Разбор полетов: Занос на холодном мокром асфальте

16.11.2015 08:48
Авто Редакция

Следующей темой нашего «Разбора полетов» от автокритика Дмитрия Перлина станет мокрый асфальт, причем не только мокрый, но еще и холодный. Ездить по такому покрытию нередко приходится в период с ноября по апрель и о том, чем оно коварно, как избежать опасных ошибок, и пойдет речь.

Это видео, на котором пикап Mitsubishi L200 попадает в ДТП, было записано регистратором у нас, в Беларуси, буквально несколько дней назад. Ситуация, к сожалению, не редкая, видео многоплановое и поучительное.

Прежде, чем разбирать ситуацию в части дорожного покрытия, хочется задать дорожным службам Мозыря такой вопрос: Почему на данном участке ул. Пролетарская, на повороте, который совершенно не просматривается на предмет наличия встречного транспорта, нанесена прерывистая линия разметки? Организация дорожного движения и в том числе дорожная разметка должны предупреждать развитие экстремальных ситуаций, не разрешать выезд на полосу встречного движения, когда участок дороги за поворотом не виден. В данном же случае, выходить на обгон водитель Mitsubishi имел законное право и если бы в момент обгона по встречной полосе двигался транспорт… Можно не продолжать.

Теперь приступим к дорожному покрытию и заносу. Мокрый асфальт при температуре 0+7 коварен тем, что на нем плохо работают любые покрышки. Летние потому что они рассчитаны на эксплуатацию при температуре от +7. Зимние — лучше. Но и они значительно хуже «держат» автомобиль, чем на сухих покрытиях при такой же температуре. Ведь тонкая, даже толщиной в доли миллиметра, водяная пленка играет роль смазки, на которой даже самая лучшая покрышка сорвется в скольжение на меньшей скорости, чем на сухом асфальте.

Влажный асфальт еще коварен тем, что с ростом скорости автомобиля сцепление покрышек с ним падает гораздо сильнее, чем в случае сухого покрытия. Так, если на сухом асфальте разница между коэффициентами сцепления на скоростях 40 и 80 км/ч составляет 15-20%, то на мокром она достигает нескольких раз. Об этом коварстве не думают многие водители, не догадывался о нем и водитель пикапа Mitsubishi.

Выполняя обгон и двигаясь в повороте, водитель Mitsubishi L200 увидел, что закругление дороги оказалось несколько круче, чем он предполагал, и решил подправить траекторию, чуть-чуть «поддернув» рулевым колесом влево. На холодном и мокром асфальте этого оказалось достаточно, чтобы законы физики заставили сорваться пикап в первую фазу бокового скольжения — занос.

Водитель Mitsubishi попытался исправить ситуацию. Пожалуй, нет такого человека за рулем, которому старшие товарищи не говорили «крути руль в сторону заноса» (правда, редко кто может сказать когда, как и на какой угол его крутить). Очевидно, что водитель пикапа так и поступил. Но, обескураженный быстрым развитием событий, он опоздал с реакцией на занос, и успел лишь выровнять колеса. Этого оказалось достаточно, чтобы наступила вторая фаза бокового скольжения, так называемый «ритмический занос», о котором мы рассказывали в предыдущей статье «Разбора полетов»

Только на сухом асфальте нужно сильнее «постараться», чтобы он наступил. На мокром покрытии скольжения развиваются и с меньшим количеством ошибок управления.

Будучи не готовым к такому развитию событий, требующих крайне оперативной, быстрой работы органами управления, водитель оказался в роли статиста, наблюдающего за действием законов физики на его автомобиль.

 

Теперь, когда разбор произведен, приступим к рекомендациям:

К сожалению, далеко не всегда можно верить дорожной разметке на наших дорогах. Во время выполнения обгона надо обращать внимание не только на разметку, но и смотреть на конфигурацию дороги. Важно видеть, какова эта дорога и что на ней происходит в предполагаемом месте завершения маневра. Если не видно – от обгона, даже если разметка и скоростные ограничения позволяют, необходимо отказаться.

Холодный и мокрый асфальт – очень коварное покрытие, сцепление с которым существенно уменьшается по мере роста скорости автомобиля, вне зависимости от типа покрышек. Этот нюанс неизвестен многим водителям, предполагающим, что вот наступит зима, и вот тогда станет скользко, и это приводит к плачевным последствиям. Потому к выбору скорости движения, тем более маневрирования, нужно относиться особенно внимательно и не спешить.

Резкие, дерганые движения органами управления, в частности рулевым колесом, это вообще не правильно. А в осенних дорожных условиях неправильно вдвойне. Дергать руль и резко нажимать-бросать педали на холодном мокром асфальте может быть опасней по последствиям, чем на льду.

Удачи на дорогах.

 

P.S. Предыдущая публикация о заносе вызвала энергичную дискуссию в соцсетях, наши читатели просили о том, чтобы статьи содержали не только разбор ситуации и рекомендации о том, как в них не попадать, но и порядок действий по выходу, если попал.

В ответ на просьбу отвечаем: Мы бы с удовольствием, но представьте себе человека, который бы захотел научиться делать «Перелет Ткачева» на перекладине, а сам никогда в жизни не занимался гимнастикой или акробатикой. Ни навыков, ни отработанной координации движений, ни физической формы. Что будет, если такой человек прочитает, как делать это упражнение и полезет на перекладину, без тренера, без навыков? В лучшем случае ничего. А в худшем – тяжелые травмы. Вот так и в управлении скольжениями автомобиля, для чего требуется специальная контраварийная подготовка, без которой ничего не получится в лучшем случае. Поэтому мы пока воздержимся, но… есть на этот предмет кое-какие идеи. Следите за автомобильным разделом нашего сайта.