Главное качество руководителя любого уровня — это соответствие точки зрения занимаемой должности. Насколько бы ни был хорош человек в качестве специалиста — если даже он берет ответственность за свою область и добивается результата, — для того чтобы стать первоклассным руководителем, необходимо особенным образом взаимодействовать с людьми.
Конечно, есть специальные инструменты управления, чтобы стать профессиональным менеджером с административной точки зрения, но чтобы реально быть руководителем, нужно решать проблемы как рабочие, так и межличностные. Я предлагаю посмотреть на это под таким углом: иногда достаточно поменять отношение к проблеме, чтобы изменить саму ситуацию. Как это работает?
- Было время, когда я постоянно ловила себя на мысли, что мои подчиненные не понимают, насколько на самом деле сложно быть начальником, руководителем. Сейчас я понимаю, что они и не должны этого видеть. Но как тогда достичь большего понимания между мной и ими? В таких ситуациях лучше перевернуть шахматную доску и попытаться узнать, как думают и чувствуют себя они. И попытаться понять их точку зрения.
- В роли руководителя есть нечто родительское. Быть для подчиненных не только контролирующим и задающим цели начальником, но еще и наставником. Для людей всегда ценно, когда их поддерживают, помогают, дают подтверждение их успехам.
- Главное — помнить, что вы ответственны за всю область. Именно ваше решение определит успех или неудачу, и именно вы выиграете или пострадаете больше всего. Поэтому принимать решение — ваше законное право.
- Работайте с продуктивными людьми, готовыми к сотрудничеству. Бывает так, что человек не идет с вами на контакт, а вы все пытаетесь и пытаетесь наладить отношения. В таком случае стоит задуматься: хочет ли он этого, интересно ли ему продуктивное сотрудничество? Можно даже спросить об этом напрямую у сотрудника.
Это простые вещи, но понимание и принятие такой точки зрения дает огромный толчок в том, чтобы развиваться именно как руководитель.
Алёна Шипош, управляющий партнер Visotsky Consulting