Волшебный трюк: как превратить кризис в возможность

Легко сказать, но нелегко сделать: кризисы приводят к изменениям, а изменения могут приоткрыть новые бизнес-возможности. Но как выявить и правильно использовать эти возможности? Профессор Николаус Франке, академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation в WU Executive Academy, провёл эмпирическое исследование, в ходе которого опросил 130 менеджеров международных компаний и выявил факторы, оказавшие, на их взгляд, решающее значение в преодолении кризиса в период самоизоляции. Он установил, что особо значимыми оказались две составляющие: сотрудники компании и инновационные структуры.

Начнём с небольшой реальной истории: BüBa – немецкая компания среднего размера, специализирующая на предоставлении услуг по уборке офисов и промышленных помещений и удостоенная премии в области инноваций «TOP 100 Innovation Award» в 2019 году. В марте 2020 года в связи с пандемией коронавируса повсюду буквально мгновенно возник небывалый спрос на дезинфицирующие средства. Компании, медицинские учреждения и частные домохозяйства – внезапно все захотели иметь в распоряжении дезинфекторы небольших размеров, чтобы в любой момент качественно дезинфицировать руки. Но порой недостаточно просто увидеть возможность, важно её использовать.

Компания, предоставляющая клининговые услуги, располагала огромными запасами дезинфицирующих средств — своего основного «сырья». Однако категорически не хватало дозаторов, необходимых для обслуживания этого абсолютно нового рынка. Сначала BüBa связалась со своими постоянными поставщиками. Но их возможностей оказалось недостаточно. Что же делать? Оказывать давление на компании? Сесть и расслабиться? Смириться с судьбой? Наконец, одному из сотрудников вдруг пришла в голову мысль: разве IKEA не продает дозаторы? Представители компании немедленно связались со всеми магазинами IKEA в Германии и соседней Франции.

BüBa закупила все дозаторы, которые удалось найти. И тут возникла новая дилемма: как доставить все это в штаб-квартиру компании в максимально короткие сроки? Традиционные логистические компании работали недостаточно быстро. И вновь изобретательные сотрудники объединили усилия и выдвинули новую идею воспользоваться услугами сервиса совместного использования автомобилей. Кроме того, BüBa должна была придумать новые способы розлива средств и их доставки. В целом, сервис-провайдер буквально за несколько дней превратился в успешное производственное предприятие. Предпринимательский подход сотрудников и высокий уровень гибкости позволили компании освоить новый рынок в рекордно быстрые сроки.

Сокровищница, которой вы уже обладаете

Для систематического анализа этой закономерности/модели/примера мы опросили 130 менеджеров, так или иначе связанных с Институтом предпринимательства и инноваций WU (WU’s Institute for Entrepreneurship and Innovation), и выяснили, как они восприняли ситуацию с коронакризисом. Пример с BüBa является в данном случае прототипом. Исследование показало, что в 130 компаниях лишь в 16% случаев решающую роль в преодолении кризиса сыграли существующие поставщики. Клиенты (24%), бизнес-партнеры (29%) и государство (20%) также сыграли относительно небольшую роль. Неоспоримым ключевым фактором в 70% случаев был назван инновационный потенциал сотрудников. Креативность членов команды, приверженность общему делу и предпринимательский дух – вот что привело к успеху.

Создание благоприятных условий

Комплексное исследование показало, насколько важны гибкие (agile) и инновационные структуры. Этот фактор менеджеры назвали основным (66%), когда их попросили ответить на вопрос, какие наиболее важные уроки они извлекли из кризиса, вызванного коронавирусом, в то время как «инвестиции в ИТ» заняли лишь вторую строчку (27%). Плоские иерархии, децентрализация и быстрая, гибкая, ориентированная на обучение организация процессов позволяют компаниям адаптироваться к меняющимся обстоятельствам таким образом, что кризис фактически превращается в возможность.

Что эти результаты должны означать для компаний?

На основе всего вышесказанного о важности сотрудников и ориентированных на инновации структур можно сделать два вывода:

  1. Компании должны продолжать инвестировать в обучение и развитие своих сотрудников. Именно они являются инициаторами и движущими силами адаптационных реакций или, наоборот, препятствиями для этих изменений.
  2. Для реализации этого потенциала необходимы гибкие и ориентированные на инновации структуры. При условии объединения этих двух факторов компании могут превратить кризис в настоящую бизнес-возможность. Исследование показало, что 91% компаний смогли выявить для себя новые возможности, а 10% даже разработали принципиально новые модели, которые могут впоследствии привести к сбоям в работе существующих систем.

Как вам новость?
Головоломки