Каковы перспективы белорусского рынка новых легковых автомобилей

31.01.2020 11:28
Авто
Деловой ресурс officelife.media объясняет причины этого неожиданного пессимизма.
Фото: auto-baa.by

Объем белорусского рынка новых легковых автомобилей в 2019 году значительно вырос: по данным Белорусской автомобильной ассоциации, за 11 месяцев, дилеры продали почти 60 тыс. машин — плюс около 24% в сравнении с показателями 2018 года. Однако в 2020 год руководители лоббистских структур и компаний смотрят с тревогой.

Деловой ресурс officelife.media объясняет причины этого неожиданного пессимизма.

Однако сначала пара слов о расстановке сил по торговым маркам. Безусловные лидеры прежние — «Лада» и «Рено». Но к ним все ближе подбирается «Фольскваген», который занимает более 10% рынка. И продолжает набирать обороты «Джили». Автолюбители и профессионалы постепенно отбрасывают в сторону свой изначальный скептицизм в отношении китайских автомобилей белорусской сборки. Хотя, строго говоря, сегодняшняя флагманская модель «Атлас» — это разработка инженеров шведского концерна «Вольво», которым уже несколько лет владеет «Джили». «Атлас» — вполне актуальный по дизайну, силовым качествам, комфортности управления, безопасности и другим потребительским характеристикам агрегат. Сказывается также не очень рационально объяснимая тяга наших граждан к кроссоверам (в стране даже дороги с нетвердым покрытием содержатся в сносном состоянии и позволяют передвигаться без сильных опасений за подвеску). Плюс привлекательные финансовые программы по приобретению «Джили» от белорусских банков и дилеров — и вот буквально за пару лет марка заняла почти 10% белорусского рынка, и это, безусловно, заслуживает внимания.

Самая захватывающая история прошлого года на этом рынке — это, конечно, предоставление льготы (коэффициент 0,5 к стандартному уровню) по растаможке для инвалидов и многодетных семей. Эта льгота стала предметом торговли на рынке подержанных автомобилей, ввозимых из-за рубежа профессиональными «перегонами» на подставных лиц, которые в момент создали давление на бизнес белорусских дилеров, торгующих новыми авто.

Еще один вектор давления — ситуация на валютном рынке. Белорусский рубль по отношению к российской валюте ведет себя слабо предсказуемо. Периодически белорусские власти ослабляют его к российскому рублю на сравнительно длительных временных траекториях, чтобы сохранить конкурентоспособность отечественного экспорта на рынке РФ. А автодилеры, ввозящие автомобили российской сборки (сегодня это 80% рынка), оказываются в уязвимом положении. И вынуждены либо работать на пределах рентабельности, либо повышать цены, чтобы вписаться в курсовые разницы.

Опасения экспертов по перспективам дальнейшего роста рынка основываются также на исчерпании восстановительного роста и отложенного спроса, сформировавшегося на фоне кризиса 2015–2016 гг. Этот спрос уже удовлетворен, а общеэкономическая ситуация в плане доходов населения не позволяет рассчитывать на темпы увеличения рынка в размере двузначных цифр в ближайшее время. Специалисты наблюдают ситуацию, когда даже сверхвыгодные программы продаж автомобилей в кредит или с предоставлением рассрочки наталкиваются на препятствие: потенциальные покупатели не могут внести даже 10–20% первоначального взноса за новый автомобиль. А ведь в последние годы именно смягчение условий внешнего финансирования стимулировало авторынок к росту (до 70% продаж совершалось именно на основе заемных средств или специальных финансовых программ, включая лизинг и рассрочку).

С перспективами развития белорусского рынка новых легковых автомобилей можно подробнее ознакомиться в публикациях на деловом портале officlife.media.