Комментарий бухгалтера: как избежать ошибок в интернет-торговле

Сегодня в интернете, кажется, можно делать все: учиться, знакомится, работать, а можно и вести бизнес. Однако заниматься бизнесом в интернете может быть не так легко, как кажется. Существует много аспектов интернет-торговли, о которых опытные и только зарегистрированные предприниматели не знают. Или знание их неверно.

Причем винить в этом самих предпринимателей будет, пожалуй, некорректно: сегодня можно найти любую информацию онлайн, но при этом она может быть такой противоречивой и запутанной, что разобраться крайне трудно. Да и получить оперативные и доступные пояснения от государственных органов тоже не всегда получается.

Поэтому журналист Telegraf.by пообщался с учредителем «Юридического бюро «А-Квадратум», а также опытным бухгалтером Ириной Иванченко о нюансах ведения бизнеса в интернете.

«Существует несколько общих проблем, о которых нужно побеспокоиться всем существующим и будущим владельцам интернет-магазинов, независимо от того, что именно они продают и на каком этапе развития бизнеса находятся», — говорит Ирина Иванченко.

 

Ирина Иванченко
учредитель ООО «Юридическое бюро «А-Квадратум»

 

Необходимо изучить нормативную базу

Перед тем как создать и запустить сайт своего магазина, предпринимателю необходимо изучить законы этой сферы, разобраться, можно ли вообще выбранный им товар продавать в интернете (а можно продавать далеко не все).

Разобраться нужно и в том, действительно ли сайт является интернет-магазином. Ведь если он таковым не является, но был внесен в Торговый реестр – то владелец сайта не сможет применять упрощенную систему налогообложения (УСН).

 

В общем и целом, интернет-магазины можно разделить на 2 группы.

В первую группы можно включить интернет-магазины крупных организаций. У таких магазинов есть свои складские помещения и стационарные точки, а продажа товаров в интернете в данном случае – дополнительный источник дохода. Представители этой группы вряд ли сильно почувствуют изменения. У крупных магазинов, как правило, наценка не превышает 30%, что делает разницу между уплатой налога при ОСН и 5% от выручки не такой существенной.

Во второй группе – небольшие интернет-магазины, чаще всего их владельцы — индивидуальные предприниматели, которые закупают товары небольшими партиями. У таких магазинов наценки обычно больше, поэтому изменения в законодательстве для них – дело неприятное.

 

Правильно зарегистрировать интернет-магазин

Регистрировать его нужно в Торговом реестре, а также в установленный срок подавать сведения об изменениях. Такая регистрация осуществляется городскими и районными исполнительными комитетами, местными администрациями г. Минска по месту регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя путем подачи заявления (2 экземпляра, с указанием всех сведений, требуемых законодательством).

Плата за регистрацию не взимается.

Изменения сведений об организации либо об изменении вида деятельности, либо прекращении осуществления розничной торговли через интернет-магазин вносятся в Торговый Реестр в течение 1 месяца со дня таких изменений.

Если исполнительные или распорядительные органы сочтут информацию недостоверной, владельцу интернет-магазина будет направлено соответствующее уведомление. Направляется оно заказным письмом под роспись или в виде электронного документа ОАИС, причем через три дня автоматически будет считаться, что оно получено. Исправить все необходимо в течение 30 дней.

За невнесение сведений в Торговый реестр предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 12.17 КоАП нарушение правил торговли  и предусмотрен штраф до 10 базовых величин.

После регистрации надо обязательно проверить, верные ли данные были внесены в реестр, ведь в нем часто встречаются ошибки (особенно в доменных именах).

 

Указать на сайте всю необходимую информацию о продавце и товарах

На главной странице интернет-магазина обязательно указываются:

  1. сведения о продавце (юридическое лицо, ИП, сведения о государственной регистрации, местонахождение);
  2. номер специального разрешения (лицензии), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию;
  3. дате регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь.

 

Допускается размещение не на главной странице:

  1. информации о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром;
  2. образцов таких документов и порядка их оформления.

 

При продаже товаров с применением кассового оборудования таким документом является кассовый чек.

При продаже технически сложных товаров к чеку прилагается надлежаще оформленный технический паспорт (инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, гарантийный талон), если в нем будет указана необходимая информация.

 

Информация о товаре, обязательная к размещению:

  1. наименование;
  2. стоимость, условия оплаты;
  3. гарантийный срок товара;
  4. сведения об изготовителе, импортере, представителе, ремонтной организации;
  5. срок доставки;
  6. стоимость доставки и условия ее оплаты.

 

Если что-то будет упущено, это будет расцениваться как нарушение правил торговли и может повлечь наложение штрафа.

 

Выбрать способ оплаты и доставки товаров покупателю

От этого будет зависеть, какое оборудование необходимо (кассовый аппарат, кассовый аппарат + платежный терминал и так далее). Учесть нужно и то, что сейчас владельцы интернет-магазинов обязаны предоставлять покупателю возможность оплачивать товары дистанционно (банковские карты или ЕРИП).

Перечень объектов и видов деятельности, когда индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, постоянно дополняется. В результате практически все, кто имеет кассовый аппарат, должны приобрести также терминал. Любой курьер из интернет-магазина, который приезжает к покупателю, должен иметь все оборудование для платежа. Стоимость терминала на данный момент более 10 млн рублей, и для маленького бизнеса, который торгует, например, кисточками и карандашами, это существенная сумма. Однако предприниматели должны приобретать терминал и дополнительно платить за эквайринг.

Способов доставки также существует несколько и нужно определиться, будете ли это собственная доставка или с привлечением курьерской службы.

 

Разобраться в налогах и ведении бухгалтерского учета

Это очень существенный шаг и продумать его стоит задолго до запуска магазина. Особенно важно это в свете последних изменений: отмены упрощенной системы налогообложения для интернет-торговли.

Теперь организации, имеющие интернет-магазин, должны использовать общую систему налогообложения с уплатой НДС и налога на прибыль. Индивидуальные предприниматели, в зависимости от ассортимента и условий работы, уплачивают единый или подоходный налог.

Этот вопрос важен еще и потому, что ведение учета теперь для всех интернет-магазинов значительно усложнилось, особенно для предпринимателей на подоходном налоге. Учет при уплате подоходного налога очень трудоемкий и может вызвать трудности даже у бухгалтера с большим опытом, не говоря уже о предпринимателях-новичках.

 

Что делать с изменениями:

1. Продолжать работать. Юридические лица переходят на общую систему налогообложения, индивидуальные предприниматели – на единый или подоходный налоги.

2. Установить торговые наценки в пределах 30%. В таком случае разница от уплаты налога при ОСН вместо 5% от выручки будет не так существенна.

3. Тщательно вести учет затрат. Это также позволит легче перенести переход на общую систему или подоходный налог.

4. Регистрировать стационарный торговый объект. Переходить из интернет-торговли в торговлю через торговый объект, что позволит сохранить упрощенную систему налогообложения, в интернете же ограничиться рекламой товаров.

 

«Юридическое бюро «А-Квадратум» 24 мая проводит семинар-практикум «Интернет-магазины. Новые правила работы». Подробнее о мероприятии читайте здесь: http://www.a2um.by/nashi-novosti/seminar-praktikum-internet-magaziny.html. Количество мест ограничено.