Загородный коттедж как бизнес. Интервью с владельцем агроусадьбы, ч.2

В первой части разговора с владельцем агроусадьбы "Вячынская Зорка" Игорем Леонидовичем Сивцовым мы поговорили о том, какие условия созданы для предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере экотуризма и как осуществляется контроль за этой деятельностью. Сегодня мы узнаем, насколько важно выбрать удачное место для размещения агроусадьбы, чем привлечь посетителей и за чем приезжают экотуристы.

— Игорь Леонидович, насколько важны расположение усадьбы, характеристики дома?

— Все это очень важно. В первую очередь необходимы инфраструктура, хорошие подъездные пути, в самом доме должно быть комфортно, не обязательно богато, но комфортно. Посетители должны получить удовольствие, а для этого необходимо работать.

Например, когда я искал дом, в котором можно было бы открыть усадьбу, обращал внимание на ряд факторов. Например, этот дом имеет удачную планировку, в нем нет проходных комнат, и чем-то он напоминает гостиницу, что очень важно. Кроме того, рядом должны располагаться объекты, которые могут быть интересны туристам. Здесь в пешей доступности водохранилище Вяча. Также желательно, чтобы дом находился недалеко от города.

Но если дом располагается посреди дикой природы, на хуторе – это тоже интересно. Но это интересно сезонно, при этом к усадьбе должны быть как минимум нормальный подъезд и наличие минимума инфраструктуры, к примеру, заправки неподалеку. Если же зимой все заметает снегом – то это не дело. Такие нюансы необходимо продумывать.

Сам дом также нужно тщательно планировать. Если делать как в свое время в Санта Барбаре: дома с большими холлами, красивыми винтовыми лестницами, но маленькими спальнями – это не практично. Нужно делать хорошие отдельные комнаты, кухню. Кроме того, в доме должен быть комфортный климат, зимой гости не должны мерзнуть. Также зимой важно наличие камина, около которого можно собраться компанией, ведь если летом посетители могут заходить в дом только для того, чтобы поспать, то зимой они постоянно находятся внутри.

Помимо этого необходимо продумать, чем будут заниматься гости. Баня, бильярд, настольный теннис – важен выбор, ведь интересы у всех разные. Нужно помнить и о том, что многие приезжают с детьми, которых тоже нужно чем-то занять. Кстати, оборудование для бань покупайте у специалистов.

Хозяин усадьбы должен проживать отдельно от гостей. Это может быть отдельно стоящий на участке небольшой дом или, как у меня, выделенный этаж со всем необходимым, включая кухню и санузел. Этого достаточно, чтобы всегда быть рядом и при этом никому не мешать. Хозяин усадьбы не должен ходить на ту же кухню и в тот же туалет, которые отданы в распоряжение гостей.

Для того чтобы людям нравилось – нужно все делать хорошо и красиво. Важно первое впечатление об усадьбе, которое складывается еще на этапе выбора будущего места отдыха. Ведь если человек приедет, посмотрит и ему не понравится – он поедет дальше. Хозяину нужно уметь общаться с людьми, потому что если ты встретишь гостей с хмурым видом, то они подумают, а не поехать ли в другое место.

— За чем приезжают экотуристы?

— Если одни приезжают поспать и пожарить шашлык, то другие, особенно россияне, занимаются активным туризмом. Они ночуют, утром пьют кофе и поехали: Мир, Беловежская пуща, Браславские озера, куда только не ездят. Некоторые просят быть гидом и показать им интересные места Беларуси. Большинство интересуется памятниками архитектуры, местами, связанными с военной историей. Многие гости посещают города республики, спортивные мероприятия. Менее чем через год в Минске пройдет Чемпионат мира по хоккею – ожидаем наплыва посетителей, в особенности россиян, которые могут сюда приезжать даже на машине.

Загородный коттедж как бизнес. Интервью с владельцем агроусадьбы, ч.2

— Влияет ли сезонность на поток агротуристов? Снижается ли их количество зимой?

— Не влияет. Более того, иногда летом бывает меньше клиентов, чем зимой. Связано это с тем, что летом доступны другие варианты отдыха, более дешевые, те же дачи, например. Кроме того летом можно отдыхать на озерах, поехать с палаткой в лес, и многие люди выбирают именно такую альтернативу. Зимой ее нет. Праздники же вроде свадеб или корпоративов бывают круглый год, а от проведения их в ресторанах сегодня многие отказываются, т.к. это зачастую неоправданно дорого и лимитировано по времени. В усадьбе же можно и отдохнуть и переночевать, плюс по деньгам это получается дешевле.

— У посетителей есть определенные критерии выбора будущего места отдыха. Есть ли критерии выбора самих посетителей? Гостем агроусадьбы может стать кто угодно или владелец также оценивает потенциальных клиентов?

— Молодежь до 20 лет я стараюсь не брать. Молодые ребята, когда заключают договор, обычно выглядят культурными и обещают, что все будет в порядке. Но когда они приезжают отдыхать, им достаточно выпить пива, чтобы начать вести себя не совсем адекватно: что-то случайно разбить, пойти гулять по деревне и подраться с кем-нибудь и т.п. Это не нравится ни мне, ни соседям. С такими случаями несколько раз доводилось сталкиваться.

Поэтому перед тем как дать или не дать согласие на размещение, я интересуюсь, с какой целью будет арендоваться усадьба, какой возраст отдыхающих. В то же время есть люди, которые берут всех, лишь бы заработать деньги. Как правило, это владельцы бюджетных усадеб. Я же хочу, чтобы люди приезжали отдыхать, заниматься туризмом, ездить смотреть достопримечательности и получать от этого приятные впечатления.

Загородный коттедж как бизнес. Интервью с владельцем агроусадьбы, ч.2

— А каково соотношение тех, кто приезжает отметить, например, свадьбу или провести корпоратив и тех, кто приезжает отдохнуть и посетить различные интересные места?

— С ноября по январь приезжает много россиян. Именно для того, чтобы путешествовать по республике. Да и летом тоже приезжают с этой целью. Но большая часть посетителей приезжает просто отдохнуть, тот же корпоратив провести: кушают, играют в игры, купаются. Часто отмечают свадьбы. А вот дни рождения отмечать приезжают редко, т.к. многие считают, что за деньги, которые нужно потратить на аренду коттеджа, проще купить водки и поехать на дачу или отметить на квартире.

В целом большинство посетителей – совершенно нормальные люди, которые приезжают отдохнуть, оздоровиться. И с каждым днем их становится больше.

— Когда агроэкотуризм только начинал развиваться, многие представляли себе агроусадьбу в виде деревенской хаты, в которой сохранился колорит сельской местности. Есть ли люди, которым интересно приехать и познать на себе жизнь села в полной мере?

— Практически нет. Дело в том, что мы живем в XXI веке – лапти на стене и колесо от телеги – это экспонаты музея. Такие усадьбы музейного типа нужны, но в минимальном количестве, иначе Беларусь будут сравнивать с лаптями и телегами. Сегодня это не современно и не очень интересно. День-два прожить в деревенском доме можно, но дальше вам станет скучно, и вы вряд ли захотите приехать туда во второй раз. А в современном коттедже на природе можно жить и неделю и две. Поэтому я считаю, что не нужно делать вокруг музеи и заманивать всех в XIX век.

— Игорь Леонидович, большое спасибо за интересную и содержательную беседу!

Как вам новость?
Головоломки