Вырастут цены и ухудшится качество – В Беларуси подсчитали, к чему может привести новый указ о работе такси

19.11.2021 11:09
Авто Анализ Редакция
Документ вводит ряд обязательных требований, таких как лицензии

Белорусская Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД) по результатам провела исследования экономического эффекта предлагаемых реформ на рынке такси в Беларуси. В частности, речь идет о подготовленном Минтрансом новом регулировании, которое касается пассажирских перевозок в такси.

Документ вводит ряд обязательных требований, таких как лицензии на водителей, машины, парки, платформы, а также недопущение по сути к перевозке пассажиров тех, кто не является водителем по основному месту работы.

Согласно исследованию, «увеличение цен на поездки, времени ожидания такси, а также ухудшение качества обслуживания – это те неприятные последствия, которые могут ожидать рядового пассажира при введении новых правил для автомобильных перевозчиков. Новое регулирование может привести к уходу иностранных онлайн-платформ и невозможности водителям использовать такси как источник дополнительного дохода».

По экспертным оценкам, 30-40% рынка такси составляют водители, для которых эта работа не является основной. Новое регулирование способно оставить их «за бортом» или подтолкнуть к переходу в теневой сегмент рынка. В результате вырастут цены на поездки, время ожидания и снизится доступность такси для населения, сообщили в АПИД.

Там также прогнозируют падение доходов бюджета. Если сейчас налоговые поступления в бюджет от рынка нерегулярных автомобильных перевозок составляют до 170 млн рублей в год, то после предлагаемых изменений они могут сократиться как минимум на 55-70 млн.

В ассоциации также ожидают замедления развития других цифровых платформ, а как следствие — сокращение инвестиций в развитие множества государственных (банки, страховые организации, автопарки) и частных компаний на рынке транспортных и иных услуг Беларуси.

Чтобы избежать этого, АПИД предлагает обратиться к опыту соседней России, где с 2020 года действует специальный налоговый режим для самозанятых, который позволяет в том числе и водителям такси работать на себя и приносить доход в госбюджет.

«Такая система позволила большому количеству населения снова работать «по-белому» и увеличила поступление налогов в бюджет», — заявили в АПИД.

А после дерегулирования отрасли в скандинавских странах и Финляндии «существенно вырос рынок такси и, соответственно, налоговые поступления, сами поездки стали доступнее, а на рынке в результате конкуренции в целом повысился уровень обслуживания».