"Атлант-М": в Таможенном союзе не будет единого авторынка

12.07.2012 17:56
Авто Редакция

Генеральный директора "Атлант-М" в Беларуси Сергей Самойло прокомментировал Телеграфу принятие Госдумой России закона об утилизационном сборе на автомобили. По его словам, эта мера и связанные с ней решения приводят к нарушению норм Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и отсутствию в ТС единого рынка транспортных средств и к возникновению целого ряда неопределенностей.

В частности, Сергей Самойло сказал:

– Вступление России в ВТО (юридически должно завершиться до конца августа) приведет к снижению пошлин на новые легковые автомобили для юридических лиц с 30% до 25%, еще более заметным будет снижение для коммерческих автомобилей. Также будут снижены пошлины для автомобилей старше трех лет, которые составят те же 25% (это касается только ввоза юридическими лицами).

В качестве компенсационной меры российское правительство предложило введение утилизационного сбора. Его ставки спланированы таким образом, чтобы практически отсечь ввоз машин старше трех лет. Для новых импортных автомобилей утилизационный сбор должен лишь компенсировать снижение пошлин при вступлении в ВТО. В соответствии с законом, принятым Госдумой РФ, сроки введения сборов установлены с 1 августа 2012 г.

В то же время на уровне премьер-министров России, Беларуси и Казахстана принято парадоксальное решение, что Беларусь и Казахстан утилизационные сборы не вводят, но оставляют у себя прежний уровень тарифной защиты, то есть таможенные пошлины на автомобили будут более высокими, чем в России. Фактически данное решение не соответствует нормам и самой сути Таможенного Союза и не позволяет сформировать единый рынок транспортных средств, на котором автомобили могли бы перемещаться между странами без уплаты дополнительных пошлин и иных сборов.

Более того, с 2015 по 2019 гг. Россия должна будет поэтапно и далее снижать таможенные пошлины на автомобили. Таким образом, разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза станет еще больше. И эти противоречия будут нарастать.

Во-первых, одни модели новых автомобилей в силу разного уровня пошлин и сборов окажутся дороже в России, другие – в Беларуси. По подержанным автомобилям, скорее всего, уровень цен в России будет складываться выше по всем моделям (при введении утилизационных сборов в Беларуси рост цен произошел бы и на нашем рынке).

Во-вторых, возникает ряд неопределенностей. С автомобилей, ввезенных в Беларусь до настоящего времени, утилизационные сборы при вывозе в Россию взиматься не должны. Однако для машин, которые могут быть импортированы в Беларусь после 1 августа 2012 г., вполне возможно, этот сбор при перепродаже в Россию понадобится уплачивать. В противном случае откроется легальный канал для ввоза подержанных иномарок на территорию РФ в обход уплаты утилизационных сборов. Пока в законе говорится, что условия освобождения таких машин от утилизационного сбора будут определяться правительством РФ.

В-третьих, непонятно, будет ли возвращаться утилизационный сбор (и доплачиваться пошлина) при покупке автомобиля белорусами в России и его вывозе из России в Беларусь.

Эти противоречия могли бы разрешиться при вступлении Беларуси в ВТО, что привело бы к снижению пошлин на автомобили до такого же уровня, как планируется в России. Но перспектива этого события достаточно туманна.

Динамика рынка подержанных автомобилей в Беларуси во многом будет определяться ответами на поставленные выше вопросы и динамикой спроса со стороны резидентов России. В случае, если Россия введет утилизационный сбор, но не поставит заградительные меры для ввоза подержанных автомобилей из Беларуси, то на нашем вторичном рынке вероятна активизация импорта из-за рубежа, рост спроса и цен. В случае, если барьеры на восточном направлении возникнут, рынок продолжит  стагнацию.

Что касается рынка новых автомобилей в Беларуси, то он продолжит постепенный рост, который наблюдается с марта этого года. Основным источником роста является замещение в структуре импорта подержанных автомобилей на новые, в первую очередь, иномарки российской сборки. Вместе с тем снижение пошлин на новые автомобили одновременно с вступлением России в ВТО привело бы к существенному оживлению рынка.

Как ранее сообщал Телеграф, согласно решению Госудумы РФ, утилизационный сбор будет взиматься в целях обеспечения экологической безопасности за каждое транспортное средство, ввозимое в Россию или произведенное на ее территории.

Как вам новость?