CRM для реального сектора. Как получать дополнительную прибыль

Кто сказал, что инновации — удел абстрактного «креативного кластера»? Автоматизировать процессы можно, чем бы ни занималась ваша компания. Это важно для предприятия любой формы собственности: частный бизнес сможет заработать больше, а госкомпания снизит нагрузку на бюджет.

CRM для реального сектора. Как получать дополнительную прибыль

 

Среди клиентов «Мегаплана» есть и предприятия из реального сектора экономики. Одно из самых интересных — ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

 

Как работает автопарк

Вопреки стереотипам, вокруг автопарка нет разбитых техникой дорог и масляных пятен. Есть ухоженный газон, альпийская горка и клумбы. Здесь растут туи, стоит детская игровая площадка с резиновым покрытием и кованая карета. Так выглядит вход в автобусный парк, руководители которого умеют зарабатывать и считать деньги.

В этом им помогает CRM-система «Мегаплан», которой предприятие пользуется уже год. За это время платформа многократно окупила себя, а руководство рассматривает её покупку не иначе, как инвестицию.

«Исполнительская дисциплина улучшилась в разы, — рассказывает помощник руководителя Сергей Палий. — Мне по должности положено контролировать ход и сроки исполнения поручений, и я этой программе вообще не нарадуюсь! Без неё было бы очень тяжело. За этот год у нас уже 917 завершённых задач, и ещё 244 в работе. Объём большой, проконтролировать его на бумаге сложно и долго. Улучшение дисциплины сказывается на росте производства, а он — на экономических показателях».

В барановичском автопарке работает 635 человек, из них 344 водителей. На балансе — 184 автобуса и 13 маршрутных такси. На 34-х городских и 60-ти пригородных маршрутах в месяц парк перевозит около 4,5 млн пассажиров. Это много: минское метро в среднем обслуживает 23,5 млн человек в месяц.

Парк закрывает не только автобусные, но и почти все маршрутные перевозки в городе. В 180-тысячных Барановичах только на одном участке работает частное маршрутное такси.

 

CRM для реального сектора. Как получать дополнительную прибыль

 

Средняя зарплата в автопарке — около 1000 рублей. На заработок водителей влияет много факторов — это и стаж, и классность, и тип машины (на автобусах с «гармошкой» зарабатывают больше). Есть дополнительные выплаты, которыми водителей стимулируют экономить топливо и антифриз, укладываться в график, поддерживать высокую культуру обслуживания и пр. В ряде пунктов это новшество барановичского автопарка.

 

На чём зарабатывает

Руководство предприятия убеждено: мощности не должны простаивать. Если есть свободные ресурсы, их нужно пускать в оборот. Поэтому кроме пассажирских перевозок по городу автопарк Барановичей зарабатывает на таких направлениях:

1. Туристические маршруты

Не хуже турфирмы парк летом организует поездки на море. Недавно группа ездила на закрытие сезона фонтанов в Петергоф, а скоро будет тур на праздник вина и сыра во Львов. Постоянные рейсовые автобусы курсируют в Калининград, Белосток и Вильнюс. У многих туристических фирм нет своих автобусов: они арендуют их в том числе у автопарков. «У нас есть своя техника, нужно просто собирать группы», — резонно рассудили в автопарке, открыв бюро рекламы и туристических услуг.

2. СТО и мойка

Чтобы ремонтные боксы не пустовали, автопарк ремонтирует технику сторонних заказчиков. Делают всё, с чем сталкиваются сами: кузовные работы, шиномонтаж, электропроводка, восстановление салона и пр. Если ремонтируют только грузовую технику и автобусы, то на мойке работают и с легковыми авто. Рядом находится пункт санстации по санобработке транспорта. К ней технику допускают только после мойки — почему бы не использовать возможность дополнительного заработка?

3. Международные грузоперевозки

Да, автопарк из региона на собственном транспорте возит грузы из / в Данию, Германию, Нидерланды, Россию и Польшу. Среди грузовиков есть даже первый беларусский тягач МАЗ Евро-6.

4. Торговля и общепит

Кроме своей столовой и буфета у предприятия есть несколько торговых точек на остановках и автовокзале. Возле входа в автопарк установили торговые палатки, рядом с ними сделали игровую площадку и «детское» кафе. Здесь не продаётся алкоголь — пиво в палатке по другую сторону площадки. Так руководство позаботилось о комфорте и безопасности детей.

5. Металлообработка, ковка, сварочные работы

Кованую карету и памятный знак у входа специалисты автопарка сделали сами. Это «проба пера», но получилась она отлично.

 

«Развитие прочих видов деятельности позволяет нам экономить денежные средства государства. Мы получаем меньше дотаций по сравнению с другими автопарками. Средний уровень дотаций автобусных парков по Беларуси — 16,9%, у нас — 8,9%, т.е. почти в два раза ниже. У некоторых автопарков уровень дотирования намного выше: 19,7% в Гомеле, 20% в Гродно, 23% в Бресте», — объясняет экономику Сергей Палий.

 

Как во всём этом помогает «Мегаплан»

С платформой работают руководители и специалисты автопарка. Рабочий и водительский составы пока обходятся без неё, но есть планы внедрить «Мегаплан» как минимум на каждый производственный участок. Бригадиры и слесари смогут реагировать на электронные задачи быстрее, чем на бумажные технические задания.

 

CRM для реального сектора. Как получать дополнительную прибыль

 

Сейчас в автопарке CRM-систему используют по нескольким направлениям:

На СТО

Парк ремонтирует и обслуживает свой подвижной состав и автотранспорт сторонних организаций. Чтобы контролировать сроки и ход работ, специалист СТО ставит задачу в «Мегаплане». В ней указывает, в каком ремонте нуждается техника и в какие сроки нужно уложиться. В зависимости от типа работ назначается ответственная бригада.

«Раньше для того, чтобы проконтролировать ремонт, мне нужно было сходить на СТО, найти машину, поднять документы и свериться с ними. И так — для каждой единицы техники, — рассказывает помощник руководителя. — Сейчас все заинтересованные ответственные лица в онлайн режиме видят, что находится в производстве. Условно, за три дня до окончания срока могут проконтролировать, не выбиваемся ли мы из графика. Начальник отдела технического контроля следит за работой на каждой стадии ремонта и  заранее принимает готовое авто. Если находятся недочёты, у бригады есть время всё исправить и передать технику заказчику в идеальном состоянии. А что делают наши клиенты, если мы ремонтируем их машины качественно и в срок? Они возвращаются к нам снова».

Для постановки любых важных задач

Все приказы, распоряжения и поручения заносятся в «Мегаплан». Руководители структурных подразделений видят, когда специалист приступил к задаче, как она продвигается. Вопросам, по которым «горят» сроки — приоритетное внимание.

В модуле «Документы» хранятся все нормативно-правовые акты, нужные для работы. Пока документы просто дублируются, но руководство парка не отрицает: в перспективе возможна и безбумажная работа.

Для планирования совещаний

В модуле «Дела» руководители и секретарь планируют встречи и совещания. Раньше для этого приходилось по несколько раз обзванивать участников, подбирая удобное для всех время. Сейчас в CRM-системе видно, какое время для встречи будет удобно всем. Каждый, кого пригласили участвовать во встрече, получает электронное уведомление. А за какое-то время до события — дополнительные напоминания. Итоги всех совещаний тоже отображаются в платформе.

Для бухгалтерии

Работа бухгалтеров разделена: они проводят разные платежи, отправляют разные отчёты. CRM-платформа помогает им помнить о постоянных и разовых задачах. А еще — передавать дела на время отпуска или больничного: замещающий специалист видит все задачи коллеги.

 

«У нас большие планы на “Мегаплан”. Хотим автоматизировать с помощью платформы работу с клиентами в целом. Контролировать сроки платежей и взыскивать задолженность, не дожидаясь её просрочки. А ещё — наладить через CRM полноценную удалённую работу снабженцев в командировках», — делится Сергей Палий.

Он отмечает, что никакого саботажа или сопротивления со стороны коллектива, когда внедряли в процессы платформу, не было. Все оценили пользу: задачи не теряются, можно быстрее реагировать на важные вопросы, легко планировать работу с учётом важности дел. Поручения не нужно держать в голове — всё отображается в программе.

«За это время «Мегаплан» себя с лихвой окупил, все расходы оправданы. Покупая программу, мы и рассчитывали на экономию. Писали обоснование: дескать, за что за счёт снижения документооборота получим выгоду. Время будет тратиться на производственные вопросы, а не на бегание по кабинетам. Улучшатся сроки, качество работ, дисциплина. Так и получилось».

 

Технические ноу-хау

В автопарке есть несколько технических решений, которыми может похвастать даже не каждое частное предприятие.

Электронные пропуска. По ним можно проследить время начала и окончания рабочего дня, перемещение сотрудников. Вахтёру больше не нужно записывать это в журнале. По пропускам можно обедать в столовой и покупать товары в торговых точках предприятия в счет заработной платы с учётом скидок для персонала.

Табло-диспетчер. Это монитор, на котором по пропуску каждый водитель может посмотреть данные о своей работе. Например, когда выходить на маршрут, сколько часов уже отработано, когда его технике запланирован ремонт. По итогам смены или месяца можно уточнить, был ли перерасход или экономия топлива. Раньше всё это приходилось узнавать у диспетчера в порядке очереди.

Планшеты для водителей. Утром вместе с ключами и путевым листом каждый водитель получает планшет. На нём система спутникового мониторинга «Азимут» показывает, соблюдает ли автобус график движения. Через планшет водитель и диспетчер могут оперативно решать возникающие вопросы.

Информационное табло с бегущей строкой. Оно установлено в производственном корпусе по ремонту и обслуживанию автотранспорта и показывает важные объявления, поздравления со знаменательными датами работников, информацию о поощрениях и взысканиях. На территории автопарка есть и классическая «Доска почёта», рядом с клумбами и небольшим фонтаном. Благоустройству здесь уделяют особое внимание: в уютной обстановке работается лучше.

В ответ на вопрос, почему все автопарки Беларуси пока не переняли успешный опыт барановичского автобусного парка, Сергей Палий скромно пожимает плечами. А действительно, почему?..

Как вам новость?
Головоломки