6 наиболее значимых тенденций бизнес-образования в 2020 году

Астрид Кляйнханнс-Ролле, управляющий директор WU Executive Academy, и

В 2020 году можно будет многому научиться. Трансформация, новые управленческие роли, Agile-организации: в современном очень сложном и динамичном мире VUCADD* компаниям придется корректировать свой деловой подход, адаптироваться к меняющимся условиям и активно работать над инновациями, чтобы стать по-настоящему гибкими. Но для этого потребуются новые импульсы и новый подход к обучению.

Астрид Кляйнханнс-Ролле, управляющий директор WU Executive Academy, и Хельга Паттарт-Дрекслер, руководитель департамента образования для руководителей, представляют шесть ключевых тенденций в области бизнес-образования в текущем году.

1. Главный приоритет: ответственность за свои действия

По аналогии с иерархическими принципами управления предприятиями в 20-м веке, процесс обучения строился «сверху-вниз» — передача информации осуществлялась от преподавателей к учащимся. Однако в сегодняшнем деловом мире от каждого отдельно взятого человека ожидается гораздо больше ответственности: «В будущем потребуется ответственный подход к обучению: сотрудники должны знать, чему, как, когда и где они смогут наиболее эффективно научиться», — объясняет Астрид Кляйнханнс-Ролле. По мере развития цифровых технологий обучение перестает быть связанным такими факторами, как определенное время и место. Более того, легкий доступ к большому количеству информации позволяет наконец чётко увидеть ключевую роль внутренней мотивации учащихся: «Многие люди заинтересованы в новых темах, дисциплинах и профессионалах вне своих собственных областей или хотят разработать инновационные подходы к решению проблем», — говорит Хельга Паттарт-Дрекслер.

Создание личного бренда также является важным шагом в развитии карьеры для каждого учащегося: «Люди представляют себя как личный бренд в социальных сетях, таких как LinkedIn», — отмечает Астрид Кляйнханнс-Ролле. Хельга Паттарт-Дрекслер подтверждает это наблюдение: «Становится все более важным знать свои сильные стороны и делать их очевидными для других», — говорит она.

2. «По запросу» и «точно в срок»

В современном информационном обществе мы делаем это каждый день: учимся в течение всего рабочего дня, всякий раз, когда это нам нужно, и часто получаем информацию сразу, спрашивая мнение коллег, просматривая видеоуроки или читая онлайн-статьи по теме, которой сейчас интересуемся. Социальные сети и инструменты для совместной работы помогают нам находить недостающие фрагменты информации и получать небольшие порции знаний. Таким образом происходит процесс, называемый «мгновенным микрообучением», то есть приобретение небольших объемов учебного контента по запросу. Что по-прежнему остается важным для сотрудников, так это способность применять свои вновь приобретенные знания на работе и демонстрировать это своим работодателям, используя навыки на практике или представляя сертификаты об окончании краткосрочных курсов или онлайн-вебинаров. «Участники сегодня имеют возможность учиться вовремя, «по требованию» и максимально удобным способом», — говорит Астрид Кляйнханнс-Ролле.

3. Сотрудничество в самом позитивном смысле

Перевернутая концепция классной комнаты приобретает все большую популярность: непосредственно перед семинаром или учебным модулем участники получают небольшие фрагменты знаний. Они вводятся через текстовые, аудио-, видеофайлы или в формате вебинаров через цифровую и виртуальную платформы. На занятиях модуля участники в основном учатся друг у друга: они вместе размышляют и обсуждают все то, о чем узнали.

«Особенно пиринговые (peer-to-peer) форматы имеют решающее значение. Они дают множество положительных импульсов, способствуют поддержанию высокой мотивации у учащихся и вдохновляют их на размышления над обсуждаемым содержанием», — говорит Астрид Кляйнханнс-Ролле. Более того: «Обращаясь к другим с просьбой дать обратную связь, вы узнаете многое о себе», — добавляет Хельга Паттарт-Дрекслер.

4. Повышение квалификации и переподготовка

Неважно, где мы трудимся: на производстве, в индустрии знаний или сфере услуг, меняющийся деловой мир требует наличия цифровых и социальных компетенций. Работодатели должны направить свои усилия на то, чтобы обучать персонал обращению с роботами и инновационными продуктами, принятию новых ролей в команде и управлении, развивать их навыки цифровой и виртуальной коммуникации. В этом смысле цифровая грамотность — это не только способность работать в интернете и использовать инструменты совместной работы, она также включает в себя знания, необходимые для поиска, обработки, анализа, производства данных и создания информации с использованием цифровых инструментов. Кроме того, спрос на новые, до сих пор неизвестные компетенции и профессии постоянно растет. Умение обращаться с потоками данных или квалификационная характеристика специалиста по данным — это только два примера. «Навыки, которые на самом деле могут использовать сотрудники, — вот что важно; речь идет не о разовом, формальном образовании. Современные форматы дополнительного образования должны соответствовать этим новым требованиям», — говорит Астрид Кляйнханнс-Ролле.

5. Обучение для личностного роста

Эмпатия и умение работать в команде, внутренняя мотивация, способность преодолевать конфликты, устойчивость: социальные компетенции приобретают все большее значение на фоне сложных и нечётко определенных задач современного профессионального мира. Обучение в будущем должно все больше фокусироваться на развитии личности. Это касается как формального (дополнительного) образования, так и бизнес-образования. Для гибких стилей работы и организаций, чётко видящих свою цель и идущих к ней, требуются люди с соответствующим отношением, способные легко приспосабливаться к учебным ситуациям и открытые всему новому, любопытные и готовые экспериментировать, а также имеющие опыт в управлении соответствующими инструментами и методами. «Важно расти целостно, как личность и профессионал, чтобы иметь возможность эффективно трансформировать организации», — говорит Астрид Кляйнханнс-Ролле.

Хельга Паттарт-Дрекслер разделяет эту точку зрения: «По сравнению с прошлым, 2020 год будет больше касаться тем, связанных с социальными навыками, потому что организации хотят и должны стремиться к более высокой степени зрелости, что также означает, что им необходимо развивать свой персонал. Возможно, мы используем много цифровых инструментов и роботов, но мы все еще имеем дело с людьми», — говорит она. По ее словам, мы не должны упускать из виду то, как мы относимся друг к другу и как мы хотим сотрудничать. Сотрудникам требуется не только гибкое мышление, то есть способность мыслить самостоятельно и нестандартно, но также большая компетентность в устранении неопределенности. «Они должны быть в состоянии справляться с противоречиями». Когда дело доходит до личного развития, руководители все чаще выступают в качестве важных спарринг-партнеров для своих сотрудников, подчеркивает Хельга Паттарт-Дрекслер.

6. Индивидуальная поддержка на учебном пути

Времена, когда окончание обучения означало действительный конец учебного пути, давно прошли. Карьерные истории становятся все более красочными, а более плоские иерархии обеспечивают развитие так называемых «спиральных карьер», когда люди делают шаги вверх и вниз по карьерной лестнице, чтобы продолжать обучение. При таком подходе обучение никогда не заканчивается, и более интенсивные фазы обучения являются частью карьеры. В связи с этим требуется больше ориентации и поддержки в форме консультирования и коучинга. «Учитывая широкий спектр предложений, доступных сегодня на рынке образовательных программ, учащиеся нуждаются в значительно большем руководстве, чем в прошлом», — говорит Астрид Кляйнханнс-Ролле. «Помочь им выбрать подходящий учебный контент станет основной компетенцией образовательных учреждений».

* (неустойчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность, динамика, многообразие)