Эксперт: утилизационный сбор проживет недолго

20.02.2014 18:55
Авто

Недолгую и непростую жизнь указу № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" предрекает Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации и заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА). На состоявшейся 19 февраля пресс-конференции БАА эксперт обозначил основные противоречия существующего нормативного акта.

"Указ № 64 весь соткан из противоречий, — сказал Сергей Варивода, — главное из которых заключается в том, что утилизационный сбор в РБ на данный момент — это налог на импорт, и только во вторую очередь является природоохранной мерой или мерой, направленной на защиту окружающей среды от вредного воздействия выбывших из эксплуатации автомобилей. В каждом пункте этого нормативного акта мы натыкаемся на это противоречие".

Сергей Варивода отметил противоречие между попыткой защитить отечественного товаропроизводителя и обязательствами перед ВТО, куда Беларусь пока не вступила. По его мнению, со вступлением данного указа в силу, Беларусь не сможет вступить в ВТО.

Член правления БАА отметил также противоречие между решением проблемы платежного баланса страны, борьбой за макроэкономическую стабильность, за валютный курс, то есть нацеленность против вывоза капитала и той системой платежей и ставок, которые стимулируют вывоз капитала из  Беларуси.

"Это противоречие между самими ставками, которых по сей день еще нет, -отмечает Варивода, — хотя наши покупатели имеют право на регистрацию в течение 10 дней и, формально, завтра любой покупатель автомобиля, ввезенного из РФ, уехавший из нашего автосалона, может обратиться в органы ГАИ после 1 марта и получить проблему, которая заключается в необходимости уплаты утилизационного сбора.

Замечу, что два автомобиля, которые относятся к разным категориям, например, микроавтобус, в котором 8 и 9 пассажирских мест — категории М1 и М2 соответственно, стоимость утилизационного сбора будет отличаться в 3 с лишним раза".

Варивода также напомнил о том, что попытка защитить товаропроизводителей Таможенного союза в целом не соответствует сложившейся ситуации, так как в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии № 100 Беларусь одномоментно снизит ставки таможенных пошлин. Это значит, что для тех импортеров, которые уплачивают таможенную пошлину, сработает компенсационный эффект, а именно – часть утилизационного сбора будет компенсироваться снижением таможенной пошлины. Но отечественные производители окажутся в худшем положении. В Беларуси такого компенсационного эффекта нет.

По словам члена правления БАА, автодилеров, у которых в прошлом году был стремительный рост продаж, по-прежнему беспокоит то, что конфигурация автомобильного рынка в РБ дает право называть Беларусь страной бывших в употреблении авотомобилей. В РФ на 1000 населения страны приходится 15 новых авто, в Казахстане – около 10, а в РБ – менее 3. В 2013 году снова обозначилась тенденция на увеличение доли продаж бывших в употреблении автомобилей, ввозимых физическими лицами. "Если в 2012 году мы имели примерный паритет, — утверждает Варивода, — в 2013 году доля продаж новых автомобилей едва превышает одну треть".

Эксперт также прокомментировал ситуацию в сегменте LCV, где, по его мнению, также роста практически нет — 3,3%, по данным БАА: "В то же время, по данным статистики, которую можно найти на сайте Национального статистического комитета РБ, ввоз грузовых автомобилей в РБ за 11 месяцев составил 277 %. Мы знаем, что во многом это следствие принятия подобным же кулуарным образом другого нормативного акта — декрета № 6, согласно которому было ввезено огромное количество грузовой техники. Кто от этого выиграл? Отечественный производитель МАЗ? Нет. Автодилер? Нет. Бюджет страны? Нет. Население, экология? Тоже нет".

"Поэтому я разделяю озабоченность председателя БАА,- сказал Сергей Варивода.— Я, как один из руководителей БНПА, подтверждаю, что, несмотря на то что этот документ затрагивает интересы и населения, и бизнеса, в соответствии с директивой № 4 подобные документы должны проходить согласование с Советом по предпринимательству.

Указ № 64 и проект постановления правительства в Совет по предпринимательству для согласования не поступали. Несмотря на то, что у разработчика, министерства промышленности, есть общественно-консультативный совет, туда также этот документ не поступал.

Прямо скажу, я, как член большого количества консультативных советов министерств и ведомств, не имел возможности получить официальный доступ к проектам подобных нормативных актов".

Позицию представителей отечественного автобизнеса, настаивающих на том, чтобы с ними согласовывали подобные решения, Варивода объясняет пониманием высокой цены ошибки на большом финансовом рынке, которым и является рынок автомобилей. За прошлый год, по данным Белстата, импорт легковых автомобилей превысил миллиард долларов. Это деньги. Любая ошибка, которую мы совершаем, регулируя этот рынок, приводит к катастрофическим последствиям, считает Сергей Варивода.

"Я думаю, что мы, по истечении определенного кличества времени, когда данный нормативный акт заработает в полную силу, подведем промежуточные итоги и соберемся еще раз, чтобы дать оценку происходящему.

Хотя, на мой взгляд, лучшим решением в складывающейся ситуации была бы отмена утилизационного сбора во всех государствах Таможенного союза, которые его приняли, в первую очередь в РФ.

Мы обратили внимание на то, что в рамках ВТО Евросоюз и еще четверо заявителей иск не отозвали. Я думаю, что ВТО внимательно наблюдает за происходящими событиями и будет отслеживать любые попытки компенсировать платежи по утилизационному сбору в формах, противопечащих правилам. На мой взгляд, утилизационный сбор проживет недолго", — подытожил член правления БАА.

Алина Снежина