В Беларуси предпочитают светлое пиво

Наиболее крупным сегментом на белорусском рынке пива сегодня является «эконом» с долей, равной 57%. Об этом говорится в исследовании, результаты которого предоставлены Телеграфу консалтинговой компанией EnterInvest. Эксперты предполагают, что при дальнейшем росте ставки акциза стоит ожидать изменения в структуре рынка по ценовым сегментам: уменьшится доля нижнего ценового сегмента за счет увеличения доли более дорогой и рентабельной продукции.

Ставка акциза — фиксированная сумма, которая не зависит от цены, поэтому белорусским производителям хмельного напитка выгоднее выпускать более дорогое пиво, в цене которого ставка занимает меньшую долю и, соответственно, не так заметна для потребителя. Данная тенденция уже наблюдается в России.

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 1 – Структура рынка пива по ценовым сегментам в Беларуси в 2012 году, %

 

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 2 – Структура рынка пива по ценовым сегментам в России, %

Согласно данным продаж розничных сетей, использованным в исследовании EnterInvest, отечественные покупатели  отдают предпочтение пиву крепостью от 4 до 5 % алкоголя – его доля в структуре реализации составляет 60%. Наиболее популярны светлые сорта, прошедшие фильтрацию и пастеризацию – 87% в структуре реализации.

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 3 – Структура реализации пива по крепости в 2012 году, %

 

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 4 – Структура реализации пива по цвету в 2012 году, %

 

Пиво в ПЭТ – самое востребованное среди белорусов. Доля продукции в данной таре в объёме продаж составляет 68%. Такая тенденция объясняется разницей в стоимости одного и того же пива, разлитого в различные виды тары. Пиво в стекле на 40-60% дороже, чем пиво в ПЭТ.

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 5 – Структура реализации пива по таре в 2012 году, %

 

Беларусь по-прежнему существенно отстает от стран-соседей по уровню потребления пива (отечественного и импортного) на душу населения, который составил в среднем 50,5 литра в 2012 году – на 3,5 литра меньше, чем в 2011 году.

Падение потребления напрямую связано с ростом акцизов, так как цена на пиво в Беларуси по-прежнему является ключевым фактором при покупке. Так, в 2012 году в связи с повышением ставки акциза до 2580 рублей, а также восстановлением цен после девальвации на докризисный уровень в долларовом эквиваленте, цена на пиво росла быстрее инфляции.  В результате, рост цен на пиво в прошлом году составил 65%, при инфляции – 21,8%. Дальнейший рост ставки акциза и, соответственно, цены будут сдерживать увеличение потребления пива в Беларуси.

Почти 75% пива, потребляемого в Беларуси, отечественного происхождения. Средний показатель потребления белорусского пива на душу населения находился в прошлом году на уровне 37,4 литров в год. При этом уровень потребления белорусского пива выше всего в Минске – 46,6 литра и в Минской области – 43,6 литра, ниже всего – в Брестской области – 31,2 литра.  

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 6 – Уровень средней заработной платы в Беларуси в 2012 году, USD (слева). Среднее потребление белорусского пива на душу населения по областям и г. Минску, л (справа)

В Брестской, Витебской и Могилевской областях отсутствует ярко выраженный лидер среди белорусских производителей.

В Беларуси предпочитают светлое пиво

Рисунок 7 – Реализация пива основными игроками по областям и городу Минску в 2012 (оценка), млн. дал

Основной рост потребления пива, в том числе и белорусского, в регионах, по мнению аналитиков, может произойти за счет развития современных форматов торговли, усиления маркетинговой политики производителей, улучшения системы дистрибуции белорусского пива, развития культуры потребления хмельного напитка среди населения.

Время проведения исследования – январь-февраль 2013 года.

Источники, использованные в обзоре: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности, данные розничных сетей, Baltika breweries, интервью экспертов отрасли.

EnterInvest – частная консалтинговая компания, оказывающая услуги в сфере управленческого консалтинга и инвестиционного банкинга.

Как вам новость?