Ситуация в Беларуси. Аналитическая записка за ноябрь

13.12.2012 12:14
Архив Редакция

В ноябре белорусские власти продолжили муссировать тему модернизации государства. Однако до настоящего времени нет никаких конкретных предложений, в чем именно эта модернизация может заключаться. Более того, те планы, которые уже озвучены, скорее относятся к категории косметических правок.

Вообще, чем дольше продолжаются разговоры на эту тему со стороны властей, тем более явственно складывается впечатление, что разговоры о модернизации не более чем попытка восстановить отношения с Западом без принципиальной корректировки внутриполитического курса. Фактически речь идет о повторении либерализации 2008-2010 года. Тогда властям удалось без существенных уступок во внутренней политике «продать» Западу президентские выборы 2010 года под обещания реальной демократизации политической системы к парламентским выборам 2012 года. Похоже, в отсутствие свежих идей официальный Минск решил воспользоваться проверенной тактикой с прицелом на выборы 2015 года. В этой связи наивно ожидать того, что разговоры о модернизации повлекут реальную смену системы государственного управления, экономики и политики в отношении оппозиции и гражданского общества.

Внезапное смещение с должности Председателя КГБ В. Зайцева поставило крест на инсинуациях вокруг Виктора Лукашенко в качестве приемника отца. Абсурдность перечисленных предположений была очевидна и раньше, однако во многом мифы поддерживались благодаря СМИ и независимым политическим аналитикам. Связано это с тем, что белорусская власть представляет собой закрытую систему. Достоверных сведений о степени влиятельности того или иного чиновника (группы чиновников) не было и нет.

Одним из наиболее значимых событий месяца стало принятие совместного Меморандума белорусской политической оппозицией, общественными организациями и Радой Беларуской Народной Республики «О мерах по обеспечению независимости Беларуси». Факт поддержки документа таким широким спектром общественных и политических объединений является свидетельством высокого морального авторитета Рады БНР внутри страны. В данном случае речь идет именно о моральном весе Рады, которая не располагает материальными ресурсами для обеспечения своей поддержки со стороны белорусских политических и общественных деятелей.

Внутреннее  положение: устойчивость  государственной власти.

Важнейшие события  месяца. В ноябре тема модернизации государственной системы Беларуси оставалась основной. Однако белорусское руководство пока ограничивается заявлениями общего характера.

Похоже, в верхах продолжается обсуждение целесообразности перехода к режиму управляемой демократии через систему  провластных «карманных» партий. Именно с этим может быть связано  поручение А. Лукашенко новому послу Беларуси во Франции П. Латушко изучить возможность создания в нашей стране аналога французской Социалистической партии. Ранее А. Лукашенко заявил о своей поддержке Коммунистической партии Беларуси и продолжил блокировать создание партии номенклатуры и части окологосударственного бизнеса на базе объединения «Белая Русь». Вопреки ожиданиям и прогнозам, опиравшимся на кулуарную информацию, на съезде «Белой Руси» 03.11.2012 так и не было объявлено о преобразовании организации в полноценную партию. Совершенно очевидно, что это связано с отсутствием согласия А. Лукашенко на трансформацию номенклатурного объединения в политический субъект.

Не совсем понятным остается потребность  в изучении опыта деятельности левой  партии во Франции при наличии  уже действующей белорусской компартии. Возможно, это связано с тем, что, несмотря на государственную поддержку, последняя на сегодняшний день демонстрирует низкую дееспособность. Средний возраст белорусских коммунистов свыше 60 лет. Сторонники учения Маркса-Ленина в нашей стране вымирают естественным образом.

Динамика развития положения за месяц. Как мы и прогнозировали ранее, бывший Председатель Государственного пограничного комитета Беларуси генерал-майор И. Рачковский вновь вернулся во властную обойму: А. Лукашенко назначил его на должность первого вице-президента Национального олимпийского комитета. Вполне вероятно, что этот пост станет промежуточным перед возвращением генерала в число руководителей силового блока.

Конец года традиционно отмечен  российско-белорусскими дискуссиями  относительно топливного баланса и поставок нефти в нашу страну в наступающем году. Москва заявила о готовности удовлетворить потребности белорусской стороны в нефти только в объеме 18 млн. тонн, при запросе в 23 млн. тонн. Подобная позиция может быть связана с фактором личной неприязни между руководителями двух формально союзных стран. Нефтехимия – важный инструмент обеспечения экономической стабильности Беларуси. В случае уменьшения объемов поставки нефти из России белорусские власти вынуждены будут более предметно заняться вопросами приватизации государственной собственности. В силу внешнеполитического фактора наиболее вероятно, что приватизация произойдет в пользу российских инвесторов. В этой связи особую важность приобретает факт принятия 03.11.2012 представителями ряда оппозиционных организаций Беларуси совместного с Радой белорусской Народной Республики  Меморандума «О мерах по обеспечению независимости Беларуси». Данный документ может серьезно осложнить для режима задачу по привлечению внешних капиталов в страну. Меморандум содержит положение, которое признает оспоримым всякий факт продажи государственной собственности и подразумевает возможность его пересмотра.

Несмотря на уязвимость своего положения, белорусские власти продолжают демонстрировать  твердость позиций. Так, Премьер-министр Беларуси М. Мясникович отверг прозвучавшие через СМИ требования Кремля о возмещении российскому бюджету потерь, вызванных экспортом через Беларусь растворителей и разбавителей, изготовленных из российской нефти. Отметим, что требование звучит не совсем по адресу: большая часть прибыли от экспорта нефтепродуктов осталась за пределами Беларуси. Есть основания полагать, что конечными бенефициарами схемы являлись все же отдельные российские чиновники и в меньшей степени – белорусская сторона.

На фоне сложных взаимоотношений  с Россией белорусские власти прилагают  активные усилия для уменьшения зависимости  от Кремля. Прежде всего — в экономической  сфере, где уязвимость наибольшая. Так, в течение ноября продолжились попытки  обеспечить финансовую поддержку белорусской экономики за счет привлечения кредитных ресурсов международных институций. 1-2 ноября состоялся визит регионального руководства Европейского банка реконструкции и развития в Беларусь. Обсуждались вопросы приватизации государственной собственности и участия банка в финансировании муниципального сектора Беларуси. Следует отметить, что в мае 2011 года банк отказался от финансового сотрудничества с белорусскими центральными властями по политическим мотивам. 21.11.2012 в Брюсселе прошел второй раунд экспертного диалога Беларусь – ЕС по экономическим и финансовым вопросам. Судя по молчанию белорусской официально пропаганды, мероприятие не увенчалось даже минимальным прогрессом. Активно продолжилась работа по привлечению в страну именно прямых иностранных инвестиций. Правда, также пока безрезультатно. Интересно отметить, что белорусские власти начали выражать неудовольствие тем, что инвестиционная деятельность Китая в Беларуси ограничивается лишь предоставлением связанных кредитов. В настоящее время только два проекта реализуются за счет прямых инвестиций из КНР.

Похоже, давно очевидный  факт становится таковым и для  высокопоставленных белорусских чиновников: Беларусь малоинтересна для серьезных  инвесторов. Справедливости ради отметим, что это является преимущественно следствием политического фона вокруг нашей страны. Власти приложили серьезные усилия для упрощения ведения бизнеса и инвестиционной деятельности в Беларуси. Однако политический фактор остается определяющим. Без нормализации отношений с Западом рассчитывать на приход крупных инвесторов и ускорение экономического развития не приходится.

Белорусская правительственная  делегация приняла участие в 18-й  сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата  и 8-м совещании участников Киотского протокола в г. Доха (Катар). Данное событие заслуживает пристального внимания, так как, начиная с 2013 года, Беларусь получает возможность присоединиться к рынку торговли квотами на выбросы углекислого газа. Речь может идти о дополнительном поступлении в страну порядка EUR 1 млрд. в год. Однако, с учетом того, что основными покупателями квот выступают развитые демократии Запада, далеко не факт, что будет спрос на белорусские квоты по приемлемой цене.

08.11.2012, в рамках 67-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН, представитель Беларуси обвинил  в нарушении прав человека  ряд стран ЕС, Канаду и США. Не вдаваясь в вопрос обоснованности белорусской позиции, отметим, что подобное поведение выглядит как минимум неуместным в условиях открытой демонстрации официальным Минском заинтересованности в возобновлении взаимодействия с Брюсселем и Вашингтоном. Это свидетельствует о снижении качества государственного управления, когда действия одного властного института на международной арене противоречат позиции другого.

Выводы. Несмотря на пространные монологи А. Лукашенко о необходимости политической модернизации, пока нет оснований полагать, что у него есть четкое представление о её возможных формах. Именно этот вывод можно сделать из анализа той части интервью белорусского лидера агентству «Рейтер», которая посвящена внутриполитической ситуации в стране и перспективам её изменения. А. Лукашенко подтвердил отказ от реформирования избирательной системы в связи с якобы неприятием пропорциональной системы гражданами Беларуси и отсутствием в стране дееспособных политических партий.

На фоне последнего аргумента  логичным выглядело бы санкционирование создания партии на базе «Белой Руси». Однако, по нашему мнению, А. Лукашенко пойдет на это только в случае крайней необходимости. Объединение «Белая Русь» представляет собой результат сращивания высокопоставленной номенклатуры и «придворного» бизнеса. При этом ни первая группа, ни вторая не могут рассматриваться как абсолютно лояльные белорусскому лидеру. Допустить их политическое и организационное усиление – подорвать существующую систему единоличной власти в Беларуси. Кроме того, опыт России показывает, что формирование партии власти скорее создает новые проблемы для режима, нежели решает существующие. Тем более, что ключевые проблемы для белорусского механизма государственного управления это коррупция, депрофессионализация государственного аппарата, оспариваемая легитимность внутри страны и за рубежом. Преодолеть эти вызовы в рамках авторитарного политического режима невозможно в принципе. Для этого необходим переход к хотя бы ограниченной политической конкуренции, выборной демократии и прозрачности в деятельности государственного аппарата и государственных компаний. Однако это чревато утратой власти существующим режимом, не способным к ведению конкурентной борьбы за народную поддержку.

Исходя из задач, которые должна решить потенциальная политическая модернизация (повышение эффективности государственного управления с сохранением полноты контроля над ситуацией в стране) можно предположить, что единственным приемлемым механизмом является переход к системе прорежимных политических партий с ограниченной конкуренцией между ними и сохранением ключевой роли лично А. Лукашенко. При этом он сам сможет опереться на левопопулистские силы, которые будут уравновешивать номенклатуру и технократов во власти. Таким образом, возможен повторный выход на политическую сцену А. Лукашенко в амплуа защитника интересов широких народных масс, борца с коррупцией и произволом бюрократов.    

Одновременно власти не демонстрируют готовность к нормализации внутриполитической обстановки в стране. Похоже, белорусский режим все еще пребывает в плену иллюзий, что удастся заручиться финансовой поддержкой Запада и международных институций, обеспечить приток прямых инвестиций в Беларусь и при этом не пойти на встречные уступки в политической сфере.

Внутреннее  положение: оппозиция и  протестное движение.

Важнейшие события  месяца. Наиболее значимым событием месяца стало принятие Меморандума руководителями белорусских политических и общественных организаций и Рады белорусской Народной Республики. Цель Меморандума – выработка совместных действий политической оппозиции и общественности в деле защиты независимости Беларуси. Также Меморандум подтверждает статус Рады БНР в качестве над-политического органа белорусской государственности и закрепляет за ней мандат депозитария государственного суверенитета Беларуси. Безусловно, Рада БНР не имеет реальных рычагов влияния на ситуацию в стране, однако факт широкой поддержки Меморандума представителями политической оппозиции вне зависимости от их взаимоотношений подтверждает абсолютный моральный авторитет Рады. В условиях оспоримой легитимности основных органов власти в стране наличие органа со столь высоким уровнем доверия является важным фактором внутренней политики.

Принятие Меморандума позволило  также определить ту часть оппонентов режима, уровень договороспособности  которых низок. От подписания документа по очевидно надуманным основаниям уклонились группа А. Санникова (гражданская кампания «Европейская Беларусь») и партия левых «Справедливый мир». Следует отметить, что обе организации малочисленны и заметной политической деятельности в Беларуси не осуществляют. Фактически, единственными реальными активами обеих структур являются информационные интернет-ресурсы: «Хартия» и «Товарищ». Сайт непосредственно кампании «Европейская Беларусь» обновлялся последний раз в июле текущего года.  

Особо следует отметить, что содержащееся в Меморандуме положение о непризнании каких-либо особых прав и привилегий Российской Федерации в Беларуси фактически аннулирует подозрения в отношении кампании «Говори правду!» о получении финансирования из Москвы. И ставит в весьма неоднозначное положение отказавшихся присоединиться к документу С. Калякина и А. Санникова. Последний в настоящее время пытается создать альтернативный центр новой политической эмиграции.

Динамика развития положения  за месяц. 15.11.2012 восемь общественно-политических субъектов подписали договор о сотрудничестве в рамках мобилизационной кампании в одном из районов г. Гомеля. Основная задача – способствовать  подъему гражданской активности среди местных жителей для разрешения  локальных проблем. Сам договор дополнен планом реальной деятельности участников кампании. Организатором инициативы является Петр Кузнецов.

На текущий момент П. Кузнецова  можно отнести к категории  наиболее успешных белорусских политических и общественных менеджеров. Во многом благодаря ему в Гомеле удалось преодолеть негативные последствия междоусобных конфликтов лидеров политической оппозиции в Минске. В целом следует отметить, что  именно в провинции имеется наиболее четкое понимание необходимости координации усилий оппонентами режима. Зачастую, оппозиционные политики национального уровня больше времени проводят за пределами страны, чем в белорусских регионах, вследствие чего у них нет представления об условиях в которых приходится действовать политическим активистам на местах. В итоге потенциал политической оппозиции в регионах держится не столько на системной работе центрального руководства оппозиции, сколько на способностях местных лидеров.

Продолжаются дискуссии относительно возможности объединения усилий белорусской оппозиции и выдвижения единого кандидата на пост президента в 2015 году. В целом, ни одна из основных политических партий или движений официально не отказалась от идеи единого кандидата. И не последнюю роль тут играет мнение доноров, которые, по нашей информации, не заняли однозначной позиции относительно формата участия оппозиционных организаций в следующих президентских выборах. Избирательные кампании 2001 и 2006 годов продемонстрировали высокий уровень нерационального расходования финансовых ресурсов вплоть до их прямого присвоения. Таким образом, успех проекта «единый кандидат» зависит, в том числе, от обеспеченности инициативы финансовыми ресурсами и от того, будет ли у альтернативных оппозиционных кандидатов возможность получить материальную поддержку своего участия в предстоящих выборах.

В настоящее время основным камнем преткновения становится процедура  выдвижения единого кандидата и  избирательная платформа (повестка дня оппозиции). Относительно первого  четкого механизма пока нет. В качестве платформы может выступить доработанная «Народная программа» Руха «За свободу». Документ может быть использован после включения в него ряда положений популистского характера для привлечения широких масс избирателей.

Кроме того, следует создать объединенный межпартийный механизм непосредственной работы с избирателями на период ближайших 2-3 лет. Однако, белорусские политики и общественные деятели традиционно демонстрируют низкую договороспособность. Даже если соглашения и достигались, зачастую возникали субъективные трудности в их реализации.

В ноябре партия БХД объявила о намерении реанимировать кампанию «Рада народных депутатов». Проект объединяет кандидатов в депутаты и активистов и ставит перед собой цель повысить уровень влияния граждан на деятельность органов власти на местах. Фактически, кампания выступает конкурирующей по отношению к депутатам Гражданского договора «Говори правду!».

В прошедшем месяце политическая оппозиция  обратила внимание на темы равноправия  женщин и защиты прав этнических меньшинств. Следует отметить, что эти вопросы не соответствуют настроениям белорусского социума. Однако, они совпадают с приоритетами части  доноров. Фактически, речь идет о попытке получить дополнительное финансирование деятельности оппозиции под предлогом разрешения данных проблем. Работа с этническими меньшинствами заведомо проигрышное направление: многие публичные персоны (представляющие как власть, так и оппозицию) старательно скрывают свое небелорусское происхождение. белорусское общество остается патриархальным с сильными ксенофобскими настроениями. Последнее открывает определенные перспективы по завоеванию дополнительной поддержки. Однако в настоящее время только кампания «Говори правду!» имеет успешный опыт использования фактора ксенофобии в борьбе против строительства белорусско-китайского индустриального парка. Антикитайская кампания стала одной из наиболее успешных и резонансных оппозиционных акций года. Несмотря на то, что старт проекту индустриального парка был дан, власти потерпели полное поражение на информационном поле и в борьбе за общественное мнение.  

Выводы. Позиция А. Санникова и С. Калякина перечёркивает и без того призрачные надежды на создание широкой коалиции оппозиционных организаций для подготовки к президентским выборам 2015 года, репетицией которых должны стать предстоящие выборы в местные Советы депутатов.

Попытка А. Санникова сгруппировать  вокруг себя часть новой политической эмиграции, вне зависимости от успешности задуманного, никакого существенного  влияния на положение дел в Беларуси оказать не сможет в связи с отсутствием дееспособной структуры внутри страны. Фактически, вокруг А. Санникова создается клуб диссидентов, проживающих за рубежом. Однако, в отличие от диссидентского движения советской эпохи, пока нет признаков того, что в его окружении появятся беларусы, обладающие реальным моральным и общественным авторитетом. Кроме того, не ясна и политическая позиция самого Санникова и его планы на будущее.

В результате можно ожидать нового потока взаимных обвинений оппозиционных лидеров в сотрудничестве с белорусскими спецслужбами.

Объективно, в наиболее уязвимом положении  находятся руководители оппозиционных  структур на местах. С одной стороны, в силу статуса они действуют  в качестве публичных персон, открыто. С другой, они имеют ограниченный доступ к медийным и финансовым ресурсам, сконцентрированным преимущественно в Минске. Вложения в развитие региональных структур оппозиции недостаточны. Единственным способом преодоления этого является прямой контакт доноров с оппозиционными политиками локального уровня.

Проблемой является то, что  доноры белорусской оппозиции в большинстве  своем имеют слабое представление  о ситуации в регионах Беларуси. Руководители оппозиционных организаций преимущественно не склонны выводить региональных политиков на новый уровень. В том числе и посредством обеспечения их доступа к источникам финансирования.

Экономическое положение.

Важнейшие события  месяца. В ноябре Правительство продолжило политику рефинансирования внешнего госдолга за счет увеличения внутреннего, в рамках которой были выпущены в обращение валютные облигации на USD 110 млн. В итоге, за месяц, при общем незначительном приросте государственного долга, внешняя его составляющая сократилась. Власти явно планируют и дальше наращивать рынок гособлигаций. С целью повышения его инвестиционной привлекательности был снят запрет на вторичное обращение данных ценных бумаг.

По итогам октября  второй месяц подряд наблюдается  сокращение рублевой денежной массы, что  обусловлено жесткой монетарной политикой Национального банка. При этом снижение дефицита ликвидности в банковском секторе привело к некоторому падению ставок на денежном рынке: средняя ставка на межбанковском рынке в ноябре опустилась до 34,3% с октябрьского значения 49,3%, на 6-8 п.п. снизились максимальные проценты по депозитным программам. В тоже время банки заняли выжидательную позицию по кредитным операциям, особенно долгосрочным, значительно их сократив вплоть до введения моратория.

В связи с этим определенными представителями экономических элит были предприняты попытки пролоббировать форсированное снижение ставок на рублевом рынке, поскольку сложившаяся ситуация тормозит инвестиционные программы и приводит к вымыванию оборотных средств в реальном секторе экономики. В итоге Нацбанку удалось отстоять свою стабилизационную политику, направленную на снижение девальвационных и инфляционных ожиданий, о чем свидетельствует публичное заявление А. Лукашенко о поддержке им существующей политики регулятора.

На фоне явного провала  приватизационных планов властей активизировались разговоры о возможных крупных приватизационных сделках в будущем году. Так, было объявлено о проведении в 2013 году IPO ОАО «БелАЗ», а в 2014-15 годах и иных крупнейших предприятий страны («МТЗ», «БМЗ», «Гомсельмаш» и прочие), заявлено о ведении переговоров с несколькими потенциальными инвесторами о продаже миноритарного пакета ОАО «Беларуськалий», о возможной приватизации «Могилевхимволокна». Указанная активность может быть лишь политическим ходом в преддверии декабрьского решения Совета АФ ЕврАзЭС? но, в случае серьезности намерений, планы Правительства по выходу на рынок IPO можно оценить исключительно положительно. Реализация данной меры позволит рефинансировать часть внешнего госдолга без потери контроля в стратегических предприятиях (поскольку сама операция предполагает размещение неконтрольных пакетов акций) и повысить качество управления госсобственностью за счет распространения международных практик.

Динамика развития положения за месяц. По итогам октября наблюдалось незначительное сокращение золотовалютных резервов Нацбанка, что в первую очередь обусловлено выплатами по внешнему долгу. При этом, в ноябре произошло некоторое улучшение условий с точки зрения динамики резервов, поскольку на валютной бирже вновь возник дефицит рублей, и Нацбанк выступил чистым покупателем валюты (по обнародованным сведениям на сумму порядка USD 150 млн). Таким образом, по итогам ноября существенных колебаний объема резервов ожидать не стоит.

Государственный долг Республики Беларусь на 01.11.2012 составил Br 121,8 трлн., увеличившись по сравнению с началом года на 4,7 %. Внутренний государственный долг с начала 2012 года увеличился на Br 980,6 млрд. (в том числе за октябрь текущего года на Br 866 млрд.), и по состоянию на 01.11.2012 составил 18,8 трлн. рублей при установленном лимите Br 34 трлн. Внешний государственный долг по состоянию на 01.11.2012 составил USD 12,1 млрд. при установленном лимите USD 14,3 млрд., увеличившись с начала года на USD 275,6 млн. (при этом уменьшение за октябрь составило USD 130,1 млн.).

По итогам октября золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на USD 102,8 млн. и на 01.11.2012 составили USD 8 023,2 млн. в эквиваленте. В национальном определении объем золотовалютных резервов сократился на USD 126,7 млн. и на 01.11.2012 составил USD 8 702,3 млн. в эквиваленте.

В конце ноября Минфин Беларуси провел презентацию белорусских евробондов в Гонконге и Сингапуре. Предполагаемая сумма размещения ранее озвучивалась на уровне USD 500-600 млн. с желаемой ставкой купона около 7,5%. Однако купоны по предыдущим размещениям (от 8,25% до 8,75%) и доходность текущих котировок белорусских евробондов (на уровне 8,5-9,1%) не согласуются с этими планами, и позволяют сделать вывод, что наиболее вероятный купонный доход по новым размещениям Беларуси будет на уровне 8,75-9,25%. Фактически это означает рефинансирование госдолга за счет более дорогих ресурсов, что усугубит долговую проблему в будущем.

Ноябрь стал последним  контрольным месяцем, предшествующим решению Совета АФ ЕврАзЭС о выделении  очередного транша кредитной линии  для Беларуси. На текущий момент очевидно, что Беларусь не выполнила  значительную часть контрольных  показателей антикризисной матрицы (что уже фактически признается и белорусскими властями, и специалистами Фонда), среди которых обязательства по приватизации за 2012 год госсобственности на USD 2,5 млрд., предельный размер роста кредитования экономики, минимальный уровень возмещения себестоимости жилищно-коммунальных услуг населением и прочее. Таким образом, можно согласиться с мнением Председателя Нацбанка Н. Ермаковой, что вопрос выделения очередного транша полностью переместился в политическую плоскость.

Объем широкой денежной массы в Беларуси на 01.11.2012 года составил Br 151 249,8 млрд. (за октябрь выросла на 0,17 %). Рублевая денежная масса на 01.11.2012 года составила Br 59 409,5 млрд., сократившись за октябрь на 2,26 %. Денежная база за октябрь увеличилась на 3,2 %, составив на 01.11.2012 года Br 27 827,8 млрд. Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за ноябрь не изменилась и на 01.12.2012 составляла 30%.

В октябре в Беларуси по-прежднему наблюдается профицитное исполнение бюджетов всех уровней и подчиненности. Однако дальнейшее торможение роста ВВП (по итогам января-октября 2012 года он составил всего 2,2%) и снижение этого показателя ниже расчетного уровня явно создают напряженность по бездефицитному исполнению бюджета по итогам всего года. Возможно поэтому в ноябре Правительством было принято довольно волюнтаристское решение о введении задним числом с 01.01.2012 сбора за экспорт калийных удобрений, который позволит аккумулировать дополнительные доходы в бюджет в размере более USD 100 млн. Это окажет негативное влияние на перпективы выхода на рынок IPO, поскольку демонстрирует наличие риска серьезных колебаний прибыли госкомпаний по причине административных решений властей.

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-октябрь 2012 года сложились в сумме Br 172,9 трлн., или 80,5 %  уточненного годового плана. Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-октябрь 2012 года составили Br 165,2 1 трлн., или 77,5 % уточненного годового плана. Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-октябрь 2012 года составил Br 7,7 трлн., или 1,9 %  к ВВП.   

Выводы. Финансовая ситуация в стране остается относительно стабильной. Без развития каких-либо форс-мажорных обстоятельств (например, резкое падение продаж на основных внешних рынках или проведение недружественной политики со стороны России) власти, при сохранении сдерживающей политики, имеют все возможности обслуживать внешний долг без значительных проблем. Однако события осени еще раз показали, насколько Беларусь уязвима от положения всего на нескольких мировых товарных рынках: нефтехимическом и калийном. Падение продаж удобрений вместе с фактическим прекращением реэкспорта российской нафты привело к резкому ухудшению ситуации во внешней торговле (отрицательное сальдо внешней торговли товарами в сентябре 2012 года составило USD 358 млн., а в октябре – более USD 470 млн). Попытки же властей диверсифицировать экономику с помощью модернизационных программ только дестабилизируют ситуацию (что ярко видно на примере деревообрабатывающей отрасли), поскольку еще больше ухудшают торговое сальдо без ожидаемой отдачи. В этой связи намеченную Правительством программу масштабной модернизации промышленности без проведения серьезных структурных реформ, в том числе реформы системы управления госсобственностью, можно рассматривать как одну из серьезнейших угроз экономике страны в ближайшие годы.

Положение в области национальной безопасности и обороны.

Важнейшие события  месяца. Ключевым событием ноября стала смена руководителя Комитета государственной безопасности Беларуси: вместо В. Зайцева назначен В. Вакульчик. Анализу кадровых перестановок мы уже посвятили материалы «К вопросу об освобождении от должности В. Зайцева» и «Что принесет КГБ новый руководитель».

Одновременно продолжился процесс переформатирования Организации договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ), инициатором которого выступает Россия. Под предлогом оптимизации предлагается сокращение некоторых родов войск в странах ОДКБ (например, ВВС в Кыргызстане и Таджикистане), функции которых будут переданы российской стороне. Предполагается, что созданные в структуре ОДКБ Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные силы быстрого развертывания и Миротворческие силы будут подчинены единому командованию. При этом должность начальника Объединенного штаба ОДКБ должна быть закреплена за российской стороной. Сейчас её по очереди замещают начальники главных штабов стран – участниц Организации. Вооруженные силы стран ОДКБ будут развиваться по единым планам, разработанным в Москве, и получат единые системы управления, боевой подготовки и материально-технического обеспечения. В Организации планируется появление своей боевой авиации.

Динамика развития положения за месяц. В течение ноября продолжилось обсуждение путей реформирования МВД: свое мнение в достаточно общих чертах высказал и А. Лукашенко. Однако, до настоящего времени конкретики по вопросу не прибавилось. Более подробно мы останавливались на этой теме в материале «О реформе МВД». Особо следует отметить, что основным куратором реформы ведомства станет Совет Безопасности.

С 4 по 22 ноября в Катаре проходило многонациональное учение «Разгневанный сокол?- 2012», в ходе которого отрабатывались вопросы оказания международной помощи в ликвидации кризисных ситуаций, последствий катастроф и происшествий с применением оружия массового уничтожения, а также реагирования на террористические акты. От Беларуси участвовало около 70 человек. В данном событии прослеживаются три момента:

— политический, направленный  на укрепление отношений с  Катаром, который является ближайшим союзником США в регионе и имеет не самые дружественные отношения с Ираном и Россией;

— репутационный, связанный  с демонстрацией высоких возможностей  Беларуси в сфере обороны;

— коммерческий, так как  белорусский контингент активно  (и с высокой результативностью) использовал специальное оборудование и вооружение отечественного производства. Были продемонстрированы возможности оборудования для войск радиационной, химической и биологической защиты, системы разведки, связи и управления, а также противотанковые ракетные комплексы «Каракал» и «Шершень».

11.11.2012 в вечернее время  суток у здания Управления  КГБ по Витебской области произошел  подрыв самодельного взрывного   устройства. До настоящего времени  виновное лицо не установлено.  Отметим, что это уже третий факт применения (попытки применения) самодельного взрывного устройства в населенных пунктах Беларуси в этом году. Ранее имел место подрыв в Гомеле 19.04.2012, попытка организации взрыва в Жлобине 24.05.2012 психически больным лицом.

Нет оснований говорить о террористическом акте. Судя по примитивности  использованного взрывного устройства речь идет о хулиганстве.

13.11.2012 А. Лукашенко  принял с докладом Министра  обороны генерал-лейтенанта Ю.  Жадобина. В ходе разговора с  Министром белорусский руководитель выразил сомнения в необходимости содержать вооружения, которые «в современной войне… не могут быть применены». Подобная постановка вопроса вызывает удивление: вооружение белорусской Армии в целом не уступает арсеналам соседних стран, за исключением Польши. Однако количество действительно современных вооружений и там невелико. В условиях нежелания белорусского режима осуществлять финансирование обороны на должном уровне сохранение и модернизация имеющихся систем вооружения является единственным путем поддержания национальной обороноспособности. Заявление А. Лукашенко можно рассматривать как косвенный признак провала переговоров с Россией о передаче Беларуси 18 тяжелых истребителей Су-30, ранее состоявших на вооружении Индии. Судя по всему, похолодание в двусторонних отношениях нарастает.  

26.11.2012 на территории  Китая началась совместная белорусско-китайская  антитеррористическая тренировка  «Стремительный орел-2012», которая  продлится до 07.12.2012. Мероприятие  посвящено отработке вопросов совместных антитеррористических действий в приграничном районе. В ходе тренировки было запланировано несколько этапов. Среди прочего, белорусские военнослужащие изучили китайское стрелковое оружие и получили практические навыки по его применению,  отработана схема совместного применения подразделений двух стран, организация поочередного управления обучаемых подразделений белорусскими и китайскими командирами.

Выводы. Активность России по приданию аморфной структуре ОДКБ большей дееспособности следует увязывать с двумя группами факторов: внешних и  внутрироссийских. К первой группе факторов относится перспектива ещё большей дестабилизации обстановки в Афганистане после вывода оттуда войск ISAF и влияние этого на внешнюю и внутреннюю безопасность России. Наиболее вероятным сценарием развития ситуации является возвращение в Кабул талибов. Афганистан рискует окончательно превратиться в очаг нестабильности и религиозного экстремизма. Под угрозой окажутся не только секулярные режимы в странах Центральной Азии, но и безопасность в исламских регионах России, которые и так уже охвачены (в разной степени) террористической и экстремистской активностью. Кроме того, российское руководство не добилось в полном объеме желаемых результатов от проводимой военной реформы. Некомплект российских Вооруженных сил составляет практически 30%. В этой ситуации инициативу Кремля по реформированию ОДКБ следует расценивать как план по превращению Вооруженных сил стран-участниц Организации в де-факто филиалы российских. Основную финансовую и материальную нагрузку, связанную с реформированием структур ОДКБ готова взять на себя  Россия. Однако, преимущественно на словах. Не совсем понятно, как столь масштабные преобразования планируется произвести в рамках обнародованных расходов на реализацию международных обязательств России в сфере военно-технического сотрудничества  в размере менее USD 600 млн. в ближайшие три года.

Таким образом, предлагая  реформу ОДКБ, Москва преследует несколько  целей:

— создать за счет  налогоплательщиков стран ОДКБ (объявленные Россией ассигнования абсолютно недостаточны) де-факто филиалы российской армии, закрыв тем самым брешь в комплектовании собственных войск;

— в случае дестабилизации  обстановки в Центральной Азии  использовать апробированную американцами  во Вьетнаме формулу «вьетнамцы убивают вьетнамцев». В данном случае, поучаствовать в роли вьетнамцев предлагается, в том числе, и белорусским солдатам;

— сохранить зависимость  стран ОДКБ от поставок российского  вооружения и снаряжения. Можно  ожидать, что в дальнейшем странам ОДКБ будет сделано предложение передать под завуалированный российский контроль и собственные военно-промышленные комплексы (далее по тексту ВПК).

Сомнительно, чтобы эти  планы реализовались. Достаточно привести пример неспособности Москвы установить контроль над предприятиями кыргызского ВПК; до сих пор нет командующего у объединенной системы ПВО России и Беларуси; Казахстан активно развивает собственное производство и диверсифицирует импорт вооружений. Со стороны Москвы в адрес Беларуси и Казахстана пока не прозвучало предложений, которые могли бы их заинтересовать. Относительно планов по оказанию крупной военно-технической поддержки Кыргызстану и Таджикистану следует отметить, что Москва будет вынуждена пойти на это в любом случае, так как эти страны являются фактическим буфером между Афганистаном и Россией. Крах правящих там режимов будет означать распространение нестабильности и на саму территорию России.

Единственным рациональным предложением в пакете озвученных мер  по реформированию ОДКБ является создание совместной авиационной группировки. Только не боевой авиации, а тяжелой военно-транспортной и авиационных комплексов радиолокационного обнаружения и наведения. Потребность в данной технике для большинства стран ОДКБ может стать актуальной только в случае военной угрозы. Между тем приобретение и содержание её в мирное время для отдельных государств затруднительно в связи с ограниченными финансовыми ресурсами.

Очередной подрыв самодельного взрывного устройства в Витебске противоречит официальным пропагандистским клише о Беларуси, как стране с высоким уровнем безопасности. И хотя говорить о некоей идейной мотивации преступления пока не приходится, тревожным является тот факт, что до настоящего времени взрыв в Гомеле остается нераскрытым. Есть основания сомневаться и в скором успехе расследования витебского взрыва. Безусловно, раскрытие умышленных преступлений сопряжено с целым рядом трудностей. Однако стоит отметить, что взрыв в Гомеле имел место в публичном месте (магазине), оборудованном системой видеонаблюдения. А в Витебске вообще произошел вблизи режимного объекта – офиса спецслужбы. Безнаказанность – главная опасность подобных преступлений.  

«Стремительный орел»  становится традиционным, плановым мероприятием для КНР и Беларуси. Отметим, что ранее Беларусь проводила на постоянной основе ежегодные двусторонние военные учения только с Россией. Вполне возможно, что ознакомление белорусских военных с китайским вооружением может предшествовать их поставке в Беларусь. С учетом этого новый смысл приобретает заявление А. Лукашенко во время встречи с Министром обороны Ю. Жадобиным 13.11.2012 относительно нерациональности приобретения бывших в употреблении вооружений. С учетом размера белорусского военного бюджета единственным источником нового вооружения для национальной Армии может стать только Китай. КНР предлагает своим партнёрам не только привлекательные цены при весьма достойном качестве ряда систем вооружения, но и финансовую поддержку для их приобретения (льготные кредиты, гранты, безвозмездную передачу небольших пробных партий вооружения).

Belarus Security Blog

Как вам новость?
Фото и видео

«Поймал «крокодила» — На Гродненщине рыбак выловил щуку весом более 12 кг

В украинском Днепре ракета попала в жилую пятиэтажку. Есть погибшие

МВД показало кадры контртеррористических учений в Минске по сценарию теракта в Crocus City Hall

«Хозяин хотел 1,5 миллиона долларов» — Белорус показал «непокорённый» домик в Минске

«Инженерная мысль на высоте» — В TikTok показали старинный деревенский ключ. Как им пользоваться?

«Они там круглые сутки плавают?» — Часы из синхронисток в израильском аэропорту покорили соцсети

«Чем пичкают?» — Парень спросил в TikTok, что не так с купленной курицей. Но белорусов удивила не она

В США побили мировой рекорд по танцам на пуантах — одновременно станцевали 353 балерины

«Яша, тебя ничего не смущает?» — Брестчанин показал в ТикТоке «позор всех аистов». Но белорусы не согласились

В Индонезии впервые за 22 года проснулся вулкан Руанг – сотни людей эвакуировали

В ГАИ показали, как в Витебске легковушка сбила на переходе 9-летнего мальчика

«Белорусская Голландия» — В TikTok показали поле из тюльпанов на Брестчине. Пользователи не поверили

«Звучит как болезнь» — В TikTok посоветовали белорусам есть этот редкий гриб. А может, не стоит?

Лук, грибочки и экскаватор. Вот как готовит завтрак заведующий машинно-тракторным парком

Головоломки