Топ-менеджер "Билайна": я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил

Как собрать 1 млн российских рублей на издание книги через краудфандинг - опыт руководителя департамента социальных медиа компании «Билайн» Олега Бармина.

На платформе Boomstarter финишировал сбор денег на издание книги известного российского бизнесмена и блогера Олега Бармина. За 35 дней книга «Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил…» собрала почти 1 млн российских рублей. Соиздателями проекта стали 412 спонсоров.

В преддверии своего приезда в Минск с мастер-классом «Реклама, которая продает. История успехов и провалов» в рамках конференции «Взрывные продажи 3.0» своими мыслями о коллективном финансировании проектов – краудфандинге – поделился автор книги, блогер, основатель компании FunFun и руководитель департамента социальных медиа компании «Билайн» Олег Бармин.

 

О взлетах и падениях

С чего все началось? С моей страсти к автомобилям. В 17 лет я, юный житель Северодвинска, открыл собственный шиномонтаж «Тип-топ». Когда стукнкло 20, стал ездить в Москву и подписывать контракты на поставку в Северодвинск автомобилей Volkswagen, Toyota, Skoda. Так возникла компания «Лео», которая за семь лет разрослась до 450 сотрудников и стала лидером в своей отрасли по региону с годовым оборотом в 100 миллионов долларов. А потом разразился кризис-2007. Я прогорел. Все, что у меня осталось, – это огромные долги и неимоверное желание что-то поменять в жизни.

Пришлось начинать все с нуля. Я приехал в Москву и стал искать себе место под солнцем. Работал директором по маркетингу сети пивных ресторанов «Тинькофф», в рекламном агентстве Юрия Давыдова R&I, открыл собственную букетную лавку FunFun, о которой долго мечтал. А затем я захотел рассказать историю своей жизни. Завёл блог в ЖЖ и стал писать о замысловатых и во многом поучительных приключениях. Похоже, мой жизненный опыт был интересен не только мне. К середине 2013 года посещаемость блога выросла до 1 миллиона читателей. А затем мне написал директор блог-платформы LiveJournal и предложил встретиться. Вскоре я уже работал директором по маркетингу ЖЖ.

 

О краудфандинге и инвестициях в будущее

– Не так давно я наконец очухался от той истории, о которой рассказывал в своем блоге, и решил, что она заслуживает того, чтобы быть напечатанной. Мне захотелось попробовать себя в краудфандинге, потому что это интересный опыт. Ты придумал идею, хочешь ее реализовать, и людям она нравится. Кто-то, к примеру, всю жизнь мечтал о появлении особенной лопатки для ботинок, а ты знаешь, как это сделать. Так почему не скинуться всем вместе и не сделать эту лопатку? То же самое – история с моей книгой. Краудфандинг — это не значит, что кто-то безвозмездно дарит тебе деньги. На самом деле это не так. Для того чтобы написать эту книгу, я потратил 15 лет жизни и чудом остался жив. И ведь я почти все выложил в блоге, где эту историю можно читать бесплатно. Вопрос заключалсч в том, хочет ли кто-нибудь эту книгу поставить себе на полку? Оказалось что да.

Мы ведь как привыкли? Вот телефон: взял и купил. А в ситуации с краудфандингом ты инвестируешь в будущее, помогая при этом другим. Но в итоге получаешь этот продукт дешевле, чем он будет стоить в магазине.

 

О меде и простоте

– Еще до запуска моего проекта мне сказали, что все может получиться. Потому что моя книга – это история о парне из небольшого города, который взлетел, упал, опять взлетел, нажил кучу проблем, но не опустил руки. Самое главное, что тогда я прогорел, за окном пылал кризис, который никуда не делся и сегодня . В результате я стал получать письма от многих людей в таком духе: «Спасибо большое, потому что я почитал и понял, что у меня проблем вообще нет. По сравнению с твоими – полная фигня, и у меня все хорошо…»

Я стал собирать деньги на книгу и первым делом понял, что в краудфандинге важна креативность проекта и отчасти его приземленность и практичность. То есть он должен быть не какой-то сумасшедшей штукой, вроде адронного коллайдера, а практичной, понятной, простой и полезной для людей вещью. Мне понравилась история на Кикстартере, когда один парень придумал улей, из которого автоматически вытекает мед. Нужно было собрать порядка 10-20 тыс. долларов, а он собрал 20 миллионов. Я посмотрел на чужой опыт и решил рискнуть.

 

О динамике сбора денег и креативности

– В первый день я запустил информацию о проекте во все соцсети – в ФБ, ВК, ЖЖ, Инстаграмм. И за 24 часа собрал 200 тысяч российских рублей. Но потом темпы привлечения средств сократились. В этот момент я понял, что в краудфандинге очень важно придумывать интересные активности. Например, я выложил один отрывок из книги о том, как занимался сексом в автосалоне со своей подругой, и получил кучу отзывов. Еще придумал шуточный лот: безудержный секс с автором книги в одном из отелей в Париже за 50 тыс. российских рублей. Кто бы мог подумать, что его выкупила моя бывшая подруга, которую я не видел сто лет. Когда я поставил этот лот, у меня за один вечер на 70 тыс. купили и другие лоты. Это значит, что секс еще способен будоражить умы, а для проектов краудфандинга нужно постоянно креативить.

 

Об инфографике

– Мой главный совет новичкам: очень внимательно подходите к заполнению профиля. Это 50% успеха. Например, я готовил свою страницу на Бумстартере 2 месяца. Специалист платформы все время писал: вот эту фотку убрать, эту поменять, здесь должен быть призыв, а вот сюда – поставить инфографику. Я не думал вообще про инфографику, когда приступа к проекту. Не понимал, зачем указывать, сколько у тебя рассчитано расходов на различные операции, когда есть красивая история . Но люди всегда спрашивают: а зачем тебе столько денег? Инфографика наглядно демонстртирует: 53% печать, 12% – иллюстрации, 8% — дизайн и т.д. И вот эти картинки оказались одними из самых важных.

 

О краудфандинге и кредитах

– Заменяет ли краудфандинг кредитование? Абсолютно. И самое важное, что во время сбора денег ты тестируешь идею. Да, можно взять кредит в банке, начать реализовывать свой проект и в итоге понять, что ничего не пойдет, потому что твоя идея никому не интересна. В случае же с краудфандингом ты говоришь людям: давайте попробуем! И сразу понимаешь, фурычит твоя идея или нет.

Мой проект на Бумстартере был запущен и для того, чтобы понять рынок, понять, каким тиражом выпускать книгу. Все собранные средства я перевожу в издательство «МИФ», и в январе появится бумажная книга. Тираж – 3 тыс. экземпляров.

А еще сбор средств в краудфандинге работает как фокус-группа. Я проверял, как люди-то ко мне относятся. Потому что когда в комментах пишут «классно-классно» – это одно, а когда человек голосует рублем – это совсем другое.

 

О моде на краудфандинг

– Ребята из Бумстартера были однажды у меня в гостях не как у Олега Бармина – бизнесмена и писателя, а как у сотрудника «Билайна». И они предлагали где-то пять коммерческих проектов, которые показались мне очень интересными. Так что такие проекты будут появляться, просто обязаны.

В России пока ещё нет культуры краудфандинга, она только зарождается. Не знаю, как у вас в Беларуси, но мне кажется, что у краудфандинга отличные перспективы. Для того чтобы он развивался нужно следовать всего нескольким пунктам:

  • чтобы люди начали верить в людей, в их идеи;

  • чтобы люди научились жить не одним днем, а начали думать далеко наперед;

  • чтобы люди поняли, что помогать друг другу ради общего будущего выгодно.

Услышать историю Олега Бармина подробнее можно будет 19 ноября в рамках ежегодной конференции в области маркетинга и продаж «Взрывные продажи 3.0» Олег поделится с белорусскими специалистами своими профессиональными секретами и расскажет о собственном успешном и негативном опыте ведения бизнеса.