07.12.2013 15:32
Авто

С 1 января 2014 года в Беларуси вводится уплата утилизационного сбора на автомобили, произведенные в стране или ввезенные на белорусский рынок. По мнению игроков рынка, новые правила приведут к дальнейшему росту различий в условиях ведения бизнеса в Беларуси и России, падению продаж автомобилей официальными дилерами и росту вывоза физлицами валюты из страны.

В соответствии с проектом указа президента, уплата сбора будет осуществляться с 1 января 2014 года по стране назначения, в результате чего в белорусский бюджет будет уплачиваться сбор на технику, ввезенную на территорию страны, произведенную и поставленную на учет в Беларуси. При этом с транспортных средств, произведенных в Беларуси и поставленных на российский рынок, сбор будет взиматься в бюджет РФ, сообщают "Бизнес-новости".

Утилизационный сбор придется платить и за авто 2013 года

Требование по уплате утилизационного сбора распространяется и на автомобили, ввезенные в Беларусь в 2013 году, но прошедшие госрегистрацию после 1 января 2014 года. Это, по оценке председателя совета директоров ГК "Интеллект" Сергея Вариводы, приведет к удорожанию примерно на 10 млн долларов имеющихся складских запасов дилеров и производителей.

Кроме того, из указа непонятно, кто будет уплачивать сбор: автодилер, который продал автомобиль до 1 января 2014 года, или физлицо, которое зарегистрировало автомобиль после 1 января.

Одновременно, по мнению участников авторынка, белорусских автодилеров поставят в неравные условия с российскими, поскольку в России ввозные таможенные пошлины на импортируемые автомобили минимум на 5% ниже, чем в Беларуси. В результате введения утилизационного сбора с 1 января 2014 года пошлину на ввоз автомобилей в Беларуси унифицируют с российской, однако, исходя из проекта указа, часть автомобилей с нового года будет реализовываться белорусскими автодилерами по цене, в которой будут заложены утилизационный сбор и повышенная пошлина.

По словам главы правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, с 1 января 2014 года на белорусском рынке относительно подешевеют легковые и коммерческие автомобили дороже 30 тыс. долларов и подорожают автомобили дешевле 30 тыс. Сегодня автомобили до 30 тыс. долларов, ввезенные с территории Таможенного союза, в основном из России, без уплаты таможенной пошлины, составляют около 80% белорусского рынка новых автомобилей. Новые условия реализации авто будут мотивировать белорусов приобретать новые автомобили не в Беларуси, а в России или в третьих странах в связи с разницей в затратах на ввоз автомобилей дилерами и физлицами, заявил Сергей Михневич.

Согласно проекту указа дополнительные затраты дилеров на уплату утилизационного сбора за один автомобиль составят 800-3300 долларов при коэффициентах расчета сбора 1,34-5,5. Таким образом, при продаже автодилерами в 2014 году хотя бы 50% от прогноза по продажам в 2013 году (15 тыс. автомобилей) дополнительные затраты дилеров составят 12-49,5 млн долларов, которые лягут на потребителей.

Вместе с тем коэффициент расчета утилизационного сбора на новые авто, ввезенные в Беларусь гражданами, составляет 0,1, в результате чего физлицо при покупке автомобиля у российского дилера и регистрации в Беларуси уплатит сбор в размере 60 долларов против 800 долларов у автодиллера.

Также, ожидается, что розничные цены на автомобили на российском рынке не увеличатся на величину сбора, поскольку при продаже на экспорт утилизационный сбор не взимается, да и российским автопроизводителям правительство планирует компенсировать потери от уплаты утилизационного сбора. Как следствие, у физлиц появится дополнительный стимул для покупки в России.

По словам Сергея Михневича, одной из тенденций 2013 года из-за ценового фактора уже стал рост покупок белорусами легковых авто в России: около 4 тыс. за январь-октябрь.

Белорусы вывезут из страны до 2 млрд долларов

Кроме того, автодилеры прогнозируют значительный рост импорта на белорусский рынок подержанной техники, что также ударит по ним. По их мнению, размер сбора на авто старше трех лет на сумму 90 долларов против 1540 долларов за новый автомобиль с объемом двигателя 2-3 тыс. кубометров будет стимулировать ввоз подержанных автомобилей населением и стимулировать отток валюты из страны и недопоступлению налогов в бюджет.

За январь-сентябрь 2013 года неорганизованный ввоз автомобилей гражданами вырос по отношению к аналогичному периоду 2012 года с 42,6 до 57,2 единиц. При двукратном увеличении ввоза подержанных автомобилей отток валюты в 2014 году может составить 1,5-2 млрд долларов.

При этом ожидается уход с рынка юрлиц, реализующих подержанные автомобили, в связи с установлением для них запретительных ставок утилизационного сбора в размере 3,19-21 тыс. долларов в зависимости от объема двигателя.

Сергей Михневич отметил, что за десять месяцев 2013 года белорусский авторынок составил около 820 млн долларов, из которых 245 млн поступили в виде налогов в бюджет. В случае падения продаж автомобилей дилерами на 50% бюджет недополучит не менее 100 млн долларов, сказал он, предложив ставки утилизационного сбора для физических и юридических лиц и одновременно отложить его введение.

В выигрыше будут Geely и Zotye

Есть в Беларуси и те, кому проект указа сулит определенную пользу. Так, согласно нему, резиденты-производители техники, принявшие на себя обязательства по утилизации техники, освобождаются от уплаты утилизационного сбора. Таким образом, на белорусском рынке цена на Geely и Zotye сохранится на прежнем уровне, приведя к росту их продаж на фоне общего роста цен на машины в 2014 году.

Также и МАЗ с учетом отсутствия затрат на уплату утилизационного сбора окажется более конкурентоспособным на внутреннем рынке по сравнению с импортерами. В то же время потери белорусских автопроизводителей от уплаты утилизационного сбора при поставках техники на российский рынок оцениваются минимум в 350 млн долларов.

Однако в связи с тем, что проект постановления правительства России об утилизационном сборе затрагивает лишь автомобили, ввезенные на российский рынок после 1 января 2014 года, то МАЗ может за оставшееся время увеличить поставки грузовых автомобилей на склады дилеров в  России для их продажи в 2014 году без учета утилизационного сбора.