В Беларуси предлагают в три раза сократить число министерств

28.11.2012 14:35
Архив Редакция

В Минске 27 ноября состоялась презентация аналитической записки "Альтернативный взгляд на реформу системы государственного управления в Беларуси". Ее авторами выступили эксперты "Либерального клуба" и представители ряда госорганов. Как передает корреспондент Телеграфа, причиной разработки аналитической записки стала объявленная президентом Александром Лукашенко реформа системы госуправления.

Как отмечают авторы, по всей видимости, провозглашенная реформа сведется лишь к сокращениям госслужащих на объявленные президентом 25-30%. "Однако проблема заключается в том, что ахиллесова пята белорусской системы государственного управления не в раздутом кадровом составе госслужащих, а в недопустимо раздутых функциях государства. И если уж начинать реформу, то необходимо искоренять первопричины, а не следствия первопричин", — считают они.

Так, в записке отмечается большое количество министерств по сравнению с соседними странами (24 в Беларуси против 18-ти в России, 16-ти в Украине, 14-ти в Литве и 13-ти в Латвии), которые к тому же дополняются семью госкомитетами, четырьмя госорганизциями и рядом департаментов. При этом министерства и комитеты выполняют 1,5 тыс. функций для достижения 300 задач. Многие из них часто пересекаются и накладываются одна на одну. Присутствуют среди госчиновников и кадровые проблемы: 54% из них старше 40 лет, и лишь 10% моложе 30-ти. Кроме того, зарплаты госслужащих зачастую ниже чем зарплаты менеджеров компаний, тогда как требования к ним выше, из-за чего многие компетентные люди предпочитают работать в частных компаниях, а не в госсфере.

Согласно аналитической записке, несмотря на разветвленную систему госуправления и большое количество функций госслужащих, они, тем не менее, не справляются с поставленными перед ими задачами. Так, в 2006-2010 годах рост ВВП был запланирован на 146-155%, а вырос лишь на 142%. Положительное сальдо в 2010 году должно было составить 0,8-1 млрд долларов, однако сальдо сложилось отрицательным –7,4 млрд долларов. Что касается запланированного роста доходов населения, то он хотя и был выполнен в 2010 году, но в 2011 году доходы населения скатились до уровня 2006 года. Не искоренена в Беларуси проблема коррупции (так, в рейтинге Transparency International за 2011 год Беларусь занимает 143-е место в мире).

Вместе с тем проведение властями реформы системы госуправления связано со многими рисками:

  1. Идея во многим носит спонтанный и непродуманный характер;
  2. Вся реформа может свестись лишь к сокращению числа госслужащих;
  3. Руководство ее подготовкой, судя по заявлениям белорусских властей, осуществляется сверхимпульсивно.

Цифры 25-30% чиновников, которых предлагают власти сократить, по мнению авторов записки, взяты с потолка.

Реформа может стать средством сведения счетов и клановой борьбы, в результате которой под сокращение могут попасть компетентные сотрудники, но не привести к реальному улучшению работы госаппарата.

Вместе с тем, как подсчитали эксперты "Либерального клуба", зарплаты госслужащих в результате сокращения 25-30% от их числа могут вырасти в среднем на 220 долларов. В свою очередь представитель минэкономики Дмитрий Красовский заявил, что именно на повышение в 1,5 раз зарплат госслужащих и рассчитано данное сокращение. При этом, по его словам, хотя, например, в Украине и меньше министерств, чем в Беларуси, но число органов госуправления значительно больше.

Также эксперты предложили два варианта реформа госсектора Беларуси. Первый, по их мнению, можно использовать уже сейчас, второй – лишь после системных социально-экономических перемен в будущем.

Первый вариант направлен на улучшение качества законодательства, повышение эффективности работы правительства и сдерживание коррупции. Так, для сдерживания коррупции предлагается развивать институты гражданского общества, минимизировать контакты чиновника и получателя услуг (развитие электронного правительства, присвоение идентификационных номеров без указания ФИО и другой уточняющей информации), введение официальных сумм, которые дают возможность получать документы раньше установленного срока. Также представители "Либерального клуба" предлагают разрешить проводить опросы субъектов хозяйствования не госинститутами, а независимыми службами.

Для улучшения эффективности работы правительства предлагается разработать новую методику оценки работы органов республиканского управления и их руководителей; установить критерии качества предоставляемых государством услуг, развить институт стратегического планирования.

Что касается качества законодательства, то для него планируется ограничить предоставление льгот отдельным субъектам хозяйствования, уменьшить перечень товаров и услуг, цен на которые регулируются властями, а также создать независимый антимонопольный орган, подчиненный и подконтрольный Палате представителей. Главу этого органа предлагается избирать, сменяя каждые четыре года.

По мнению авторов аналитической концепции, эти меры позволят "осуществить революцию в системе государственного управления". К тому же это облегчит жизнь ответственным за модернизацию органов госуправления и сделает "возможным прогресс хотя бы по некоторым сегментам и предотвратит дальнейшую консервацию белорусского госаппарата".

В радикальном варианте реформы системы госуправления, который, как считают авторы записки, возможен лишь в далеком будущем, предлагаются следующие реформы:

  1. Ограничить дефицит консолидированного бюджета до 2%.
  2. Строго ограничить количество внебюджетных фондов.
  3. Запретить любое увеличение расходов бюджета, в случае превышения доходов консолидированного бюджета
  4. Ограничить госрасходы до 20% ВВП
  5. Ограничить внешний госдолг до 25% ВВП, внутренний – до 15% ВВП
  6. Запретить госорганам владеть банками и другими финансовыми институтами
  7. Сократить число министерств до восьми (финансов, по управлению госимуществом и приватизации, правосудия, социальных дел и занятости, безопасности, обороны, МИД, МВД) и расформировать госкомитеты и госорганизации.
  8. Право владения госимуществом передать исключительно министерству по управлению госимуществом и приватизации
  9. Разрешить аутсорсинг части функций
  10. Перевести правовую основу госслужбы с отдельных правовых актов на Гражданский кодекс.
  11. Реулировать размер зарпаты в соответствии и с частным сектором
  12. Нанимать на работу на профессиональной основе.

Как отмечают в "Либеральном клубе", первый вариант реформы не решает всех проблем. По мнении авторов записки, необходимо, как минимум, обеспечить прозрачность процесса, а также провести полноценный и непредвзятый аудит всех функций и задач системы госуправления. "А предложения второго варианта пусть пока остаются пищей для размышления и темой для дискуссий", — заключают они.

Как вам новость?