Наиболее крупным сегментом на белорусском рынке пива сегодня является «эконом» с долей, равной 57%. Об этом говорится в исследовании, результаты которого предоставлены Телеграфу консалтинговой компанией EnterInvest. Эксперты предполагают, что при дальнейшем росте ставки акциза стоит ожидать изменения в структуре рынка по ценовым сегментам: уменьшится доля нижнего ценового сегмента за счет увеличения доли более дорогой и рентабельной продукции.
Ставка акциза — фиксированная сумма, которая не зависит от цены, поэтому белорусским производителям хмельного напитка выгоднее выпускать более дорогое пиво, в цене которого ставка занимает меньшую долю и, соответственно, не так заметна для потребителя. Данная тенденция уже наблюдается в России.
Рисунок 1 – Структура рынка пива по ценовым сегментам в Беларуси в 2012 году, %
Рисунок 2 – Структура рынка пива по ценовым сегментам в России, %
Согласно данным продаж розничных сетей, использованным в исследовании EnterInvest, отечественные покупатели отдают предпочтение пиву крепостью от 4 до 5 % алкоголя – его доля в структуре реализации составляет 60%. Наиболее популярны светлые сорта, прошедшие фильтрацию и пастеризацию – 87% в структуре реализации.
Рисунок 3 – Структура реализации пива по крепости в 2012 году, %
Рисунок 4 – Структура реализации пива по цвету в 2012 году, %
Пиво в ПЭТ – самое востребованное среди белорусов. Доля продукции в данной таре в объёме продаж составляет 68%. Такая тенденция объясняется разницей в стоимости одного и того же пива, разлитого в различные виды тары. Пиво в стекле на 40-60% дороже, чем пиво в ПЭТ.
Рисунок 5 – Структура реализации пива по таре в 2012 году, %
Беларусь по-прежнему существенно отстает от стран-соседей по уровню потребления пива (отечественного и импортного) на душу населения, который составил в среднем 50,5 литра в 2012 году – на 3,5 литра меньше, чем в 2011 году.
Падение потребления напрямую связано с ростом акцизов, так как цена на пиво в Беларуси по-прежнему является ключевым фактором при покупке. Так, в 2012 году в связи с повышением ставки акциза до 2580 рублей, а также восстановлением цен после девальвации на докризисный уровень в долларовом эквиваленте, цена на пиво росла быстрее инфляции. В результате, рост цен на пиво в прошлом году составил 65%, при инфляции – 21,8%. Дальнейший рост ставки акциза и, соответственно, цены будут сдерживать увеличение потребления пива в Беларуси.
Почти 75% пива, потребляемого в Беларуси, отечественного происхождения. Средний показатель потребления белорусского пива на душу населения находился в прошлом году на уровне 37,4 литров в год. При этом уровень потребления белорусского пива выше всего в Минске – 46,6 литра и в Минской области – 43,6 литра, ниже всего – в Брестской области – 31,2 литра.
Рисунок 6 – Уровень средней заработной платы в Беларуси в 2012 году, USD (слева). Среднее потребление белорусского пива на душу населения по областям и г. Минску, л (справа)
В Брестской, Витебской и Могилевской областях отсутствует ярко выраженный лидер среди белорусских производителей.
Рисунок 7 – Реализация пива основными игроками по областям и городу Минску в 2012 (оценка), млн. дал
Основной рост потребления пива, в том числе и белорусского, в регионах, по мнению аналитиков, может произойти за счет развития современных форматов торговли, усиления маркетинговой политики производителей, улучшения системы дистрибуции белорусского пива, развития культуры потребления хмельного напитка среди населения.
Время проведения исследования – январь-февраль 2013 года.
Источники, использованные в обзоре: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности, данные розничных сетей, Baltika breweries, интервью экспертов отрасли.
EnterInvest – частная консалтинговая компания, оказывающая услуги в сфере управленческого консалтинга и инвестиционного банкинга.