В Беларуси определят лучшие юридические департаменты предприятий

Скоро в Беларуси появятся первые предприятия, которые смогут возле своего названия написать «Юридически надежный партнер». Данный статус будет присваиваться в рамках проведения конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси». Мы попросили рассказать об этом статусе – что он обозначает, кому будет присваиваться и что он дает его обладателю – заместителя председателя оргкомитета конкурса Максима Половинко.

— Максим, расскажите, пожалуйста, о статусе «Юридически надежный партнер». Как появилась идея введения процедуры его присвоения?

— В этом году мы уже в третий раз проводим конкурс «Лучшие юридические департаменты Беларуси», в рамках которого выявляем лучшие организационные методики работы юридических служб. Конкурс зарекомендовал себя как соревновательное мероприятие с открытой и прозрачной процедурой: в нем участвовали и побеждали в своих отраслях юридические службы ГК «Алютех», ОДО «Этерика» (А-100 Девелопмент), ОАО «Белагропромбанк», ЗАО «БелАсептика», ОАО «АСБ Беларусбанк», ИООО «Капш Телематик Сервисиз», ОАО «МТС», ОАО «Брестский мясокомбинат» и др.

Для нас важно соответствие конкурсных требований тем требованиям, которые бизнес и окружающая действительность предъявляют к юридическому обеспечению, а сейчас ценным является то, что называется коротким словом «партнерство». И это логично: сильная юридическая служба – это, несомненно, хорошо, но в кризис на первый план выходит клиентоориентированность. Разве клиент, у которого есть потребность в особом оформлении схемы работы с ним, услышав ответ «мы всегда так работали, ничего менять не будем», придет во второй раз? Но зато мы знаем, что если проблемы клиента услышать, понять, найти взаимоприемлемую схему работы, предугадать возможное развитие ситуации, приняв во внимание не только свои, но и интересы клиента в договоре, то такой клиент будет клиентом на всю жизнь.

Клиентоориентированность отделов продаж ни у кого не вызывает никаких сомнений, но здесь речь идет о клиентоориентированности на принципиально ином уровне – в работе бэк-офиса, в частности в работе юристов. Толчком к введению процедуры присвоения статуса стал пример одного предприятия-производителя. Юристы этого предприятия были настолько глубоко вовлечены в бизнес-процессы предприятия, что хорошо знали в том числе и проблемы, возникающие у контрагентов-покупателей. Последние часто подвергались проверкам в связи со спецификой товара, и юристы производителя разработали памятку для контрагентов о том, какие документы должны быть в месте хранения товара, какие документы должны предъявить проверяющие, что они имеют право делать и требовать, а что – нет. Нужно ли говорить, что у контрагентов этого производителя повысилась не только лояльность, но и мотивация к длительному продолжению отношений: здесь о них подумают, их проблемы учтут.

— Можно ли сказать, что «Юридически надежный партнер» – это фактически премия за клиентоориентированность юридической службы?

— Да, именно так. Этот статус будет присваиваться предприятиям, набравшим более 75% баллов от максимального числа баллов в конкурсе. Конкурсная процедура в существенной части направлена на выявление лучших клиентоориентированных практик, но при этом не игнорируются общие направления организации работы юридической службы. Мы придерживаемся принципа «Порядок бьет класс». Какой толк в наличии гениального юриста, если его работой является круглосуточное визирование приказов и однотипных договоров? И наоборот, если работа поставлена правильно, если целенаправленно повышается уровень профессионализма, если внедрены практики клиентоориентированности, если сотрудники хорошо мотивированы и их нагрузка равномерно распределена, то это говорит о качестве, которое служит на благо предприятия.

— Вы не упомянули законность в работе.

— Да, совершенно верно. В процессе конкурса мы не проверяем соблюдение законности в работе предприятия, принятие конкретных бизнес-решений – платить или не платить кому-то, совершение конкретных действий, идущих вразрез с законом. Это прерогатива других органов. Мы оцениваем организационный уровень юридической службы, применяемые методики, практики клиентоориентированности, готовность учитывать интересы контрагента, понимание его проблем и особенностей, направленность юридической службы не на демонстрацию юридических знаний («Так делать нельзя!»), а на оперативное вступление в договорные отношения с соблюдением закона («Так делать нельзя, но у нас есть следующее предложение по оформлению наших отношений»). В то же время среди проверяемых направлений работы есть и применяемые методики, и периодичность контроля за законностью действий других подразделений, и информирование об изменении законодательства тех подразделений, которых касается это изменение, и т.д. То есть в конкурсе проверяются предпосылки для соблюдения законности, но не сама законность.

Также в конкурсе не проверяется взаимодействие с государственными органами (за исключением работы с проектами нормативных актов), с судебной властью (за пределами данных по результативности претензионно-исковой работы), оценке подвергается именно хозяйственная деятельность.

— То есть Вы можете порекомендовать контрагентам работать с предприятиями, имеющими такой статус?

— Несомненно, да! Юридически надежный партнер – серьезный контрагент, с ним работать комфортно и надежно, и эта клиентоориентированность на уровне учета потребностей не только в товаре, но и в юридическом оформлении. Вообще, юристы и бухгалтеры – самые неклиентоориентированные службы, что и неудивительно – они обеспечивают безопасность и законность работы своего предприятия, и у них другие ориентиры в работе и другой уровень ответственности. Но мы надеемся, что благодаря нашему конкурсу практики клиентоориентированности будут проникать и в работу других служб и ситуация вскоре изменится. Ведь можно оставаться в пределах законности и помнить о клиенте!

Подробности о конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси» и процедуре присвоения статуса «Юридически надежный партнер» читайте на сайте www.bestld.by. Торопитесь – заявки принимаются до 29.02.2016!

Как вам новость?
Головоломки