Таяновский: бизнесу нужна творческая энергия и деньги

24.01.2013 11:32
Архив Редакция

Сегодня главная проблема для развития частного бизнеса в Украине – это недостаток финансирования, очень дорогие деньги. Об этом 23 января заявил в беседе с корреспондентом Телеграфа директор по стратегическому планированию и инновациям медиа-агентства АITI/Carat Павел Таяновский, который принимает участие в работе Саммита директоров в Минске. Эту же проблему он считает актуальной и для Беларуси.

"Конечно, бизнес в Украине вести тяжело, там слишком все формализировано: много документов, они долго оформляются и прочее. Но если посмотреть трезвым взглядом, то люди уже научились это преодолевать, и это не так страшно. Единственная проблема — очень дорогие деньги", — сказал Павел Таяновский.

По его словам, раньше была ситуация, что присутствующие в Украине международные бизнесы получали дешевое финансирование с Запада и за счет этого могли развиваться. "Сейчас они, наверное, тоже могут продолжать получать это финансирование, но из-за того что кризис в Европе и у нас, никто не стремится быстро расти", — отмечает директор украинского медиа-агентства.

"К примеру, "Макдоналдсы" очевидно прибыльны, очень эффективны и востребованы украинцами. Но сеть "Макдоналдсов" медленно растет — при том, что они имеют доступ к дешевым деньгам. А украинец, который попытается сделать такую сеть сам, будет уже получать кредиты под 20-30% годовых. Это невозможно — до тех пор, пока финансы не станут легкоступными. Существующая ситуация с финансами будет сильно сдерживать развитие. Мне кажется, это основная проблема", — считает он.

Таяновский: не надо поддерживать бизнес – бизнесу нужно не мешать

На вопрос, получают ли предприниматели в Украине какую-то господдержку — те же малые предприятия, ИП, он ответил: "Я уверен, что для этих целей предусмотрена какая-то там доля денег в бюджете, но точно так же я уверен, что, как говорится, не надо нас поддерживать — лучше нам не мешайте".

"Нет этой потребности большой в поддержке, не надо государству поддерживать предпринимательство. Государство должно заниматься основной государственной функцией – поддерживать слабых, социально незащищенных и поддерживать то, что бизнес не может финансировать, – это образование, здравоохранение, те же инновационные программы. Не надо поддерживать бизнес – бизнесу нужно не мешать", — считает Павел Таяновский.

В ответ на вопрос, как изменилась ситуация для частного бизнеса в Украине в 2012 году по сравнению с 20111-м, он пояснил, что по многим факторам она стала свободнее, а по финансовому фактору – сложнее.

"Из-за кризиса. И это всех как-то сдерживает, потому что политический риск уже ушел, выборы состоялись, и можно было бы до следующих выборов быстро развиваться, но нет ресурса, точнее, не то, что его нет – он дорогой. Пока нет уверенности в том ,что рынки будут быстро расти", — сказал директор медиа агентства АITI/Carat.

Таяновский: нужно сделать страну модной в глазах иностранцев

— Если говорить об украинских брендах, что для Украины, по вашему мнению, наиболее актуально в их создании и продвижении?

— Для Украины сейчас самое важное это… такое правильное слово есть – капитализация страны, то есть нужно сделать страну модной в глазах иностранцев, потому что это косвенно влияет на самоощущение и отношение к собственным торговым маркам .

Если иностранцы будут больше нас хвалить, то мы будем больше потреблять наши бренды. Потому что собственных брендов в Украине много — они хорошие, сильные, но на них немножко давит некое такое восприятие, что, может быть, немножко "не очень правильная" страна, "не очень хорошая".

Вот когда приехали в Украину иностранцы на Евро-2012 и рассыпались в комплиментах, и сказали, что у вас шикарный город Киев, что у вас очень красивый город Донецк, что у вас замечательный Харьков и Львов, то произошла какая-то переоценка собственных брендов.

Вот, например, у нас есть сеть своих украинских кофеен, и я пью там кофе. И мне кажется, ну кофе и кофе, совсем не то, что кофе, например, известных кофейных домов в США. А вот когда приезжают из Америки и говорят "Боже, у вас такой вкусный кофе, не то, что у нас", ты начинаешь по-другому смотреть на собственно украинское.

Вот хочется услышать это со стороны: "Да, ребята, вы на мировом уровне!", вот это услышать, а потом уже спокойно к себе относиться.

Таяновский: белорусам надо бы уже оторваться от государственного патернализма

— Глядя со стороны на Беларусь, какие основные проблемы для развития частного бизнеса и тех же белорусских брендов вы видите?

— Я, действительно, могу только со стороны и сказать. Я много раз слышал, что говорят со стороны об украинцах и Украине, и понимаю, что все это "мимо", поэтому я, конечно, скажу о Беларуси, но, надеюсь, что никто меня всерьез не воспримет, — с улыбкой ответил Павел Таяновский (родом он из Беларуси, из Витебской области, но уже около 20 лет живет в Украине – Телеграф).

Мне кажется, что с точки зрения маркетинга в Беларуси есть еще огромное пространство для развития. Например, успех "Савушкина продукта" показывает, что белорусские бренды можно строить, и это бренды хорошие и замечательные, только их должно быть гораздо больше.

Для этого надо, чтобы население изменило свое отношение, и граждане страны оторвались от ощущения этого государственного патернализма, от этих разговоров "не пойду я в частники".

Я слышал такие заявления у вас на улице, и это меня потрясло. Мол, чего я пойду в частный бизнес, там платят всего на миллион больше, но там придется убиваться, я лучше в государственной компании поработаю и опять же  — "как же пенсия". Слишком все обеспокоены пенсией.

А вот если бы разбудить такую творческую энергию в большем объеме, то все остальное у вас есть.

И еще из-за того, что, возможно, у вас какие-то иные, чем у Украины, отношения с Россией, я предполагаю, что вы можете и финансовые ресурсы из России легче получать – под меньшие проценты. Хотя не знаю, может, это трудно. Ну, подружитесь еще больше. Просто сейчас такой момент, когда в России много дешевых денег. Это такой фактор для развития – если Запад не даст, то Россия может.

Бизнесу что нужно? Нужна творческая энергия и нужны деньги. Это две основные составляющие.

Справка Телеграфа:

Патернализм (от лат. patemitas — отцовство) — система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье. Возведенный в масштаб государства, патернализм известен в древних интерпретациях царя как пастыря, а народа как стада, паствы. Царь-пастырь собирает воедино, оберегает и ведет народ-паству; благодаря его неустанным заботам он питается и воспроизводится (из "Новой философской энциклопедии").

Как вам новость?