Тюрьма и воля

04.02.2010 08:19
Архив Редакция

 В перспективе Россия вступает в ЕС и НАТО  и становится стратегическим партнером США

В последнее время из России стали доноситься какие-то странные сигналы. На первый взгляд к Беларуси они не имеют отношения и касаются исключительно внутреннего переустройства РФ, но, тем не менее, неплохо бы их осмыслить и белорусам. Потому как даже если часть предложений по «модернизации России», исходящих из окружения президента Медведева оказалась бы реализованной на практике, то это имело бы просто колоссальное значение, причем  не только для самой России, но и для всего постсоветского пространства. Итак, что я имею в виду. Прежде всего доклад — «Россия XXI века: образ желаемого завтра», который 3 февраля обнародовал Институт современного развития РФ («Инсор»), попечительский совет которого возглавляет лично президент Д. Медведев. Что же предлагают эксперты «Инсора»? По информации газеты «Ведомости», будущее политическое устройство Российской Федерации должно включать в себя следующее: ликвидацию МВД, ГИБДД и ФСБ (!); возвращение прямых выборов сенаторов и губернаторов; снижение срока президентства вновь до 5 лет, а Госдумы — до 4-х; смешанный (мажоритарно-пропорциональный) принцип избрания национального парламента, а также многопартийную политическую систему страны, ядром которой должны стать  две главные партии — правоцентристская (выражающая интересы среднего класса) и левоцентристская (которую поддержит «бизнес основных отраслей»). Согласно новому проекту, государство напрочь должно отказаться от практики контроля за СМИ, а с приходом цифрового ТВ и от информационной монополии федеральных каналов.
 
Правопреемником МВД в новой «модели будущего» становится Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП). В регионах существуют подчиненные губернаторам полицейские службы (занимаются общественной безопасностью и нетяжкими преступлениями). Вместо внутренних войск создается национальная гвардия, а на уровне городских и сельских поселений действует муниципальная милиция. Между милицией разного уровня и гражданской службой дорожного движения разделены функции ликвидированной ГАИ. Борьбой с экономической преступностью занимается вновь созданная Федеральная служба финансовой полиции (ФСФП). Вместо ФСБ создаются служба контрразведки (как при Ельцине) и Федеральная служба по охране Конституции, занимающаяся предотвращением терактов и угроз сепаратизма. Вооруженные силы, по мысли докладчиков, формируются исключительно на добровольной основе, их численность сокращается до 500-600 тысяч человек (сейчас 1,1 млн человек, к 2012 г. Минобороны планирует сокращение до 1 млн). Новую роль России на международной арене «Инсор» видит в ее участии во всех ведущих глобальных организациях, в том числе ВТО и ОЭСР. В перспективе Россия вступает в ЕС и НАТО (!) и становится стратегическим партнером США (!!!)… СНГ при этом сохраняется, но на новых взаимовыгодных условиях, причем в Содружество возвращается Грузия (о судьбе Абхазии и Южной Осетии в докладе не говорится).

Честно говоря, учитывая современные российские реалии, доклад «Инсора» больше напоминает очередной  «утопический проект»  — один из тех, о которых мы говорили в прошлом блоге. Но в то же время в нем отмечается, что некоторые меры осуществляются уже сейчас: реорганизуется МВД, реформируется армия, но требуется новый этап реформы, причем между первым и вторым этапами должны пройти не годы, а месяцы.  Трудно сказать, насколько все это серьезно, и не завершаться ли эти реформы сразу же после президентских выборов 2012 года, однако на данный момент можно констатировать — какие-то невидимые глазу подвижки в России все же происходят (или это только кажется?). Об одной из них, оставшейся у широкой публики почти незамеченной, мне бы и хотелось поговорить.  Признаюсь, когда я впервые прочел это сообщение, то даже глазам своим не поверил — какие-то неведомые силы в Москве замахнулись на святая святых, главный основополагающий принцип и, не побоюсь этого слова — на «становой хребет» всей российско-советской (она же — белорусская) государственности. А произошло вот что. За несколько часов до наступления нового 2010 года на официальном сайте Министерства юстиции РФ появилось лаконичное сообщение — о ликвидации так называемых «секций дисциплины и порядка» (СДП) во всех исправительных учреждениях системы ФСИН Российской Федерации. Согласно нового приказа, с 1 января 2010 года лагерно-тюремные СДК, которые формировались из числа осужденных, в исправительных учреждениях России полностью упраздняются, и отныне устанавливается правило, запрещающее членам самодеятельных организаций осуществлять командно-распорядительные и контрольные функции в отношении других осужденных. Предвижу вопрос — ну, а нам-то какое до всего этого дело? Не скажите, не все так просто. Ведь какая тюрьма — такая и страна. И наоборот. Особенно в наших краях, где «тюрьма» (армия и т.д.) и «воля» построены на абсолютно одинаковых принципах  и функционируют примерно по одним и тем же законам.  Так что по-другому у нас никак не получится: хочешь изменить общество — сначала измени тюрьму…

Взять, к примеру, эти самые пресловутые «секции дисциплины и порядка». Если кто-то думает, что это чисто тюремные (лагерные) заморочки, то он глубоко заблуждается. Чтобы это понять, надо сначала раобраться, что же это такое — СДК? На самом деле это универсальная форма управления обществом (любым), основанная на праве одной, «избранной» группы людей надзирать за остальными. Все очень «логично» и  предельно эффективно. Происходит это так — в определенном социуме искусственно создается специальная привилегированная «каста активистов», которая получает безраздельную власть над себе подобными. Действует эта «каста» на основании неких «обыкновений», то есть собственных «традиций» или «понятий», при этом цели ее всегда совпадают с целями управляющей Администрации. Желающих получить себе определенные привилегии (иногда очень существенные) за счет других во все времена было хоть отбавляй, властям оставалось только бросить клич и «легализовать» это желание публично — через нашивки на спецодежде, яркие значки, красные нарукавные повязки, либо посредством подписи под заявлением «о вступлении», с последующим вручением партийного или комсомольского билета… Именно на этих принципах строился когда-то Советский Союз с его партией, комсомолом и прочей «диктатурой пролетариата». Он же стал «первопроходцем» по части дифференциации подвергнутых наказанию — когда одни несут наказание, а другие получают «право» наказывать тех, кто, как и они, тоже несут наказание. На заре советской власти даже существовали «зоны самоохраны», где заключенные (из числа «классово близких») получали в руки оружие и сами охраняли собственную же зону… Система формирования сообщества управляемых «идеальных заключенных» была унас заимствована и доведена до полного «совершенства» нацистами в фашистской Германии. Причем, организация «самоуправления» в немецких лагерях была отрегулирована до такой степени, что всего сотня кадровых эсэсовцев могла легко управлять лагерем в несколько десятков тысяч человек. Всю основную работу по поддержанию порядка в «зоне» выполняли представители разветвленной многоярусной иерархии заключенных, обобщенно называемых звучным термином — «капО»…

В пенитенциарных учреждениях послевоенного СССР возврат к старым «технологиям» самоуправления заключенных произошел под занавес «хрущевской оттепели», в 1961 году. Тогда в ходе кампании по «искоренению преступности» (приуроченной к построению коммунизма), проходившей под лозунгом «преступник должен почувствовать презрение всего общества», лагеря (переименованные в колонии) превратились в учреждения абсолютно закрытого типа.  В те годы произошла максимальная регламентация всех сторон жизни заключенных, были установлены самые суровые режимные ограничения. Часть из них (количество отправляемых на волю писем, свиданий, получаемых посылок и передач) предельно сократила возможность контактов заключенных с «волей» (даже с родными и близкими). Кроме того, была введена система жестких дисциплинарных взысканий (например, лишение свидания, права получать посылки, приобретать продукты в «ларьке», возобновился «институт клеймения»: стрижка наголо (для мужчин), форменная лагерная одежда (как для мужчин, так и для женщин). Радикально изменились и  технологии управления массой заключенных, в основном за счет  усиления оперативных служб, использующих не только агентов, но и палачей («прессовщиков»). Именно в это время были созданы так называемые «самодеятельные организации осужденных», которым передавалась часть официальных полномочий персонала, а также некоторые  функции, выходящие за пределы официальных полномочий, что позволяло в разы расширить набор латентных способов подавления заключенных. Появился также институт номенклатурных должностей, которые могли занимать только «вставшие на путь исправления»… Как потом показали результаты социологических исследований, открытое (публичное) закрепление сотрудничества с администрацией через «органы самоуправления» оказалось еще более разрушительным для личности заключенного, чем тайное — то есть секретное обязательство по агентурной работе. Что-то подобное происходило параллельно и с «гражданским обществом» советских людей на «воле», в этой связи можно привести массу аналогий, но за неимением времени и места я на них останавливаться не буду.

Костяк заключенных в числе СДП, по-лагерному называемые «активистами», «красными», «красноповязочниками», «ссученными» получил от лагерных администраций весьма широкие полномочия и привилегии, а также прямую дорогу к первому УДО с рекомендацией руководства учреждения суду о целесообразности досрочного освобождения. «Активистам» также полагались «теплые» должности в виде дневальных и «начальников» каптерок и неафишируемое согласие сотрудников на обирание «активистами» других осужденных: отъем у них приглянувшихся вещей, продуктов, сигарет и т.п. Взамен, соучастники СДПэшного беспредела должны были: помогать сотрудникам колонии избивать прибывшие этапы, рекрутировать «новобранцев» в СДП, писать доносы на других осужденных о реальных и вымышленных нарушениях режима содержания, «прессовать» тех, кто посмеет пожаловаться, рассказывать членам проверяющих комиссий всех мастей и рангов, о том, как хорошо жить и исправляться в проверяемом учреждении… А теперь сравните — разве не то же самое до сих пор происходит в армии (дедовщина). Аналогичные нравы царят и на «гражданке», даже в детских учебных заведениях… И вот теперь, наконец, этот во всех отношениях позорный «институт» в России пусть пока формально, но все же поставлен вне закона. И это внушает определенный оптимизм. Надо сказать, только одним этим решением предполагаемая тюремная реформа в России отнюдь не ограничивается. По словам директора ФСИН РФ Александра Реймера, она предусматривает и другие важные моменты. Во-первых — перенос многих статей из Уголовного кодекса в Административный, что должно освободить по меньшей мере 40 колоний. В результате примерно 40 тысяч заключенных выйдут на свободу. Во-вторых — предполагается отделить осужденных рецидивистов от попавших за решетку в первый раз. Планируется, что будут созданы тюрьмы трех режимов: особого, усиленного и общего. Совершившие преступления по неосторожности будут отбывать наказание в колониях-поселениях. И в-третьих — в перспективе все колонии в России будут заменены тюрьмами. Ведомственные НИИ уже получили указание разработать типовые проекты перепрофилирования обычной зоны в тюрьму на тысячу человек. Предполагается, что появятся «системы видеопротоколирования нарушений и происшествий» (вместо злополучных СДП), а число охранников будет сокращено за счет применения современных технических средств.

К заявлениям Реймера можно относиться как угодно скептически, но совершенно очевидно — реформа пенитенциарной системы в России крайне необходима. В той же степени нужна она и в Беларуси, в определенном смысле предолжающей оставаться одним из «островов» Архипелага ГУЛАГ, причем одним из самых нетронутых и «образцовых».  И я не думаю, что по уровню бесчеловечности белорусские тюрьмы и колонии чем-то в лучшую сторону отличаются от российских. Личного тюремного опыта у меня нет (пока… шутка), но во всяком случае многие публикации и свидетельства, которые периодически появляются в независимой прессе, свидетельствуют скорее об обратном. Плюс ко всему, по данным на 2009 год по количеству заключенных на сто тысяч населения наша страна занимает «почетное» второе место в Европе и третье-четвертое в мире, не говоря уже о том, что Беларусь остается последней страной на европейском континенте, где до сих пор выносятся и приводятся в исполнение смертные приговоры. Нельзя сказать, что белорусское руководство проблемам пенитенциарной системы страны не уделяет никакого внимания, но факт остается фактом — полстраны у нас ходит в погонах, а вторая половина или сидела, или сидит, или собирается сесть… А это значит, что огромная часть белорусского населения прошла через «школу» СДП, распространив потом свой «житейский опыт» на остальное общество. И этот опыт никак не назовешь позитивным, так что уже очень скоро от пресловутой «белорусской толерантности», скорее всего не останется и следа. Но главная опасность в советской тюремной системе, сохранившейся в Беларуси до сих пор,на мой взгляд, состоит в том, что ее сотрудники привыкли относиться к заключенным, как к вражескому населению на оккупированных территориях. Постепенно такая модель взаимоотношений ретранслируется и на гражданское общество, которое начинает мыслить примерно теми же категориями.

Плохо, что мы ко всему привыкли и редко задумываемся над сутью окружающей нас действительности, но лучше от этого она, к сожалению, не становится. К примеру — для какой цели в абсолютно мирной спокойной стране существуют так называемые «внутренние войска»? Армия — понятно, она должна воевать с врагом, пусть даже гипотетическим.  Милиции с полицией, всяким там ОМОНам со спецслужбами — тоже при большом желании можно найти какое-то объяснение. А вот «внутренние войска» (бывшие войска НКВД) — зачем? Тем более с тяжелой бронетехникой, авиацией и тому подобными армейскими вооружениями… Чтобы воевать с собственным народом? Но так вести себя может только оккупационная власть, абсолютно не доверяющая враждебно настроенному оккупированному населению… Похоже, в России многие стали понимать, что с подобным историческим багажом, со всеми этими лагерями, войсками, вождями и прочим сталинским наследием  в XXI веке делать нечего. Глупо, бесчеловечно, затратно и просто неэффективно. Поэтому, наверное, там и появился доклад: «Россия XXI века: образ желаемого завтра», хотя я и очень сомневаюсь, что в России у этого проекта есть будущее. Скорее всего поговорят, поспорят, да и отправят его «в отставку», не исключено, что вместе с президентом Медведевым… А еще я абсолютно уверен — аналогичный доклад: «Беларусь XXI века: образ желаемого завтра» в обозримой перспективе у нас вряд ли появится. И не потому, что его сочинить некому. Просто для того, чтобы думать о «завтра», надо, чтобы сначала наступило «сегодня»… А у нас, к сожалению, «вчера» все никак не закончится…

Как вам новость?
Головоломки