем какого-то республиканского конкурса), короче, грамотный мужик – и вот на тебе… Был вполне нормальным человеком, но как только стал начальником отдела в райсполкоме, сразу превратился в «гиганта русской мысли» – предводителя «русских белорусов» в Витебске и окрестных прериях.  Представляю, чему он мог научить молодежь в подведомственном районе…  И разве он один такой в бесчисленных обл.-, рай-. и прочих горисполкомах во всея Беларуси? Про официальный Союз «писателей» я лучше вообще промолчу. Но те хоть не безобразничают, тупо имитируют работу, ни на запятую  не отступая от спущенных сверху инструкций. А этот решил проявить инициативу, хотя не исключено, что его просто вдурную  подставили  все те же «искусствоведы в штатском» из посольства РФ в РБ… Скорее всего так и было, в каком-то другом интервью Геращенко сам  откровенно признается: «В декабре 2009 года, когда я находился дома на больничном (из-за сложного перелома ноги), мне позвонили из Института стран СНГ (руководитель – депутат Государственной Думы России Константин Затулин) и попросили, чтобы я рассказал в форме интервью о Витебском общественном объединении «Русский дом», председателем которого я являюсь. Я согласился…»

А вот это зря.  Провокация получилась что надо. Не случайно, как только за этим интервью последовала довольно нервная реакция белорусских официальных лиц, тут же в некоторых российских СМИ появились грозные заголовки, вроде этих, дословно: «Минский официоз грозит расправой писателю, заявившему о единстве русских и белорусов», либо ««Охота на ведьм» в Витебске или литвинское мракобесие»… Ни о какой «расправе» над  А.Геращенко речь, конечно же, не идет, но председатель Совета писателей Беларуси генерал Чергинец попал в неловкую ситуацию и вынужден был оправдываться. Сразу он сделал вид, что вообще не помнит такого писателя, но потом все же заявил: «Позиция СПБ — это независимость страны, свой флаг, свой герб, свой гимн и свой язык. Такие высказывания Геращенко надо воспринимать как его личные. Они ни в коем случае не совпадают с нашей позицией. Это недалекие высказывания, неграмотные. Человеком этим движет какая-то обида или злость. … Меня замучили — только выйдет первая книжка у кого-то, как сразу пишут: «Прошу передать президенту». Они не понимают, что президент занятой человек. А пройдет неделя — спрашивают: «Ну, как там, не прочитал президент мою книжку?»  Вот и Геращенко на что-то такое обиделся…» Чергинец также пообещал  в рамках своей организации создать специальную комиссию по этике, на которой и предполается рассмотреть «дело Геращенко».  В не менее сложном положении оказался и непосредственный начальник главного «русского белоруса» страны, глава администрации Октябрьского района Витебска Василий Будкевич, который пообещал сначала провести с Геращенко воспитательную беседу, а если не поможет, то и расторгнуть с ним трудовой контракт…

С Геращенко трудовой контракт, может, и расторгнут (хотя вовсе не обязательно), но я очень сомневаюсь, что ВОО «Русский дом» в Витебске постигнет участь Дома польского в Ивенце.  Сам  А.Геращенко по этому поводу ничуть не беспокоится и даже строит на будущее поистине грандиозные планы: «Я, конечно же, рассчитываю и на дальнейшую поддержку России и Русского мира… Полагаю, что можно было бы в каждой области Белоруссии создать по «Русскому дому» – некоему учреждению культуры с директором и 15-25 ставками педагогов-организаторов, руководителей танцевальных, музыкальных коллективов, небольшой площади (что-то вроде детского садика), с небольшим актовым залом (на 100-150 человек), библиотекой, интернет-центром для молодежи. Это стало бы серьезным вкладом в поддержку русских за рубежом. Такие культурные центры позволили бы вести реальную работу по развитию и укреплению русской составляющей как в Белоруссии, так и в других постсоветских странах. Думаю, если регионы России строят в Москве шикарные представительства, то и построить либо открыть небольшой русский культурный центр они вполне в состоянии. Можно было бы поручить каждому региону России открыть по одному «Русскому дому» (например, Смоленску — в Витебске, Брянску – в Гомеле и т.д.). Расходы были бы не настолько велики, да и вряд ли больше тех средств, которые сегодня тратятся российскими властями на разного рода вояжи по России наших местных белорусских русофобов. Все это окупится сторицей, в том числе и экономически, за счет формирования пророссийского лобби…» И ведь построят, во всяком случае денег на это «благое дело» в Москве жалеть не станут, а в Минске возражать вряд ли посмеют.  Причем, построят не только в каждой области Беларуси, но и в каждом районе. А потом в каждом городе и даже в каждом квартале… Разве может быть иначе в стране, строящей с Россией единое «союзное православное государство»?…

Но это будет потом, а пока из всей этой истории следуют совершенно очевидные выводы. На мой взгляд, Россия конкретно и целенаправленно приступила к окончательной ликвидации белорусской независимости. При этом ФСБ и кремлевское руководство действует сразу по нескольким генеральным направлениям, одно из которых – создание у нас мощной пророссийской «пятой колонны», способной в нужное время взорвать белорусское общество изнутри.  Создать такую колонну можно единственным способом — фрагментировав пока еще относительно единый белорусский народ на отдельные составляющие. Чем больше таких составляющих возникнет, тем проще будет Москве проводить у нас свою разрушительную политику. Принцип «разделяй и властвуй» пока еще никто не отменял, задействовать его пытаются и в нашем конкретном случае.  Начать такое «дробление» проще всего по этнонациональному и конфессиональному признаку, посредством специальной «государственной политики» и  различных провокаций выделив из общей массы населения католиков, протестантов, поляков, украинцев, татар и прочих «инородцев».  После чего можно задействовать географический фактор, в очередной раз разделив белорусов на «западников» и восточников» (заодно на «южников» и «северников»), а тех, в свою очередь – на полешуков, ятвягов, «казаков», «могилевских», «витебских» и так далее.  Отличную идею высказал и председатель  ВОО «Русский дом» А.Геращенко, предложивший классифицировать граждан Беларуси еще более принципиально: на русских-великороссов, просто белорусов, «русских белорусов», «белорусов-литвинов», «белорусов-потомков кривичей», «белорусов-потомков униатов»  и далее до бесконечности…

Главное — запустить этот процесс, остановить его будет почти невозможно. А когда мы окончательно друг друга возненавидим и начнем взаимный мордобой, как это случилось недавно в Грузии, тогда нас помирят, причем всех сразу, силами одного «ограниченного контингента»… Наверное, кто-то снова скажет, что все это моя очередная «отстраненная чушь», не имеющая никакого отношения к повседневным  «чаяниям и мечтаниям» простых белорусов.  Не буду спорить, пусть оно так и будет.  Только не говорите потом, что вы ни о чем «таком» не подозревали.  Как  не подозревает о своем состоянии пациент с начальной стадией раковой опухоли – где-то у него чего-то «выскочило», пока не мешает, ну и пусть себе растет.  Увы, пройдет совсем немного времени, метастазы разлетятся по всему организму и «вдруг» выяснится – поздно пить «Боржоми»…  В таких случаях врачи беспомощно разводят рукам, сочувственно восклицая: «Ну прочему вы не обратились за помощью хотя бы месяцем раньше!» Так наши светлые «чаяния и мечтания» в один момент могут превратиться в одно сплошное отчаяние, справиться с которым даже медицина бессильна…



 



 

Как вам новость?