К успеху через конкурс. Где и как белорусский бизнес извлекает пользу с помощью наград?

Наверняка очень многие принимают участие в профессиональных конкурсах,

Белорусский бизнес все чаще принимает участие в различных профессиональных конкурсах, чтобы повысить узнаваемость своего бренда. Но часто не использует их потенциал в полной мере. Мы проанализировали, какие бизнес-премии сегодня пользуются в нашей стране наибольшим авторитетом и подобрали рекомендации, которые позволят выстраивать свой имидж с их помощью максимально эффективно.

Наверняка очень многие принимают участие в профессиональных конкурсах, чтобы просто потешить свое эго, но и примеров, когда они приносят ощутимую пользу, более чем достаточно.

Например, Рогачевский МКК очень любит побеждать на различных престижных специализированных выставках, из-за чего этикетка легендарной сгущенки буквально ломится от изображений завоеванных медалей. Их на ней всегда ровно 12. По мере получения новых наград ее дизайн обновляется. Конечно, такой подход позволяет этому продукту выгодно выделяться на фоне конкурентов. Но однажды у него обнаружили еще один незапланированный положительный эффект – по набору медалей на этикетке можно отличить поддельную сгущенку от настоящей, поскольку пираты просто не успевают следить за ее обновлениями.

Если не учитывать узкоотраслевые премии, то в Беларуси сейчас насчитывается около десятка бизнес-конкурсов, рассчитанных на участие компаний из разных сфер экономики. Их можно условно разделить на три типа: потребительские, экспертные и смешанные.

Потребительские конкурсы

Победителей в таких конкурсах выбирают сами потребители. Здесь компании и бренды соревнуются за народную любовь. Методы определения лидеров народных предпочтений могут быть разными: соцопрос, анкетирование, голосование на сайтах. Таким путем идут премии «Продукт года» и «Народная марка».

«Продукт года» определяет любимые бренды белорусов, основываясь на репрезентативном национальном исследовании. По специальной методике социологической лабораторией отбирается некоторое число людей, и они голосуют за производителей, которых считают в своей сфере лучшими. Концепция конкурса зародилась более 30 лет во Франции, и с тех пор завоевала доверие потребителей по всему миру.

«Народная марка» определяет победителей через массовое открытое голосование. Анкеты для голосования публикуются на различных интернет-ресурсах и в прессе Беларуси. Вопросы в анкетах не содержат вариантов ответа с названиями брендов – участники опроса сами называют те торговые марки, которые любят и которым доверяют. Общий тираж анкет ежегодно превышает 3 млн экземпляров.

Экспертные конкурсы

Здесь победителей выбирает экспертное жюри, которое чаще всего состоит их профильных бизнесменов, ученых, специалистов-практиков и государственных служащих. Они определяют, кто ведет бизнес лучше и эффективнее, чей вклад в развитие экономики и общества более значим и так далее. У такого подхода есть как плюсы, так и минусы. Плюсы: чем большим авторитетом пользуются эксперты, тем престижнее получить из их рук награду. Минусы: критерии выбора победителей могут быть не всегда понятны и прозрачны.

Наиболее примечательные отечественные бизнес-премии, в которых главенствующую роль играет решение экспертов – это «Лидер потребительского рынка», «Лидер года» и «Зубры экономики».

Отдельного упоминания заслуживает «Предприниматель года», который проводится по инициативе государства. Возможно, это единственный белорусский бизнес-конкурс, участвовать в котором можно бесплатно.

Смешанные конкурсы

Бывают и такие, где при отборе кандидатов для награждения используются оба подхода.

Так, на фестивале-конкурсе «Выбор года» итоговый балл на 40% зависит от результатов маркетингового исследования потребительских предпочтений и на 60% – от мнения жюри, экспертов и оргкомитета.

А на конкурсе «Бренд года» лидеров одной из трех номинаций выбирает потребитель, в остальных же двух – компетентное жюри.

Это далеко не все белорусские бизнес-премии, но, пожалуй, самые значимые. Стоит отметить, что есть и такие, репутация которых находится под вопросом. Поэтому прежде чем остановить свой выбор на каком-нибудь бизнес-конкурсе, изучите его историю, погуглите, были ли какие-то скандалы, с ним связанные.

К примеру, в свое время в неприятную ситуацию попал конкурс «Человек дела», который первоначально проходил под патронажем журнала «Дело». Несколько лет назад один из сооснователей конкурса был уволен с должности гендиректора редакции журнала в связи с совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и оформил права на товарный знак «Человек дела» на себя. С тех пор премия с аналогичным названием вручается сторонней компанией и не имеет никакого отношения к журналу «Дело».

Секреты выстраивания имиджа

Существует много способов, с помощью которых можно извлечь пользу от победы в профессиональном конкурсе. Делимся советами, которые точно помогут:

  1. Используйте победу в качестве информационного повода. Расскажите о полученной награде с помощью пресс-релиза или разместив информацию в СМИ. Даже посты в соцсетях компании – уже хороший способ рассказать о своих достижениях.
  2. Разместите изображение награды на вашей продукции и промо-материалах. Многие премии специально заточены именно под такую стратегию, вручая награды с ярким и запоминающимся визуалом. А какую они могут принести выгоду – мы уже рассказали на примере рогачевской сгущенки.
  3. Используйте факт получения награды при составлении коммерческих предложений и во время тендеров. Потенциальные клиенты могут не знать о том, насколько высок профессиональный уровень вашей компании. И уж точно маловероятно, что они отслеживают все новости, в которых она фигурирует. Напоминание о награде может повысить ваши шансы.
  4. Подчеркивайте философию компании с помощью наград. Профессиональные конкурсы – они далеко не всегда про деньги и экономический успех. Чаще всего у них есть номинации, связанные с различной социальной деятельностью, которая повышает имидж компании.
  5. Разместите награду в стратегически важном месте офиса. В каком именно – зависит от специфики вашего бизнеса и планировки помещения. Это может быть зона ожидания, кабинет директора или переговорная комната. Главное, чтобы ее могли увидеть стратегически важные посетители: клиенты, партнеры, инвесторы.
  6. Сообщите о своем лидерстве в определенной области с ее помощью. Профессиональная победа станет эффективным способом донесения этой информации до потенциального потребителя.