Минские офисы «заморозили» цены аренды

Рынок офисной недвижимости в Минске оказался в подвешенном состоянии: владельцы качественных бизнес-центров «заморозили» ставки на текущих уровнях, тогда как арендаторы ожидают уступок. Такое мнение высказала Телеграфу руководитель проектов по административной недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Наталья Новикова.

На рынке офисной недвижимости наступило «затишье», вызванное в первую очередь сезонным фактором и достижением ценового «дна». Если в евро арендные ставки за последние недели практически не изменились, то в рублях – выросли из-за курсовой разницы. Потенциальные арендаторы ожидают от собственников офисов уступок, а те в свою очередь готовы только на бонусы.

В настоящее время офисный «квадрат» в Минске предлагают в среднем за 17 евро с НДС. За бизнес-центры А-класса обычно просят 24,7 евро за кв.м, класса «В» – 15,5 евро, C-класса – около 11 евро. С начала года офисные площади подешевели в аренде примерно на 22%. Причем больше всего обесценились объекты класса «C» – только за последние три месяца ставки в них упали на 10%. Возросшие требования арендаторов и усиление конкуренции не оставляют шансов офисным объектам со слабыми качественными характеристиками.

В ближайшие месяцы арендные ставки могут немного скорректироваться. В июле и начале августа падение арендных ставок замедлилось и практически остановилось. «Однако изменения в валютной сфере могут подстегнуть собственников к снижению стоимости аренды. Однако оно не будет резким – многие собственники близки к уровню, ниже которого опускать ставки не станут. Тем более что одна лишь ценовая политика далеко не всегда гарантирует привлекательность и, соответственно, заполняемость бизнес-центра», – пояснила Наталья Новикова.

Наибольший интерес на рынке представляют новые бизнес-центры, которые зачастую обходят действующие объекты как по уровню комфорта, так и по доступности арендных ставок. Знаковыми для Минска выступают бизнес-центры Riviera Plaza, «Титан», «Титул» «Красавiк», «Орлан» и комплекс «Mercure». «Среди девелоперов поменялось отношение к исполнению бизнес-центра и его концепции. Если раньше все усилия были направлены на строительство здания, то сейчас важную роль играет позиционирование объекта, поиск конкурентных преимуществ», – отметила эксперт.

При выборе офисного объекта арендаторы обращают внимание на местоположение, планировку и «начинку» бизнес-центра. Среди других факторов – просторная парковка, большое число санузлов, бесшумные лифты, роскошное фойе, круглосуточный доступ в здание. Повышает статус офисного объекта наличие в нем или рядом с ним кафе, ресторана и фитнес-центра. Нормой стало создание застройщиком управляющей компании. Возрастают требования и к состоянию помещений – все больше офисов сдается с чистовой отделкой.

Чтобы привлечь арендаторов, владельцы бизнес-центров идут на уступки, которые ранее были нехарактерны для рынка. Среди них – длительные арендные каникулы, помощь в отделке помещений и бесплатные машиноместа в закрытом паркинге. «Компаниям стало гораздо проще найти комфортный офис по низкой цене аренды. Арендаторы, которые не нашли компромисс с собственниками или, пользуясь ситуацией на рынке, улучшают условия, сейчас рассматривают возможность переезда в новые бизнес-центры. Не исключено, что еще до конца года рынок может охватить волна офисных миграций», – подытожила представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».

Как вам новость?