От трех базовых до лишения прав. Как теперь могут наказать белорусских водителей за моргание фарами?

27.12.2021 12:28
Авто Редакция
Он рассказал, что ехал с отдыха в не

Часто водители из солидарности «моргают» фарами другим, чтобы предупредить о ГАИшниках. Однако одного белоруса Виктора недавно за это чуть не лишили прав.

Он рассказал, что ехал с отдыха в не очень позднее время. Но так как сейчас рано темнеет — включил ближний свет фар. Виктор увидел экипаж ГАИ, который ловил тех, кто превышает скорость. Ну и традиционно стал моргать фарами водителям, которые ехали навстречу, чтобы предупредить их. Ему в ответ тоже поморгали, что Виктор посчитал за благодарность. Но оказалось, что и его предупредили о другом экипаже ГАИ. Однако понял мужчина это поздно, пишет abw.by.

По его словам, инспектор ГАИ проверил документы, оценил физическое состояние и спросил, зачем Виктор подавал сигнал дальним светом фар.

«Я, конечно, извинился, мол, водительская этика и прочее, больше так не буду. Он улыбнулся в ответ и сказал, что теперь за это можно и “права” на стол положить. Я, конечно, не силен в теории ПДД, но не слышал, что можно «прав» лишиться за моргание автомобильными фарами во время движения. В общем, отделался устным внушением и небольшой лекцией о необходимости строго соблюдать ПДД», — рассказал водитель. Он задался вопросов, правда ли, что водителя могут лишить прав за моргание фарами?

Что написано в ПДД?

Термина «моргания фарами» в правилах, конечно же нет. Но есть пункт 163, в котором расписано о переключении ближнего и дальнего света:

Согласно нему, дальний свет фар должен быть переключен на ближний:

  • в населенном пункте, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство или его водитель включением аварийной световой сигнализации покажет необходимость такого переключения;
    в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.

Нужно обратить внимание на последний пункт – «… при ослеплении водитель должен, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться».

Создание аварийной обстановки

Вероятно, ГАИшники могут трактовать моргание как создание аварийной обстановки. Этот термин четко расписан в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Так, согласно ст 18.1 Кодекса об административных правонарушениях, под созданием аварийной обстановки имеется в виду «действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения».

Поэтому, пользоваться фарами допускается только в соответствии с ПДД. Моргание во всех иных случаях, кроме указанных в Правилах, неправомерно, за это можно получить штраф по ч.3 ст.18.13 КоАП.

Статья 18.13. КоАП — Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения — гласит:

«Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки – влекут наложение штрафа в размере до трех базовых величин».

Если же такое моргание ослепит водителя, который из-за этого вынужден будет снизить скорость или остановиться, то инспектор ГАИ вполне может квалифицировать эти действия как нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки.

А по п.12 ст.18, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

Универсальная статья

Издание считает, что часть 12 ст.18.13 КоАП «»Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки» настолько универсальна, а трактовка понятия «аварийная обстановка» настолько широка, что под лишение права управления ТС можно подтянуть практически любое нарушение.

И приводит пример, когда в августе 2020 года, когда водители сигналили на дороге после президентских выборов.

«Это сейчас есть отдельная статья, позволяющая лишать «прав» за подачу звукового сигнала в месте проведения массового мероприятия (ч.4 ст.18.13 КоАП), а тогда ее еще не было. Поэтому ГАИ стала трактовать неправомерную подачу сигнала как создание аварийной обстановки и лишать водителей «прав»», — пишет abw.by.

Поэтому водителям следует помнить, что инспекторы ГАИ, согласно названным статьям, могут трактовать действия водителей предельно строго, вплоть до лишения водительского удостоверения.

Права, техосмотр, «автомат» и не только. В Беларуси изменили закон «О дорожном движении». Собрали все важное. Когда вступит в силу?

21 декабря на Национальном правовом интернет-портале опубликован документ, согласно которому вносятся изменения в закон «О дорожном движении». Что будет нового для водителей и когда?