В Минске отметили 100-летний юбилей бутылки Coca-Cola

16 ноября знаменитой стеклянной бутылочке Coca-Cola исполнилось 100 лет. Юбилей отметили и в Минске — в «Галерее картин» на проспекте Победителей.

По словам главы представительства The Coca-Cola Company в Республике Беларусь Натальи Тарасевич, за прошедшие 100 лет бутылка с оригинальным дизайном превратилась в настоящую поп-икону и источник вдохновения для культовых фигур современного искусства. Сегодня 90% населения Земли знают контурную бутылку Coca-Cola и легко опознают ее на ощупь даже в темноте.

Старт торжественным мероприятиям был дан 26 февраля на официальной церемонии в Художественном музее Атланты (High Museum of Art), в городе, где был рожден легендарный напиток Coca-Cola. Именно там впервые прозвучала музыкальная композиция Nobody Like You в исполнении молодого канадского певца Франческо Ятса, которая сопровождала все мероприятия юбилейного года, звучала в рекламных роликах, теле- и радиопрограммах, посвященных контурной бутылке.

В год столетия контурной бутылки также прошла глобальная маркетинговая кампания Coca-Cola «Kissed By». Хэдлайнерами акции стали Элвис Пресли, Мэрилин Монро и Рэй Чарльз, запечатленные с бутылками Coca-Cola в руках.

Идея акции родилась из знаменитого высказывания Энди Уорхола: «Главный эффект Coca-Cola заключается в ее демократичности. Президент пьет точно такую же Coca-Cola, как и ты. Нельзя за бОльшие деньги купить лучшую Coca-Cola. Она всегда и для всех одинаково хороша. И для тебя, и для президента». Касаясь губами горлышка бутылки, ты испытываешь те же самые чувства, что испытывали в свое время и эти звезды. Как и бутылка Coca-Cola, Элвис, Рэй и Мэрилин — международные иконы поп-культуры, которых объединяет способность дарить моменты счастья всем людям Земли.

В марте этого года лимитированным изданием вышла книга под названием Kiss The Past Hello («Приветственный поцелуй прошлому»), посвященная бутылке Coca-Cola. Более 200 современных художников, фотографов, дизайнеров и иллюстраторов участвовали в отборочном конкурсе, дающем право стать одним из ее авторов. Победители, отобранные авторитетным жюри, представили в ней свои фантазии на тему столетнего юбилея бутылки Coca-Cola.

Наталья Тарасевич поделилась историей создания бутылки.

С момента изобретения в 1886 году Coca-Cola 8 лет продавалась исключительно в розлив: продавцы собственноручно смешивали два ингредиента — сироп и содовую — прямо в стаканах. Лишь в 1894 году владельцу магазина сладостей из штата Миссисипи пришла в голову идея: готовить напиток заранее и продавать его в бутылках.

Спустя пять лет в Чаттануге (штат Теннесси) два предпринимателя — Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед — открыли первый завод по розливу Coca-Cola. Напиток выходил с конвейера в популярных тогда «бутылках Хатчинсона», названных по фамилии разработчика и производителя стеклянной тары. Бутылки эти были прозрачными, напоминали пузырьки для лекарств и использовались повсеместно.

В начале XX века бутылка из-под Coca-Cola видоизменилась: стала разноцветной и с вытянутым горлышком — по последней моде тех лет. Но по-прежнему, упаковка отличалась от множества других только логотипом.

В 1915 году Бенджамин Томас объявил национальный конкурс на разработку оригинального дизайна бутылки, который бы защитил ее от подделок. Тендер выиграла компания Root Glass Company из небольшого города Терре-Хот в штате Индиана, специализировавшаяся на производстве стеклянной тары.

Работа над проектом была поручена дизайнеру Эрлу Дину. Он отправился за вдохновением в городскую библиотеку. Взяв в руки иллюстрированную энциклопедию, он принялся изучать, как выглядят ингредиенты Coca-Cola. Рассматривая изображения коки и колы, Дин увидел рисунок плода какао, расположенный рядом. Английские слова «coca» (кока) и «cocoa» (какао) выглядят очень похоже, и по одной из версий дизайнер просто перепутал их. Даже если это действительно была ошибка (ведь в Coca-Cola никогда не добавляли какао), то счастливая. Плод какао похож на лимон, но со множеством вертикальных бороздок. «Это то, что нужно, — подумал Дин. — Бутылку такой формы уж точно не перепутаешь ни с чем».

Тем же вечером он набросал пару эскизов, добавив к «плоду какао» расширенное дно, которое должно было придать бутылке устойчивость на конвейере. Один из этих эскизов сегодня хранится в архиве штаб-квартиры Coca-Cola в Атланте. Второй был отправлен в Вашингтон в Национальную комиссию по изобретениям и сегодня считается утраченным. Бутылка, изображенная на этих эскизах, несколько отличается от той, к которой мы привыкли, так как по просьбе компании Coca-Cola в образец были внесены некоторые изменения: уменьшена толщина и удалены вертикальные бороздки. Но сама форма «плода какао» осталась без изменений.

Патент на производство стеклянной бутылки Coca-Cola оригинальной формы начал действовать 16 ноября 1915 года. С тех пор в мире было продано более 300 млрд бутылочек.

Спустя 34 года после изобретения фирменной упаковки менее одного процента американцев могли идентифицировать Coca-Cola по форме бутылки. Об этом свидетельствовали результаты исследований, инициированных компанией. Но через год ситуация кардинальным образом изменилась.

Журнал Time, размещая на своих страницах большой материал о президенте Coca-Cola Роберте Вудрафе, решил поставить его портрет на обложку. Тот предложил вместо своего фото опубликовать изображение фирменной бутылки. Так Coca-Cola стала первым в истории коммерческим продуктом, появившимся на обложке общенационального издания. Вместе с этим за бутылкой Coca-Cola укреплялся статус национального символа Америки.

В Минске гости также смогли вдохновиться и попробовать свои силы в изобразительном искусстве.

На территории Беларуси единственным предприятием, производящим напитки под торговой маркой The Coca-Cola Company, является унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».