Разбор полетов: Занос на асфальте

04.11.2015 08:43
Авто Редакция

Занос. Это слово ассоциируется у водителей, прежде всего с зимой, когда бывает скользко. Между тем боковое скольжение автомобиля может случиться и на совершенно сухом, ровном асфальте и на скоростях, значительно меньших, чем многие автомобилисты предполагают.

Разбор полетов — новая рубрика в автомобильном разделе нашего сайта. В ее рамках известный автомобильный критик Дмитрий Перлин будет разбирать различные дорожные происшествия и предпосылки к ним, причем разбор ситуаций будет производиться с точки зрения контраварийной подготовки, приемов управления автомобилем и физики на простом и понятном любому автолюбителю языке. Чтобы люди могли сделать выводы и учиться на чужих ошибках.

 

Разбор полетов — новая рубрика в автомобильном разделе нашего сайта. В ее рамках известный автомобильный критик Дмитрий Перлин будет разбирать различные дорожные происшествия и предпосылки к ним.Сегодня Дмитрий разбирает занос на сухом асфальте. Подробности по ссылке http://telegraf.by/2015/11/46/304957-zanos-na-asfalte
Posted by Telegraf.by — агентство новостей on 3 ноября 2015 г.

 

Вот такая, увы, не редкая ситуация на наших дорогах. То, что не было встречного транспорта, что на дороге не оказалось пешеходов, можно считать крупным везением. А то, что автомобиль остался на проезжей части и не вылетел на одну из обочин, между которыми его бросало – заслуга не водителя, а того, что автомобиль двигался на сравнительно небольшой скорости.

Приступим непосредственно к разбору ситуации, выводам из нее и советам.

Самый первый занос стал развиваться из-за того, что водитель, переборщивший со скоростью на входе в закругление дороги, из-за чего автомобиль стало «выносить» на встречную полосу, решил исправить свою ошибку, отпустив педаль «газа» (быть может и притормозив), и еще больше повернул руль вправо. 
Опытный, умелый водитель знает, что если быстро отпустить, «бросить» эту педаль после нажатия, или начать тормозить, любой автомобиль, с любым типом привода «клюнет» носом. Примерно так, как на этом фото:

Физика, а именно сила инерции заставляет автомобиль это сделать, дополнительно нагружая колеса передней оси автомобиля. Эта же сила проделывает обратную штуку с колесами задней оси, кузов над которыми слегка приподнимается (см. фото). Это очень важный момент. Важный момент, потому что сцепление колес с дорогой зависит от того, нагружены эти колеса какими-нибудь другими силами помимо силы земного тяготения, действующей на машину, или нет. Ведь при равномерном движении по горизонтальной поверхности, когда только сила тяжести «давит» на кузов,  сцепление колес обеих осей с дорогой примерно одинаково.

В рассматриваемом случае, в момент «бросания газа» или торможения, сила инерции «подгружает» переднюю ось автомобиля, а заднюю разгружает. И, на какой-то короткий момент, сцепление колес передней оси с дорогой становится существенно выше, чем задней. Если в этот момент ехать не по прямой, а в поворот, или по кругу, колеса задней оси срываются в скольжение значительно легче, чем передние. Чем выше скорость движения, чем круче поворот, тем легче. Опять физика. На сей раз центробежная сила.

Если в момент такого движения автомобиля еще и руль довернуть сильнее, то ситуация лишь усугубится. Вероятность заноса возрастет многократно, причем на сухом асфальте, при безобидной, на первый взгляд, скорости. Как на видео, в общем.

Последующее «разматывание» автомобиля от обочины к обочине называется ритмическим заносом, который возникает при запаздывании реакции водителя на занос, или при недостаточности его действий рулевым колесом.

Теперь, когда разбор произведен и выводы сделаны, приступим к советам.

  • Гораздо легче не допустить занос, чем потом из него выпутываться, вращая рулевое колесо очень быстро и на большие углы, что требует серьезной специальной подготовки.
  • Чтобы снизить вероятность возникновения заноса, не следует спешить на незнакомых дорогах, крутизна поворотов которых не известна. Замедляться, будь-то отпусканием педали «газа», будь-то торможением, следует только при движении прямо, и с положением руля для движения прямо. Равно как и разгоняться. Сами повороты следует проезжать, поддерживая постоянную безопасную скорость ровной тягой двигателя. По причине необходимости поддерживать равномерную скорость в поворотах, категорически недопустимо катание по ним «на нейтрали», в случае механической коробки передач.
  • Очень важно знать, что на холодном асфальте, не важно, мокрый он, или сухой, сцепление покрышек любого типа, летних, зимних, существенно хуже, чем летом, на теплом асфальте у летних шин. Потому скорость маневрирования, совершенно безопасная при +25 на летних покрышках, при 0+5 станет опасной, на любых.

 

Удачи на дорогах.