Новый или подержанный автомобиль: рациональный выбор

23.01.2013 10:30
Авто Редакция

Дискуссии между сторонниками покупки нового автомобиля (среднего или бюджетного ценового сегмента) или подержанного автомобиля более высокого класса в Беларуси ведутся не первый год. Сразу отметим, что имеет смысл сравнивать только машины, сопоставимые по цене. Новые автомобили премиум-сегмента конкурируют только между собой и интересуют клиентов с намного более высокой покупательской способностью. Аналогично, к совершенно другому ценовому сегменту относятся подержанные автомобили массовых марок. Поэтому обратим внимание на сегмент, рамки которого можно примерно очертить, как ”от 15 до 30 тысяч долларов”.

Плюсы и минусы

Набор аргументов в таких спорах всем хорошо известен. На стороне нового автомобиля такие факторы, как

  • новая, конструктивно более совершенная модель, современные инженерные решения, компоновка и эргономика;
  • удовольствие от владения новой, не использовавшейся никем, вещью (примерно как с новой одеждой в сравнении с секонд-хэнд);
  • гарантия, обычно на срок от 2 до 5 лет, защищающая от непредвиденных крупных расходов на ремонт;
  • меньшая вероятность временно остаться без автомобиля из-за сложного ремонта;
  • отсутствие возможного сомнительного прошлого;
  • экономичность, меньшие расходы на топливо;
  • легкая процедура поиска и выбора автомобиля.

Сторонники подержанного автомобиля более высокого класса указывают на следующее:

  • престижность бренда, или, проще говоря, шильдик на капоте. Это значимо для преобладающего в Беларуси менталитета автовладельцев (у нас не Европа, и автомобиль – не просто средство передвижения);
  • комплектация автомобиля может быть богаче;
  • более высокое качество отделочных материалов;
  • размеры автомобиля больше (к этому вопросу мы еще вернемся);
  • больше объем двигателя и, чаще всего, мощность
  • отсутствие необходимости обслуживаться на официальном сервисе для сохранения гарантии. Более широкий выбор СТО и вариантов приобретения запчастей (мы пока не говорим о цене технического обслуживания и ремонта, так как этот аспект требует более подробного рассмотрения).

Динамические характеристики – вопрос спорный, они могут оказаться в данном случае сопоставимы (у нашего нового автомобиля меньше масса, то есть для той же резвости в городском потоке ему достаточно не столь мощного двигателя).

Времена меняются …

Очень важно отметить, что подержанные автомобили интересующей нас ценовой категории произведены во второй половине или даже в конце первого десятилетия XXI века, и имеют ряд кардинальных отличий от привычных нам автомобилей 90-х годов XX столетия. Начнем с самой дорогой в ремонте составной части автомобиля – кузова.

Не все знают, что в 1999 году появилась директива Евросоюза, предписывающая в интересах защиты окружающей среды снизить выбросы органических летучих соединений всеми доступными способами. В частности, в этих целях было решено заменить в автомобильных лакокрасочных материалах (ЛКМ) органические растворители водой. С 2004 года это требование действует для автопроизводителей, а с 2007 года – и для всех сервисных станций в ЕС (так как с 1 января 2007 г. вступила в действие Европейская директива 2004 / 42 / EC, согласно которой запрещено использование базовых покрытий, содержащих органические растворители. Все остальные ЛКМ — грунты, наполнители и лаки — должны иметь содержание органических растворителей в пределах, указанных директивой). С ноября 2007 г. производство органоразбавляемых базовых красок в Европе было полностью прекращено.

Не вдаваясь в технические детали, скажем, что применение водорастворимых ЛКМ предъявляет гораздо более жесткие требования к технологии нанесения (температура, влажность, энергоемкость), а наличие в составе пленкообразователя гидрофильных групп создает повышенную чувствительность покрытия к воде и соответственно менее высокую устойчивость к коррозии.

Ориентируясь на снижающийся прогнозный срок эксплуатации автомобиля первым владельцем, мировые автопроизводители уже давно применяют тот же подход к планированию ресурса остальных узлов. Жесткие требования к безопасности и экологические стандарты вынуждают экономить на других важных моментах, таких, как материалоемкость и долговечность. В угоду снижению издержек автопроизводители применяют метод крупноузловой сборки, а это означает, что и ремонт все чаще приходится производить методом агрегатной замены. Вот один из примеров – если в 80-е годы клапан топливного насоса у дизельного двигателя можно было заменить отдельно, то теперь в случае неисправности приходится заменять весь насос.

Современным автомобилям, как слегка б/у, так и новым, уже никогда не приблизиться к легендарной живучести и ремонтопригодности таких моделей, как Audi 100 C4, VW Golf III, Toyota Carina. Эксплуатировать современные автомобили десятилетиями, как прежние, становится катастрофически невыгодно.

Скрытая угроза

Современные автомобили намного опережают предшественников по своей безопасности для водителя и пассажиров.

Однако для подержанного автомобиля это справедливо лишь в случае прозрачной истории, если есть уверенность в отсутствии серьезного ДТП (нарушение силовых элементы и деформируемых зон кузова, отработавшие, но не замененные системы безопасности (подушки, ремни безопасности с преднатяжителями и т.п.)).

Менее опасные, но неприятные моменты — “скрученный” пробег, повышенный износ узлов автомобиля вследствие неправильной эксплуатации предыдущими владельцами. Кстати всегда рекомендуем устанавливать амортизаторы Каяба.

Критерий рационального выбора

Помимо всех перечисленных ”за”и ”против” есть и еще один важнейший фактор, о котором многие задумываются, но, как правило, не просчитывают, или судят чисто обывательски. Это совокупная стоимость владения автомобилем за расчетный период, в течение которого он будет эксплуатироваться своим хозяином. Далее для удобства расчетов примем, что период равен трем годам, а средний ежегодный пробег – 25000 км.

Стоимость владения складывается из нескольких важнейших составляющих:

  • разница между ценой покупки и ценой продажи автомобиля (через три года);
  • ожидаемые расходы на плановое ТО (частота в соответствии с регламентом производителя, и для нового, и для б/у автомобиля);
  • ожидаемые расходы на ремонт автомобиля, исходя из наиболее вероятных поломок для заданной модели, возраста и пробега автомобиля;
  • стоимость топлива при заданном пробеге за три года (данные производителя, смешанный цикл, без учета стиля вождения, цена принимается в долларах).

Даже из простого перечисления этих факторов следует, что соотношение стоимости владения новыми и подержанными автомобилями не является некой застывшей величиной и в последние годы в нашей стране менялось много раз по самым разным причинам:

  • повышение импортных пошлин на автомобили, вначале для юридических, потом для физических лиц (сильнее сказалось на подержанных автомобилях, чем на новых);
  • девальвация белорусского рубля и падение реальной стоимости бензина и дизтоплива, с дальнейшим их неравномерным ростом;
  • отмена льгот по НДС для белорусских официальных автодилеров и последующая корректировка цен в связи с изменением схем поставок и получением более выгодных условий от производителей;
  • фактически свободное с 1 января 2013 г. перемещение автомобилей внутри Таможенного Союза РФ, Беларуси и Казахстана.

Таким образом, автомобильный рынок Беларуси всего лишь в течение двух-трех лет претерпел ряд шоковых потрясений и уже никогда не станет прежним. Поэтому прошлый жизненный опыт следует перепроверить на цифрах.

Выбор есть всегда …

            Мы будем рассматривать три ситуации, различающиеся ценой покупки, и считать стоимость владения на конкретных автомобилях:

  1. Новый Kia Rio против VW Passat B5 последних годов производства.
  2. Новый Kia Cee’d либо VW Golf  против трехлетнего VW Passat B6.
  3. Новый кроссовер Kia Sportage либо седан VW Passat B7 против трехлетнего VW Touareg.

Здесь и далее мы предполагаем, что нашему покупателю удалось найти и купить достаточно ухоженный и ”не убитый” экземпляр подержанного автомобиля, не требующий больших инвестиций сразу после покупки.

Так везет не всем, и, наверно, у каждого автолюбителя есть знакомые, готовые рассказать душераздирающую историю о стоимости крупноузлового или даже агрегатного ремонта своего свежекупленного подержанного автомобиля (вроде замены роботизированной коробки или ремонта двигателя 1.4 TSI, особенно первых лет выпуска). Но мы оптимисты, и считаем, что качественные подержанные автомобили существуют (а иначе нет смысла писать эту статью).

Тем не менее, при покупке подержанного автомобиля 2000-х годов выпуска практически обязательными являются определенные первоначальные инвестиции. Это, как минимум:

  • замена тормозной жидкости;
  • замена тормозных колодок;
  • замена охлаждающей жидкости;
  • замена клапана ЕГР;
  • осмотр кузова и антикоррозийная обработка (избежание проблем в течение ближайших лет и повышение стоимости при будущей перепродаже).

Расходы на обязательный техосмотр после покупки (не нужно для нового автомобиля) считать не будем, чтобы не мелочиться.

Эволюция размеров

Прежде чем перейти к стоимости владения, разберемся с размерами автомобилей и их отнесением к тому или иному классу (на примере кузова седан). Таблица показывает, как поколение за поколением той же модели увеличивается в размерах, и, например, модель класса B “продвигается” в класс B+, а затем и в класс C. Более старые модификации выделены желтым.

 

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

VW Polo Sedan

4 384

1 699

1 465

Kia Rio Sedan 2009

4 240

1 695

1 470

Kia Rio Sedan New

4 370

1 700

1 470

VW Passat B5

4 703

1 746

1 462

VW Passat B6

4 765

1 820

1 472

VW Jetta (2005-2010)

4 554

1 781

1 459

VW Jetta New

4 664

1 778

1 482

Audi A4 B6

4 550

1 770

1 430

Audi A4 B7

4 590

1 770

1 430

Добавим, что нынешние VW Polo Sedan и Kia Rio, которые исторически, хотя и неверно, относят к B-классу, превосходят по своим габаритам такие модели С-класса конца 90-х годов, как Opel Astra G, Mazda 323, Peugeot 306, Toyota Corolla 8-го поколения, Nissan Almera N15, Mitsubishi Lancer VI, … короче, практически всех.

Кто не верит, пусть проверит …

Цены на новые автомобили взяты с сайтов официальных дилеров на декабрь 2012 года. Стоимость подержанных основывается на данных сайта abw.by и некоторых других, а также на статистике средних цен (http://www.abw.by/prices/). Объявления дополнительно просматривались вручную для отсечения некорректных предложений.

Ожидаемая стоимость того или иного автомобиля через 3 года рассчитывалась исходя из нынешнего уровня цен на трехлетние автомобили той же модели (или предыдущего поколения) и экспертных оценок.

Для анализа затрат на ТО новых автомобилей были использованы перечни стоимости работ и материалов, проводимых при плановом ТО автомобиля, для каждой конкретной модели. Считаем, что в течение гарантийного периода «внезапные» поломки устраняются дилером и не требуют каких-либо затрат со стороны клиента. Использовались данные дилера VW ”Атлант-М на Машиностроителей” и дилера Kia ”Атлант-М Боровая”, при этом стоимость нормочаса и запасных частей взята без учета скидок и программ лояльности.

Расчет затрат на эксплуатацию подержанного автомобиля

Самой сложной частью нашего исследования была оценка ожидаемых затрат на ремонт автомобилей в возрасте от 3 до 6 лет (условно – у второго владельца), а также в последующие периоды. Для этого была проанализирована статистика обращений на сервис у интересующих нас моделей и выделены наиболее вероятные виды ремонтов (с указанием работ и запчастей). При этом мы исключали те ремонты, которые производились лишь на некоторой части автомобилей у наиболее невезучих владельцев – такие, как замена поршневой группы, радиатора, насоса гидроусилителя руля и т.п., а также предположили, что непредвиденные ”косяки”, связанные с производственным браком, уже устранены в течение гарантийного периода.

Однако есть и практически неизбежные затраты. Например, для VW Passat B6 в период эксплуатации в возрасте от 3 до 6 лет и ежегодных пробегах 25000 км с высокой долей вероятности, помимо плановых ТО, потребуется сделать следующие работы:

  • ремонт подвески с заменой ступичных подшипников, тяг стабилизатора, рычагов подвески, ШРУСа и сайлентблоков;
  • замена амортизаторов;
  • замена тормозных дисков и колодок;
  • замена ремня ГРМ и помпы;
  • замена масла в КПП;
  • замена комплекта сцепления с маховиком;
  • замена термостата;
  • регулировка рулевой колонки;
  • замена АКБ (считаем, что владелец делает сам).

Такие перечни работ были составлены для каждой модели. По ним была выполнена калькуляция нормочасов и стоимости запчастей. Для подержанных автомобилей речь идет о неавторизованной СТО и неоригинальных, но качественных запчастях (аналогичных оригиналу), которые приобретены через Интернет или другим путем.

Прибавим к этому необходимость приобретения как минимум комплекта летних шин в течение данного периода эксплуатации (при заданных пробегах ”родная” резина потеряет свои свойства максимум через 4-5 лет с момента выпуска). Для расчетов использовались актуальные цены интернет-магазинов на Nokian Hakka Green.

Отметим, что покупателю нового автомобиля в первые три года можно не задумываться о замене комплекта летних шин –это приятный бонус. Расходы на покупку зимних шин мы в модель не вводили, так как они присутствуют и у покупателя нового, и у покупателя подержанного автомобиля.

Стоимость запчастей

Мы рассматривали несколько вариантов:

  • Покупка оригинальных запчастей у официального дилера
  • Качественные неоригинальные запчасти от известных производителей (либо оригинал, приобретенные не у официального дилера)
  • Дешевый неоригинал (в основном китайского производства)
  • Б/у оригинал

Покажем, как может отличаться цена по некоторым позициям для вышеупомянутого VW Passat B6.

Код запчасти

Наименование

Автоцентр оригинал

Оригинал рынок/ Интернет

Неоригинал (min цена)

бу (по возможн.)

A205

Водяная помпа DOLZ

$39

$28

$27

 

DF4558

Диск тормозной TRW

$94

$93

$91

$59

GDB1550

Колодки тормозные пер TRW

$72

$71

$37

 

GDB1622

Колодки тормозные зад TRW

$46

$46

$26

 

600001600

Комплект сцепления с маховиком LUK

$657

$657

$657

$427

038-198119A

Комплект замены ремня ГРМ

$206

$138

$138

 

 

Анализ стоимости владения

Выбор 1. Kia Rio против VW Passat B5

Рассмотрим две альтернативы – приобретение нового Kia Rio 1.6 бензин российской сборки или VW Passat B5 2005 г.в., в хорошем состоянии, с проверенным двигателем 1.9 TDI, и посмотрим наши потери и расходы в ближайшие три года.

Kia Rio будем обслуживать у официального дилера (при наличии пятилетней гарантии это логично), страхуясь тем самым от непредвиденных ремонтов за свой счет. VW Passat B5 обслуживаем на проверенной неавторизованной СТО, приобретая качественные неоригинальные запчасти.

 

Kia Rio

Passat B5

Цена, декабрь 2012

16500

13000

Ожидаемая цена через 3 года

13000

11000

Изменение цены (обесценение собственности владельца)

3500

2000

Плановые ТО и ожидаемые ремонты

866

4171

Расходы на топливо

4016

3633

Итого

8383

9804

в % от начальной стоимости автомобиля

51%

75%

 

Расходы на ТО и ремонты в случае Passat B5 можно попытаться уменьшить, используя еще более дешевые неоригинальные запчасти, либо б/у оригинал (если такое возможно). Каждый следующий вариант выходит примерно на 700 долларов дешевле за трехлетний период, что позволяет снизить итоговую стоимость владения до 8372 долларов. Но в этом случае высока вероятность серьезных поломок в периоде эксплуатации, а также более существенное падение продажной цены автомобиля.

Выбор 2. Новый Kia Cee'd или VW Golf VI против VW Passat B6

Если бюджет на покупку автомобиля составляет несколько больше 20000 долларов, у нас появляются гораздо более интересные варианты. Мы будем сравнивать новый Golf VI с бензиновым двигателем 1.6, бензиновую и дизельную версию Kia Ceed, а также трехлетний VW Passat B6 1.9 TDI.

Новые автомобили обслуживаем у официальных дилеров, a Passat – на неавторизованной СТО, но с качественными запчастями.

 

 

VW Golf VI

Kia Cee’d бензин

Kia Cee’d дизель

VW Passat B6

Цена, дек. 2012

 

19700

20500

23800

19900

Ожидаемая цена через 3 года

 

16700

14500

15300

15800

Изменение цены

 

3000

6000

8500

4100

Плановые ТО и ожидаемые ремонты

 

909

767

757

4414

Расходы на топливо

 

4526

4144

3179

3633

Итого

 

8435

10910

12436

12147

в % от начальной стоимости авто

 

43%

53%

52%

61%

 

Выбор 3. Новый Kia Sportage или VW Passat B7 против VW Touareg

Рассмотрим покупку трехлетнего VW Touareg 2.5 TDI в сравнении с покупкой нового автомобиля сопоставимой цены. Понятно, что новый полноразмерный внедорожник стоит намного дороже, поэтому обратим взгляд на кроссовер Kia Sportage с двухлитровым бензиновым или дизельным двигателем или седан VW Passat B7 с бензиновым двигателем 1.8 TSI.

Новые автомобили, как и в предыдущих случаях, обслуживаем у официальных дилеров, a Touareg – на неавторизованной СТО, но с качественными запчастями.

 

 

VW Passat B7

Kia Sportage бензин

Kia Sportage дизель

VW Touareg

Цена, дек. 2012

30900

28600

31500

38500

Ожидаемая цена через 3 года

21300

21800

22600

29300

Изменение цены

9600

6300

8300

9200

Плановые ТО и ожидаемые ремонты

821

2627

2304

5036

Расходы на топливо

4399

5036

4087

6682

Итого

14819

144664

15261

20918

В % от начальной стоимости авто

48%

47%

49%

54%

 

Некоторые выводы, которые мы можем сделать на основании проведенных расчетов:

  • чем дороже ценовая категория автомобиля, тем больший вес в ожидаемой стоимости владения им занимает изменение цены в трехлетнем периоде. Для более дешевых автомобилей, где абсолютное падение цены меньше, надо смотреть скорее на стоимость ТО и ремонта;
  • покупая подержанный автомобиль и сравнивая его по цене с новым, целесообразно сразу же учитывать поправку на ожидаемую стоимость ремонтов за тот период, в котором предполагается использовать автомобиль;
  • стоимость владения, рассчитанная в процентах от первоначальной стоимости автомобиля, оказалась выше для подержанных автомобилей. Лучшее ”сохранение” рыночной цены (подержанный автомобиль обычно обесценивается медленнее) не компенсирует более высоких расходов на его содержание в рабочем состоянии;
  • стоимость владения подержанным автомобилем конструкции 2000-х годов резко возрастает, если в периоде использования не удастся избежать крупного ремонта (например, КПП). Поэтому его покупка оправдана лишь в случае уверенности в истории автомобиля и его адекватной эксплуатации предыдущим владельцем (владельцами), включая подтвержденные данные о своевременном прохождении ТО и выполнении регламентных работ.

Сведем стоимость владения из трех полученных таблиц в единую диаграмму, распределив автомобили по группам в соответствии с ценовым сегментом:


Новый или подержанный автомобиль: рациональный выбор

В заключение скажем, что мы не ставим себе задачу склонить читателя к выбору нового или подержанного автомобиля. Но хотим склонить к тому, чтобы делать выбор рационально, а не основываясь на предрассудках или мнении большинства.

Илья Прохоров
Бренд-менеджер Международного автомобильного холдинга "Атлант-М" в Беларуси

Как вам новость?