Разбор полетов: Разве нужен Беларуси автоспорт? — мнение эксперта

26.11.2015 08:50
Авто Редакция

Автокритик Дмитрий Перлин побывал на награждении белорусских спортсменов. Торжественная церемония сподвигла его поделиться размышлениями о наболевшем. О том, какая может быть связь между автоспортом и крепнущим беспределом на белорусских дорогах.

В субботу 21 ноября, в актовом зале Белорусского государственного университета физкультуры прошла церемония награждения призеров и победителей чемпионатов и кубков страны во всех дисциплинах автомобильного спорта Беларуси. Заслуженных наград удостоились картингисты и раллисты, кроссмены и дрифтеры, кольцевики, представители драг-рейсинга, скоростного маневрирования и Offroad.

Самому юному представителю элиты отечественного автоспорта нет и десяти лет, а самому старшему крепко за сорок, мужчины и представительницы прекрасного пола. Кубки и грамоты, счастливые лица победителей, их друзей, родных и близких, смех и улыбки, полный зал.

Стороннему наблюдателю, случайно попавшему сюда, вполне могло показаться, что все в отечественном автоспорте хорошо, однако это не так.

Кого из белорусских автогонщиков знает среднестатистический белорусский обыватель и сможет назвать? Быть может, только Сергея Вязовича из команды «МАЗ-СПОРТавто», экипаж которого удачно выступал в ралли-марафоне «Дакар-2015» и ралли-рейде «Шелковый путь-2015», о чем в первом полугодии часто рассказывали все государственные телеканалы Беларуси. Его же экипаж успешен в белорусском классическом ралли и ралли-спринте, но вот об этом знают только собравшиеся в актовом зале университета, и, быть может, еще несколько сотен человек в стране.

Ситуация немыслимая в Германии, в Великобритании, и Франции, в странах, которые гордятся своим автоспортом и спортсменами. О маленькой Финляндии, с населением вдвое меньше Беларуси, вообще говорить не приходится. В этой стране автомобильный спорт настолько популярен и гонщики будь-то мирового, будь-то местного уровня настолько известные и уважаемые люди, словно популяризация этих соревнований — часть продуманной государственной политики.

Конечно, не всем видам спорта быть одинаково популярными, сравнимыми по числу активных болельщиков с футболом или хоккеем. Однако есть один аспект в автомобильном спорте, об огромной социальной значимости которого не догадывается непосвященный: безопасность дорожного движения.

Наш земляк Анатолий Альхимович, знаменитый автогонщик, мастер спорта СССР, член сборной страны, заслуженный тренер БССР, как-то отметил: — «Чем больше в стране автоспорта, тем безопасней на ее дорогах». И это факт. В странах, которые упоминались выше, имеется удивительная связь между большим числом автоспортивных сооружений, спорт-автоклубов, автогонщиков национального и международного уровня и самыми низкими в мире показателями аварийности и смертности на дорогах общего пользования.

На самом деле нет ничего удивительного в этой зависимости. Высокая популярность и авторитет автоспорта стимулирует молодежь быть в чем-то похожими на гонщиков-кумиров, учиться управлению автомобилем осмысленно. А обилие спортивных сооружений, со сравнительно недорогими абонементами, позволяет и учиться, и банально «спускать адреналин» вдали от дорог общего пользования. У нас же, в Беларуси, где ни одного трека, ни одного автомобильного сооружения, кроме испытательного полигона под Минском, ни одного спортивного автоклуба, люди гоняют по городским улицам и трассам, совершая грубейшие ошибки управления, которые мы анализировали в нашей рубрике «Разбор полетов», и будем продолжать это делать.

Последствия этих «гонок», грубейших ошибок управления и заблуждений находят отражение в печальной статистике на дорогах. Будь-то в расчете на 1000 зарегистрированных автомобилей за год, будь-то в расчете на 1 млн жителей страны, в Беларуси гибнет в 2-4 раза больше, чем в названных выше странах, несмотря на прогресс, достигнутый мерами в виде обилия «лежачих полицейских» в городах и фотокамер регистрации превышения скоростного режима. 

Опыт Финляндии, где дороги и климат гораздо более схожи с нашими, чем «тепличная» Европа, показывает: только комплекс из мер по организации дорожного движения, контролю за соблюдением ПДД, продвинутой системы обучения водителей и популярности автоспорта способны привести к резкому сокращению смертей и травматизма на дорогах.

Так что автоспорт, как и продвинутая система подготовки водителей всех категорий, Беларуси нужны. Только не все это понимают, в том числе в «высоких» кабинетах.

О том же, как повысить популярность автоспорта в Беларуси, и что такое «продвинутая» система подготовки водителей, применяемая в Финляндии – отдельная тема, которую мы обязательно осветим.

Удачи на дорогах.

 

 

Об авторе

Ведущий спецпроектов «Как это работает» и «Разбор полетов» на «Телеграфе» — Дмитрий Перлин. Он имеет за плечами 20-летний практический опыт ремонта и технического обслуживания, продаж и испытания легковых автомобилей. Карьера Дмитрия представляет собой путь от слесаря по ремонту автомобилей до директора по продажам дилерского автоцентра, затем от рядового журналиста отдела тестов московского журнала «Автопанорама» и эксперта одноименной телепрограммы белорусского телевидения, до главного редактора газеты «Автобизнес» (www.abw.by), а затем эксперта холдинга «Атлант-М».

В настоящее время Дмитрий — независимый инженер-консультант, консультант по вопросам маркетинга, клиентинга и PR в автомобильной отрасли, преподаватель контраварийной подготовки и организатор спортивных, демонстрационных и обучающих автомобильных мероприятий.

Выпускник спортивных автошкол Mitsubishi Driving Art (Москва) и «Центра Контраварийной подготовки Сергея Овчинникова» (Минск).