МАРТ готовит изменения в закон о торговле: под прицелом торговые цести

Министерство антимонопольного регулирования и торговли до конца сентября подготовит и внесет в Совет Министров законопроект, изменяющий и дополняющий закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь".

Законопроектом будут предусмотрены корректировки норм, направленных на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания, а также упрощение условий ведения бизнеса.

В частности, в целях гармонизации законодательства о торговле и антимонопольного законодательства будет скорректировано понятие "торговая сеть" в отношении определения группы лиц, "дискриминационные условия".

С целью прозрачности и добросовестности отбора торговыми сетями контрагентов для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, предполагается, что продавцы будут обязаны размещать условия отбора исключительно на своих сайтах в интернете. Также будет определена четкая регламентация состава информации об условиях отбора контрагента, установлен запрет на исполнение договоров, заключенных с нарушением требований закона о торговле.

"В настоящее время существует несколько наиболее часто используемых механизмов оплаты услуг торговых сетей по продвижению товара: наличие отдельных положений в договоре поставки, заключение договора об оказании услуг, предоставление покупателю скидок. В связи с необходимостью регламентации действий торговых сетей, направленных на продвижение товаров, будет введен термин "услуги по продвижению товара", — пояснили в МАРТ.

Под этим термином будут пониматься услуги, оказываемые поставщику продовольственных товаров в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальных выкладок, исследования потребительского спроса, маркетингу и другие подобные услуги, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Законопроектом будет предложено установить ограничения на приобретение, аренду дополнительных торговых площадей для торговых сетей, доля которых за предыдущий финансовый год превышает 20%, дополнительно в границах области и в целом по Беларуси, а также уточнить, что относится к иным действиям, направленным на увеличение торговой площади для розничной торговли продовольственными товарами.

Также предусматривается дополнение КоАП нормами, устанавливающими ответственность субъектов торговли и общественного питания за несоблюдение нормативных предписаний, предусмотренных статьями, направленными на защиту конкуренции.

МАРТ начал расследование в отношении торговых сетей

Министерство антимонопольного регулирования и торговли приступило к расследованию дискриминационных условий доступа товаров в торговые сети. Об этом сообщил 14 июня министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
 
"Мы начинаем расследование сформировавшихся торговых практик по обеспечению равных условий присутствия поставщиков в торговых сетях. Мы хотим войти в эту область, пока она достаточно не исследована. Торговой инспекции поставлена задача начать мониторинг", — отметил Владимир Колтович.
 
По его словам, с начала года в министерство поступили жалобы от ОАО "Красный пищевик", ГП "Сладкая страна", ИЧУПП "Смак", ОАО "Лидахлебопродукт", касающиеся возрастающего давления торговых сетей в части проблемного доступа на полочное пространство, навязывания невыгодной логистической схемы поставки продукции в торговую сеть.
 
"Мы не можем оставить такие обращения без внимания, поэтому начнем активно двигаться в направлении выявления степени давления и использования рыночной силы торговых сетей на поставщиков. Главным инструментом здесь является анализ их договорной практики. Именно посредством заключения договоров между сетями и поставщиками чаще всего предусматриваются дискриминационные условия, различные выплаты, дисконты, сборы", — пояснил министр. Владимир Колтович констатировал, что в итоге необходимо добиться, чтобы торговые сети открыто и прозрачно размещали информацию об условиях попадания товаров на полки.
 
"Таким образом, мы, не вторгаясь в личный коммерческий интерес торговых сетей, создаем публичность. И, надо сказать, эта публичность предусмотрена законом "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" еще с 2014 года. Мы будем настаивать, чтобы обязательность обеспечения доступа была осуществлена через официальное опубликование информации на сайте", — подчеркнул он. Министр отметил, что в ближайшее время планируется провести совещание с приглашением госорганов, представителей поставщиков и торговых сетей, чтобы довести до них позицию МАРТ.

Как вам новость?