ТОП-10 самых крупных транспортных проектов Беларуси

Чтобы по максимуму использовать транзитные возможности, в Беларуси готовятся реконструировать автодороги, пустить скоростные поезда, обновить аэропорт и даже внедрить электронную систему взимания платы за проезд. Всего в инфраструктуру страны в ближайшие годы вложат более 4 млрд. долл.

Рейтинг самых крупных белорусских проектов в сфере транспорта и коммуникаций:

1. Организация скоростного движения поездов (160 км/ч)

Кто: БелЖД

Сколько: 1 560 млн. долл.

Детали: скоростные поезда пустят между областными центрами. Доехать, скажем, из Минска до Бреста можно будет всего за 2,5 часа. Правда, для начала предстоит модернизировать дороги, обновить системы связи и сигнализации, а заодно приобрести поезда нового поколения. Дорогостоящий мега-проект если и окупиться, то уж точно не в этом десятилетии. Зато скорость движения поездов на белорусских железных дорогах приблизиться к европейским стандартам.

2. Реконструкция автодороги M-5 на участке "Бобруйск — Гомель"

Кто: китайский "Эксимбанк"

Сколько: 684 млн. долл.

Детали: магистраль между Минском и Гомелем вскоре станет трассой первой категории. По сути, дорогу сделают шире, а скоростной режим усилят. Строить два основных участка дороги помогают китайские кредиты. Сначала "Эксимбанк" выделил 340 млн. долл. на реконструкцию участка "Жлобин — Гомель", затем — почти 344 млн. долл. на обновление отрезка дороги между Бобруйском и Жлобином. Ощутить вложенные в дорогу сотни миллионов можно будет уже в 2014 году.

3. Реконструкция Национального аэропорта "Минск"

Кто: китайские компании "Эксимбанк" и "Точмаш"

Сколько: 600 млн. долл.

Детали: полностью обновить главный аэропорт страны планировали за счет иностранного инвестора аккурат к чемпионату мира по хоккею 2014 года. Но "трудности перевода" внесли свои коррективы. В итоге с инвестором расстались, а действующий аэровокзал сейчас модернизируют своими силами. А вот вторую взлетно-посадочную полосу и новый международный терминал построит к 2017 году китайская компания "Точмаш" на кредитные ресурсы "Эксимбанка". Ожидается, что минский аэропорт сможет принять даже "небесную королеву" — 24-метровый Airbus А-380.

4. Строительство аэропарка вблизи аэропорта "Минск"

Кто: бельгийская компания AOI NV

Сколько: 289 млн. евро (378 млн. долл.)

Детали: первые объекты в транспортно-логистическом парке вблизи Национального аэропорта "Минск" появятся уже в 2013 году. Полностью застроить выделенную под Airpark Minsk территорию бельгийский инвестор рассчитывает к 2021 году. В парке будут собирать и обрабатывать грузы со всего мира, поэтому место выбрали на стыке трех путей — воздушного, железнодорожного и автомобильного. С помощью аэропарка Беларусь сможет повысить свою привлекательность в качестве транзитного центра Европы.

5. Создание электронной системы взимания платы за проезд

Кто: австрийская компания Kapsch TrafficCom AG

Сколько: 267 млн. евро (349 млн. долл.)

Детали: шлагбаумы на платных дорогах уйдут в прошлое. С 1 июля 2013 года в Беларуси запустят электронную систему взимания платы за проезд BelToll. Для проезда по платным участкам дорог пользователям необходимо будет установить на лобовом стекле своего автомобиля специальное компактное бортовое устройство, а специальные станции оплаты над проезжей частью дорог будут списывать плату за "покоренные" километры. При этом владельцы легковушек из стран Таможенного союза смогут ездить по платным артериям бесплатно. Проект реализует компания Kapsch TrafficCom AG: в ее портфолио фигурируют аналогичные проекты в 30 странах мира.

6. Реконструкция автодороги M-5 на участке "Пуховичи — Бобруйск"

Кто: Всемирный банк и итальянская компания "Тодини"

Сколько: 150 млн. долл.

Детали: вместо старой дороги, худо-бедно связывающей Пуховичи и Бобруйск, уже в этом году откроют новую трассу. Финансирует проект Всемирный банк, поэтому строительные работы курирует итальянская компания "Тодини". Новая магистраль обещает порадовать любителей быстрой езды и огорчить скептиков платы за проезд. Кстати, оставшийся кусок дороги (от Бобруйска до Гомеля) реконструирует китайская компания. Так что стройка вполне претендует на интернациональный статус.

7. Электрификация участков "Гомель — Осиповичи" и "Жлобин — Калинковичи"

Кто: БелЖД, китайские компании CUEC и "Эксимбанк"

Сколько: 143 млн. долл.

Детали: в обозримом будущем между Минском и Гомелем будут ходить электрички. Проект по электрификацию участков "Гомель — Осиповичи" и "Жлобин — Калинковичи" завершат к 2015 году. Подрядчиком выступает китайская корпорация CUEC, благодаря чему на реализацию проекта "Эксимбанк" уже выделил 64 млн. долл. Стараются не только ради окружающей среды: по старым маршрутам можно будет пустить современные электровозы, а, значит, существенно сократить время в пути.

8. Строительство второй кольцевой дороги Минска

Кто: государство

Сколько: более 900 млрд. рублей (более 105 млн. долл.)

Детали: вторую кольцевую дорогу вокруг столицы построят к 2017 году. На трассе протяженностью 157 км автомобилистам позволят разгоняться до 120 км/ч. Оценить качество дороги на первом 44-километровом участке можно будет уже в 2014 году. Новое "кольцо" позволит разгрузить первый МКАД и быстрее добираться до пригородных районов. Кстати, аналогичный проект в Москве планируют реализовать лишь к 2022 году.

9. Создание "умной" транспортной системы Минска

Кто: китайские компании Alcatel-Lucent Shanghai Bell и "Эксимбанк"

Сколько: 102 млн. долл.

Детали: за столичными дорогами к чемпионату мира по хоккею будут "присматривать" сотни видеокамер и датчиков. "Извилинами" обрастут большинство городских дорог, включая МКАД и трассу до аэропорта "Минск". Светофоры будут "знать" среднюю скорость автомобилей с учетом погодных условий, цифровые камеры "запомнят" их номера и тем самым выявлять нарушителей, а навигационные устройства "расскажут" о пробках. Проект позволит на четверть увеличить пропускную способность дорог Минска.

10. Внедрение системы мониторинга логистических потоков

Кто: китайская компания ZTE

Сколько: 79 млн. долл.

Детали: отслеживать перемещение ключевых для белорусской промышленности товаров будут в режиме реального времени. Система мониторинга логистических поток позволит снизить издержки на доставке товаров поставщикам и конечным потребителям, а заодно повысить скорость транспортных процессов. Китайская компания ZTE только на научное сопровождение проекта готова безвозвратно выделить 4 млн. долл. Система будет основана на технологии радиочастотной идентификации (RFID), то есть экспортируемые товары обеспечат электронными метками. 

Как вам новость?