За четверть века независимости в Беларуси появился не один десяток брендов, хорошо известных за рубежом. Да и советское прошлое нам оставило в наследство не только менталитет, но и определенное количество брендов, которые прочно ассоциируются с нашей страной.
Сегодня очень многие торговые марки начинают подчеркивать свою белорусскость, демонстрируя национальную идентичность. Вот список брендов, которые заявили о своей национальной принадлежности, не обряжая продукцию в вышиванки и не окрашивая ее в цвета национального флага. Они – белорусские, и просто не могли родиться в другой стране.
- «Беларус»
Вы можете представить себе китайский тракторный бренд «Беларус»? Или швейцарский? Вот и мы не можем. А еще не можем представить себе нашу страну без него.
Это – наше все. Трактор «Беларус» можно встретить в любой точке мира. Он – как «Калашников», который, как известно, есть даже там, где его нет. О потребительских свойствах этой выносливой машины говорить не будем – пусть их оценивают трактористы. Лишь констатируем факт: даже если судьба забросит вас, например, в далекую Австралию, вероятность встретить там «земляка», пыхтящего на поле, очень велика.
- «БелАЗ»
Казалось бы, этот бренд должен был родиться совсем не в Беларуси. Все-таки на один самосвал необходимо столько металла, сколько в нашей стране за последние сто лет не добыли. Но он родился логике вопреки. Родился, вырос, окреп и захватил треть мира. Да-да, 33% мирового рынка карьерных самосвалов – у него. И ни у кого не возникает вопроса, чей «БелАЗ». Это все равно, что спрашивать, чей «Мерседес» или чей «Макдональдс».
- «М1нск»
Да, визуально логотип бренда немного изменился. Но это мелочи. Главное, что мотоциклы «Минск» — одна из визитных карточек Беларуси. И не менее узнаваемая, чем трактор «Беларус». Да, возможно, где-нибудь в техасской глуши его не встретишь, но тем хуже для обитателей той самой глуши. Однако в доброй сотне стран «Минск» знают и любят. А во многих из них до сих пор и ездят на «минскачах» 30-летнего возраста.
Что же касается постсоветского пространства, то разбуди любого мужчину в возрасте от 30-ти и старше посреди ночи и спроси: «Твой первый мотоцикл?» В 90% случаев это будет «Минск».
- «Бульбашъ»
Этот бренд на 101% не мог родиться в другой стране. Просто не мог – и все тут! Хотя бы потому, что смысла в корейском бренде «Бульбашъ» или в шведском нет ни грамма – не возникает ни одной ассоциации. В Беларуси он наполняется смыслом, подчеркивает национальную идентичность и традиции.
Что же касается узнаваемости «гражданства» бренда за рубежом, то вопросов нет никаких. По крайней мере, на постсоветском пространстве. Практически любой, только скользнув взглядом по названию, сразу же скажет: «Белорусский продукт». И по-доброму улыбнется.
Кстати, то, что бренд напрямую ассоциируется с Беларусью, накладывает на него дополнительную ответственность: по нему судят, в том числе, и о стране. К счастью, «Бульбашъ» не подкачал.
- Дарья Домрачева
Да, звезда мирового биатлона уже давно стала белорусским брендом, который приносит дивиденды стране. Даша всегда подчеркивала и подчеркивает, что она белоруска и что любит свою страну. Пожалуй, благодаря ей Беларусь открылась для иностранцев с другой стороны…
Родиться в другой стране Даша не могла. Опять же потому, что это уже была бы не Дарья Домрачева. И уж тем более сложно представить сейчас, что она могла бы выступать за другую страну. Теоретически, конечно, это возможно, но мы даже в страшном сне боимся это увидеть.
- Драники
Главный кулинарный бренд Беларуси. Мы всех хотим накормить драниками! А чего вы хотели от страны, где бульба – национальный продукт, «наше все» на любой случай? Мы, конечно, знаем еще 299 рецептов блюд из картофеля, но именно драники являются квинтэссенцией, вершиной. Наверное, нет ни одного побывавшего в Беларуси туриста, не попробовавшего их.
Хотя, на наш взгляд, в драничном направлении общепит немного недорабатывает: в меню белорусских кафе и ресторанов легче найти итальянскую пасту, чем драники. Не говоря уже о пицце. Ну а по заказам на дом драники отстают от суши раз в сто. Так что потенциал у этого кулинарного бренда Беларуси огромен.
Появиться в любой другой стране драники могли бы лишь по чистой случайности. Но даже если бы это произошло, едва ли бы они стали кулинарным брендом.
Конечно же, есть и другие белорусские бренды, которые настолько прочно срослись с Беларусью, что невозможно представить их в другой стране. Мы назвали только самые яркие. Те, по которым судят о Беларуси за рубежом.
Фото – с корпоративных сайтов производителей (www.belaz.by, www.minsk-moto.com, www.bulbash.by, www.belarus-tractor.com), сайта www.daryadomracheva.by и странички www.draniki.info.
Материал предоставлен коммуникационным агентством «Драйв Медиа»