«Нужно расширять границы поиска профессии, границы знаний о них…»

Тема профориентации молодежи всегда актуальна для общества. Особенно остро она ощущается в период обострения ситуации на рынке труда, когда количество рабочих мест ограничено, а новые профессии появляются со скоростью звука. Очень непросто маленькому человеку сделать свой профессиональный выбор. Еще совсем недавно все было понятно: есть рабочие и управленческие, творческие и исполнительские профессии. Учишься плохо – идешь на завод. Есть талант – пробуешь себя в искусстве. Современный рынок труда изменил требования к работникам: творчество и креативность приветствуются в любой специальности, а также владение английским языком, а лучше еще одним из языков программирования.

Все частные компании рассматривают не только профессиональный опыт кандидата, но и его личностные характеристики, влияющие на микроклимат в коллективе. А бывшие юристы и бухгалтеры, являвшиеся элитой рынка труда, вынуждены переобучаться.

В рамках благотворительной программы по профориентации детей, оставшихся без попечения родителей, которую проводят крупные белорусские компании совместно с агентством социальных проектов B2S, мы встретились с психологом-профконсультантом, специалистом Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ириной Литвиной.

— К сожалению, нужно констатировать факт, что информированность детей о специфике профессии в большинстве случаев отсутствует, — рассказывает Ирина Литвинова. – Ребятам и не приходит в голову, что прежде чем отдать предпочтение той или другой профессии нужно изучить их профессиограммы (подробное описание трудовых операций, навыков, личностных качеств идеального работника выбранной профессии), соотнести с собой и востребованностью профессии на рынке труда; что выбор  профессии это не одномоментное действие, а кропотливая и длительная работа.  . Но только очень целеустремленный ребенок будет собирать эту информацию по крупицам. Среднестатистический подросток ограничится советами родственников или мнением товарищей, учителей, ведь это проще и нет личной ответственности. Чаще всего, какую профессию выбрать, решают родители. И это не совсем правильный путь. Ведь в этом выборе могут быть нереализованные собственные желания родителей. Ребенок не ощущает себя строителем собственной жизни. Отсюда и низкая мотивация в учебе, плохие оценки, а потом и отсутствие желания работать по специальности. Нельзя делать выбор за ребенка и вместо ребенка, руководствуясь какими-то своими желаниями, амбициями. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Только тогда он осознает свою ответственность за будущее. Только тогда он будет прилагать все усилия для освоения профессии. И скажу по опыту, такой ребенок добьется результатов.

— Но как же мы можем помочь детям принять решение?

— Когда мне задают вопрос «Как правильно подтолкнуть ребенка к выбору профессии?», я отвечаю, что самое главное, что мы можем сделать, — это снабдить его информацией. Он  должен понимать, что любая профессия имеет не только глянцевую сторону, которая видна всем. Есть и рутинная работа, которую нужно выполнять ежедневно. Есть необходимые навыки, которыми которые нужно освоить. Так, директор предприятия – это не только дорогой костюм и машина. Это умение управлять большим коллективом, быть не только хорошим менеджером, но и психологом, иметь огромную стрессоустойчивость и мотивацию. Ребенку нужно объяснять, а лучше показать, конкретно познакомить, что представляет собой та или иная работа.  Вы можете почитать что-то по теме вместе, обсудить сильные и слабые стороны ребенка, его личностные характеристики, увлечения, любимые предметы в школе, поговорить, насколько все это подходит для будущей профессии. Огромным плюсом будет живой пример специалиста, который работает, а еще лучше преуспел на этой стезе.

Хорошим и, я бы сказала, показательным примером тут являются экскурсии в офисы различных организаций, встречи со специалистами, разговоры, знакомства с будущей профессией непосредственно на рабочем месте, — продолжает Ирина Литвинова. – Ребенок все как бы потрогает своими руками и определится. Он осознанно сделает выбор. А ведь это и есть наша цель!

— Есть ли разница  в профориентации детей из семьи и детей, которые остались без попечения родителей, и растут в различных детских учреждениях?

-Нет. Особой разницы я не вижу. Дети — они и есть дети. И с теми, и с другими нужно идти одним и тем же путем: выявлять их трудовую мотивацию, склонности и желания, , личностные характеристики. Немаловажны именно черты характера и степень их проявления! Ведь в любой профессии необходимо трудолюбие, внимание, ответственность. Если ребенок хочет выбрать какую-то профессию, но по характеру не соответствует ей, лучше пересмотреть свой выбор. Это надо объяснить еще на первом этапе профориентационной работы. Конечно, можно и нужно работать с такими негативными показателями, как тревожность, подавленность. Они часто не дают личности развиваться, ограничивают ее. Здоровые амбиции, целеустремленность – вот, что нужно развивать. Что же касается детей-сирот, то конечно рядом нет мамы, которая поддержит в случае чего. Поэтому в ситуации с этими детьми роль помощника в выборе профессии на себя должны брать другие общественные институты – наставники, педагоги, общественные организации. Я сама много времени работала с подобными детьми. И есть достаточное количество положительных случаев. Грамотно объяснить, проконсультировать, протестировать и дать в руки ребенка инструмент в виде информации – вот задача взрослых. Был случай с одним мальчиком. Творческий ребенок, но не амбициозный, как говорят «невысокого полета». Явно в большом искусстве он себя не найдет, а без творческой составляющей в профессии будет страдать, потому что душа ранимая. После долгого тестирования мы посоветовали ему прекрасную профессию – дизайн упаковки. Тут он сможет раскрыть свой творческий потенциал. Но в тоже время это «земная» специальность.  И, что немаловажно для ребенка без родителей, она востребована, она кормит. И  ему относительно несложно будет найти работу.

Исходя из всего вышесказанного, считаю нужным подчеркнуть: чем больше внимания будет уделяться правильному, а не поверхностному выбору, работе по изучению себя и профессии, а не ориентации на престижность и готовый результат, тем лучше будет и личности, и обществу. В помощь подросткам  в этом должны работать и государственные и общественные институты, ведь это инвестиции в будущее. Сейчас же, на мой взгляд, специалистов по данному вопросу недостаточно. На переднем фронте решения данной проблемы остались только педагоги-психологи в школах, а для них профориентация – лишь одно из направлений деятельности. Поэтому сейчас этот вопрос стоит очень остро.  Профориентация востребована.

 

Справочная информация: Ирина Литвина (Кулакова). Психолог, профориентолог, профконсультант. Специалист Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей. Образование высшее: Минский Государственный педагогический институт им. Горького; специальность «Педагогика и психология дошкольная». Республиканский институт переподготовки кадров; специальность «Социальная психология» (диплом с отличием).

Работала в Городском Ресурсном центре (преобразован из учреждения Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи) ведущим психологом. Принимала участие в создании электронного диагностического продукта «Актуализация электронной версии тестирования обратившихся граждан для осуществления профессионального отбора, определения профессиональных намерений» и многих других материалов по профориентации школьников.

Как вам новость?