Комментарий юриста: указ по торговым бонусам может привести к теневым расчетам

В настоящий момент проект указа о торговых премиях (бонусах) вынесен на общественное обсуждение: предложения и рекомендации по внесению изменений и дополнений принимаются Министерством торговли.

В настоящее время торговые премии (бонусы) используются повсеместно (не только в Беларуси, но и во всем мире) в качестве стимулирующей меры в оптовых продажах, например, при достижении определенного объема закупок или выполнении иных условий покупателем товара (при полном расчете за весь объем закупки, при закупке определенного перечня товаров и т.д.). Такие премии (бонусы) могут выплачиваться как денежными средствами, так и, например, путем передачи дополнительного количества товара. Как правило, условия о таких премиях включаются в договор поставки либо оформляются в виде отдельного соглашения, а выплата производится на основании акта, отражающего факт выполнения покупателем программы закупки и прочих выработанных сторонами условий.

На данный момент в белорусском законодательстве отсутствует прямое регулирование вопросов использования торговых премий (бонусов). Договор о торговой премии (бонусе) является двусторонним возмездным договором, не поименованным в Гражданском кодексе Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь относит торговые премии (бонусы) к внереализационным доходам покупателя, и, соответственно, к внереализационным расходам продавца для целей исчисления налога на прибыль.

22 февраля 2016 года на сайте Министерства торговли был опубликован текст проекта Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров» (далее – Указ), которым планируется введение ограничений по использованию торговых премий (бонусов) субъектами торговли, субъектами общественного питания и поставщиками.

Под действие Указа будут подпадать:

  1. поставщики товаров, осуществляющие поставки продовольственных товаров в торговые сети или крупные магазины, сетевые организации общественного питания;

  2. сетевые организации общественного питания;

  3. организации, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством торговой сети или крупных магазинов.

Следует отметить, что актуальное законодательство содержит понятие «торговая сеть», которая определяется как два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одной организации торговли с использованием одного средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак) (см. Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»). Т.к. в тексте Указа не содержится определение «торговая сеть», наиболее вероятным считаем применение термина «торговая сеть» в вышеприведенной формулировке. Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что актуальное законодательство не содержит определения «крупный магазин», что может затруднить последующее применение Указа на практике.

Указом предусматривается, что совокупный размер торговой премии (бонуса), а также платы за оказание услуг по продвижению товаров по договорам возмездного оказания услуг, определяется по соглашению сторон, но не может превышать десяти процентов от цены приобретенных (реализуемых) продовольственных товаров (без учета НДС и акцизов). К услугам по продвижению товаров отнесены услуги по рекламе продовольственных товаров, проведению маркетинговых исследований, подготовки информации о таких исследованиях, оказанию логистических услуг, в том числе по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки продовольственных товаров. Наряду с этим вводится запрет на выплату поставщиком и получение субъектами торговли иных вознаграждений, не предусмотренных Указом.

В Указе предлагается отдельно в цене договора выделять размер торговой надбавки и не учитывать ее при определении цены продовольственных товаров, что позволило бы формировать цену товара без заложенной в нее торговой премии (бонуса), которая увеличивает цену товара для конечного потребителя.

Указом устанавливаются не только ограничения по использованию торговых премий (бонусов), но и ответственность за нарушение выделенных ограничений.

Получение или выплата торговой премии (бонуса), превышающей установленный процентный порог, может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа в двукратном размере разницы между фактически полученной (выплаченной) суммой торговой премии (бонуса) и расчетного предельно допустимого совокупного размера торговой премии (бонуса) и платы за услуги. Тем самым, если торговая премия (бонус) превышает 10 процентов от стоимости товара, то штрафом будет являться двукратный размер подобного превышения. При этом такой штраф будут выплачивать как продавец, так и покупатель.

Кроме того, понуждение к заключению договоров, направленных на оказание услуг по продвижению товаров, влечет за собой наложение штрафа до 400 базовых величин.

Право составления протоколов об административных правонарушениях за нарушение положений Указа, предоставляется уполномоченным должностным лицам региональных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов Министерства экономики Республики Беларусь, органов Министерства торговли Республики Беларусь. Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться экономическими судами, а также уполномоченными должностными лицами органов Комитета государственного контроля и Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

Таким образом, положения будущего Указа направлены, прежде всего, на контроль за необоснованным увеличением цен на продовольственные товары, который предполагается осуществить путем введения ограничений на торговые премии (бонусы), размер которых оказывал непосредственное влияние на формирование цен для конечного потребителя, а также установления существенной ответственности за несоблюдение таких ограничений.

В то же время существующий на сегодняшний момент принцип свободного ценообразования (не применяемый только к отдельным социально значимым продовольственным товарам) позволяет поставщику определять любые цены на поставляемый товар, и в ситуации, когда размер торговой надбавки ограничен и должен быть отделен от цены товара, у поставщика остается возможность увеличить цену на поставляемый товар, реализовать товар в сети (крупных магазинах) по завышенным ценам и впоследствии уйти, например, в нелегальные схемы выплат денежных средств в счет бонусов (премий).

Положение Указа о запрете выплаты поставщиком иных вознаграждений, не предусмотренных Указом, лишает субъектов торговли существовавших ранее легальных способов проведения выплат денежных средств, которые де факто являются торговыми премиями (бонусами) , что опять-таки открывает путь теневым расчетам. При этом цены для конечного потребителя не уменьшатся, и в лучшем случае останутся без изменений, поскольку у поставщика есть возможность выделить законодательно установленный размер бонуса, увеличить цену на оставшуюся часть желаемого бонуса и рассчитаться с сетью в другой форме.   

Таким образом, с одной стороны, Указ представляет собой попытку сдержать рост цен на продовольственные товары, а также обеспечить прозрачность в формировании и выплате торговых премий (бонусов). С другой стороны, существует вероятность того, что принятие такого Указа будет способствовать развитию теневых денежных либо товарных расчетов вместо существующей на сегодняшний день легальной системы бонусов и торговых премий. Указ может иметь, тем самым, обратный эффект: вместо установления принципа прозрачности – развитие теневых расчетов, а вместо понижения цен – их адаптацию под интересы организаций торговли и их поставщиков иными способами.

В настоящий момент проект Указа вынесен на общественное обсуждение: предложения и рекомендации по внесению изменений и дополнений принимаются Министерством торговли.