Минторг запретил использовать термины «элитное жилье» и VIP-квартиры

В Минторге намерены предотвратить массовые нарушения правил рекламирования объектов, ставшие уже привычными в мире недвижимости.

Недавно Министерством торговли РБ был проведен мониторинг рекламы недвижимости, размещенной в сети, в ходе которого было зарегистрировано неоднократное использование в рекламе слов в превосходной степени и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами.

Когда речь идет о недвижимости, стоимость которой во много раз превышает среднюю по рынку, привычными ее определениями становятся "элитная", VIP, "эксклюзивная", "№1". То же самое случается в противоположной ситуации, когда недвижимость рекламируется как нарочито недорогая, т.е. "доступная". Применяя подобные выражения, рекламодатель даже не задумывается о каких-либо нарушениях. Ведь и в интернете, и в наружной рекламе использование привлекающих покупательский интерес выражений – дело привычное.

Однако, такие сочетания, как "VIP-недвижимость", "элитная недвижимость", "элитный дом", "эксклюзивные квартиры", "жилой дом №1", "доступное жилье", "доступные квартиры", по сути, являются способом выделить и превознести объект в сравнении с другими. Их использование в рекламе должно быть обоснованным и подтвержденным документально. Это основное требование Министерства торговли.

 

Закон гласит: ложные и недостоверные сведения недопустимы

Согласно требованиям пункта 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь "О рекламе" недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о продукции, товаре, услуге, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина. Ложными являются также слова в превосходной степени или иные слова, создающие впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально.

Кроме того, согласно требованиям абзаца третьего пункта 4 постановления Министерства торговли РБ, Министерства информации РБ от 30.03.2007 №19/25/5 "О размещении (распространении) рекламы риэлтерскими организациями"в целях исключения случаев введения потребителей рекламы в заблуждение не допускается использовать в рекламе слова в превосходной степени и другие слова, создающие впечатление о преимуществе объекта перед другими объектами. В эту категорию входят такие сочетания, как "престижный район", "элитное жилье" и другие распространенные выражения.

 

Элитность и уникальность объекта недвижимости необходимо подтвердить документально

Министерство торговли РБ уже уведомило сайт Realt.by и другие интернет-ресурсы о недопустимости вышеописанной рекламы. В целях предотвращения массовых нарушений законодательства и приведения уже размещенных на сайте объявлений в соответствие с требованием законодательства приводим вашему вниманию письмо.

 

Согласно требованиям Закона информация об уникальности, элитности, престижности и проч. должна быть подтверждена документально.

 

Наказание – штраф в размере от 5 до 50 базовых величин

 

Согласно пункту 1 статьи 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) рекламораспространителем на территории Республики Беларусь рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования или рекламы продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготовленной с привлечением иностранных или международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных граждан или лиц без гражданства, кроме случаев, когда законодательными актами разрешено такое изготовление, – влечет наложение штрафа в размере:

 

от пяти до тридцати базовых величин для граждан, не являющихся юридическими лицами;

от десяти до сорока базовых величин для индивидуальных предпринимателей;

от двадцати до пятидесяти базовых величин для юридических лиц.

 

Мнение специалиста

Минторг запретил использовать термины «элитное жилье» и VIP-квартирыПавел Астапеня, риэлтер, юрист, директор Центрального агентства недвижимости, уверен, что сегодня рекламодатели действуют на свой страх и риск и контроль за их деятельностью принесет только пользу.

 

– Если говорить о терминах "элитное жилье", "престижный район" и прочее, для начала отмечу, что существует разграничение понятий, фигурирующих в законодательстве о рекламе и в законодательстве о строительной деятельности.

В частности в законодательстве о строительной деятельности, насколько мне известно, отсутствуют подобные понятия ("элитное жилье" и пр.) в принципе.

Единственный известный мне нормативный правовой акт, который хотя бы каким-нибудь боком затрагивает сферу нестандартного жилья, жилья, которое можно назвать элитным, — это постановление Совета Министров от 28 февраля 2006 г. N 293 "Об утверждении технико-экономических показателей критериев отнесения жилых домов к жилым домам повышенной комфортности". В этом документе описывается жилье, которое в принципе отвечает критериям элитного жилья: место размещения жилого дома (в первой экономико-планировочной зоне); планировка квартиры с коэффициентом соотношения общей площади к жилой 2 и более; использование во внутренней отделке полов и стен ценных пород дерева (красное дерево, орех), мрамора и гранита; наличие в доме собственных сложных инженерных систем, таких как собственная система пылеудаления, видеонаблюдения и пр.

Кстати, насколько я знаю, многоквартирных домов, которые можно отнести к домам повышенной комфортности согласно этому постановлению, в Беларуси нет.

Ну а законодательство о рекламе в принципе не описывает понятия "элитное жилье", "престижный район" и пр.

Таким образом, указание рекламодателями (рекламораспространителями) подобных терминов по большому счету осуществляется ими на свой страх и риск.

И принятые Минторгом решения о признании той или иной рекламы ненадлежащей в силу того, что в ней употребляются термины "элитное жилье", "престижный район", а рекламодатель не может подтвердить документально такую "элитность", по большому счету будут основаны на внутреннем убеждении конкретного сотрудника Минторга, а не на законодательных нормах, описывающих данную сферу законодательства о рекламе.

Как вам новость?
Головоломки