Автобизнес: "ценовая война" между Россией и Беларусью

14.02.2014 16:07
Авто Редакция

На сегодня ситуация, сложившаяся с принятием указа об утилизационном сборе в Беларуси, воспринимается как попытка завуалированной борьбы братских стран в едином Таможенном союзе и будущем Едином экономическом пространстве. Об этом заявил Сергей Михневич, председатель Белорусской автомобильной ассоциации.

По его мнению, кажется не совсем логичным, что машины, произведенные в двух братских странах, становятся дороже для их граждан.

Например, Geely белорусской сборки при экспорте в Россию станет дороже на величину утилизационного сбора, также как Лада, ВАЗ либо Volkswagen Polo Sedan, произведенные в России, станут дороже здесь. «Автопроизводители не понимают, зачем это нужно. Можно было по-другому пополнить бюджет. Мы ведь ставим палки в колеса производствам братских стран, — сетует Сергей Михневич. — Посмотрите сами, третья страна таможенного союза – Казахстан – заняла другую позицию в вопросе утилизационного сбора. Эту же позицию могла бы занять и Беларусь».

Директор импортера Volkswagen выразил справедливые предположения о том, что если импортеры и дилеры не снизят цены на величину утилизационного сбора, белорусы поедут за авто в Смоленск — повезут валюту в размере розничной реализации.

В Беларуси машина будет стоить дороже, чем в России, минимум на $1000

На сегодня закупаемый в России автомобиль при ввозе в Беларусь облагается 20% НДС (в России НДС — 18 %), плюс необходимо уплатить утилизационный сбор, также облагаемый процентом по реализации.

Таким образом, в Беларуси машина будет стоить значительно дороже, чем в России, минимум на 1000 долларов. И разница эта будет еще более существенна в случае с приобретением дорогих авто, либо автомобилей с большим объемом двигателя.

Если белорусы будут покупать автомобили в России, и деньги, и налоги останутся там — кроме утилизационного сбора государство не получит ничего.

«Данный указ принимался кулуарно — это противоречит всем правилам, нам должны были дать указ на вычитку за 3 месяца до публикации для получения заключения в заинтересованных бизнес- ассоциациях, — рассуждает Михневич. —  Как автомобильные дилеры, мы не враги нашему государству. Мы могли бы подсказать более правильные формулировки, чем те, которые на сегодня реализованы».

Председатель БАА также отметил, что обращения ассоциации были частично услышаны — по крайней мере не попали под утилизационный сбор автомобили, уже растаможенные, но пока не проданные нашим покупателям. В противном случае, автодилеры попали бы в убыток на огромные цифры. Убыток съел бы налогооблагаемую базу, государство не получило бы налогов и пострадало бы в том числе. Но под действие указа подпадают автомобили из России, ввезенные до 1 марта. Потому что факт их ввоза физлицами до этой даты зафиксировать сложно.

«Мы не понимаем, как практически будет осуществляться этот механизм», — подчеркивает Михневич.

Исходя из текста указа и таблицы, по которой будет рассчитываться утилизационный сбор, нужно будет знать много факторов для расчета: тип транспортного средства, категорию, год выпуска, объем двигателя — ведь это все нужно подтвердить какими-то документами. Как это будет делать обычный человек, приобретающий машину, будучи далеким от знания подобных нюансов, никому не известно.  

Михневич: государственная экологическая программа должна быть разумной

По мнению председателя БАА, новые административные процедуры, которые будут создаваться в этой системе, должны быть оплачены, а это лишние затраты для экономики. В том числе и рабочего времени. В этом смысле правильно было бы вводить справедливый и простой, по расчету и администрированию, утилизационный сбор с точки зрения затрат по утилизации, а также с учетом стоимости самих материалов. И заниматься этим должно государственное предприятие.

Также Сергей Михневич  добавил, что  утилизация — это абсолютно правильная и нужная процедура, которой должны подвергаться не только авто. В РБ  ввозится масса другой техники, которая требует системы утилизации. Например, большая проблема переработки электрических батареек — это серьезное загрязнение среды. А что делать со ртутьсодержащими лампами?

«Государство должно думать об экологии. Должна существовать специальная государственная программа. Но она должна быть разумной.  

Каждый, кто ввозит лампу или батарейку, стиральную машину или автомобиль, должен платить разумную стоимость по утилизации продукции. Так происходит во всем цивилизованном мире. Беларусь также должна подходить к этой проблеме цивилизованно. Мы обязаны думать о нашей экологии, о наших детях.

Но это совсем не то, что мы видим по ситуации с автомобилями на сегодняшний день — у нас это лишь средство пополнения бюджета. И мы даже не знаем, куда будут уходить наши деньги», — заключил Сергей Михневич.

Сравнительный анализ

В беседе мы затронули вопрос сравнительного анализа стоимости приобретения авто за последние 5 лет, на протяжении которых происходили законодательные изменения.

Ранее таможенная пошлина рассчитывалась не от стоимости авто, а от обьема двигателя — она составляла в среднем от 1 000 до 2 000 долларов, примерно 5% от стоимости. Сейчас это 30% , плюс 20% НДС, плюс утилизационный сбор около 3-10% (сумма сбора зависит от многих факторов).

«Машины подорожали за 5 лет законодательных изменений. При этом эти авто не производятся ни в нашей стране, ни  в России до сих пор. От кого мы тогда защищаемся?

Около 60% от закупочной стоимости автомобиля уплачивается государству — это более чем треть от розничной цены. Если бы автодилеры не занимались обслуживанием, продажи были бы вообще убыточны. Мы, по сути, продаем машины, чтобы потом их обслуживать. В противном случае — какой смысл строить автоцентры?» — сказ л Сергей Михневич.

По примерным подсчетам, стоимость VW Caravelle, турбодизель (объем двигателя 2,5 л/2,0 л) в сравнении с 2008 годом возросла на 70%, VW Touareg, дизель (2,5 л/3,0 л) — на 80%,  VW Passat, бензин (1,8 л) — на 40%.

Алина Снежина

Как вам новость?