29.12.2017 13:34
Экономика

2017 год запомнился целым рядом президентских указов и декретов, направленных на либерализацию экономической деятельности в Беларуси. Примечательно, что именно регулирование экономики указами и декретами дипломат одной из стран «Большой семерки» в Минске назвал в частной беседе с корреспондентом Телеграфа одной из главных причин отсутствия в Беларуси больших инвестиций из его страны. И попытки улучшить экономический имидж Беларуси как раз указами и декретами здесь вряд ли что-то изменят, ведь если так легко экономику либерализировать, то также легко можно и закрутить гайки. Тем не менее вспомним основные экономические нововведения 2017 года в хронологическом порядке.

Началось директивное изменение экономического законодательства со строительной отрасли. Так, 6 августа вступил в действие указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», который ввел государственные адресные субсидии для господдержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Их предоставляют на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам — также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получать субсидии могут все имеющие право на получение господдержки по указу от 6 января 2012 года № 13, а также ветераны боевых действий на территории других государств. Параллельно действует господдержка в виде льготных кредитов и субсидий с сохранением принципа одноразовости ее получения. Сумму господдержки рассчитывают исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства; условиями ее предоставления являются очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных.

Указ предусматривает, что в систему льготных кредитов на жилье "должны войти все банки". "Будет создана конкурентная среда. Банкам выгодно работать в гарантированном финансовом механизме, при котором государство субсидирует часть ресурсов", — пояснил вице-премьер Анатолий Калинин.

Примечательно, что принятие указа № 240 продемонстрировало всю проблему директивного управления, когда нормативные акты не проходят общественное обсуждение и парламентские чтения, из-за чего при их реализации зачастую возникают трудности. Так было и на этот раз. Планировалось, что со вступлением в силу указа утратит силу другой указ о господдержке молодых и многодетных семей — №585. Люди, которые рассчитывали на субсидии и взяли кредиты на жилье, попадали в трудную ситуацию – если до августа их дома не сдавали, по 585-му указу им субсидии им уже не полагались, а по 240-му – еще не полагались. В результате пришлось принимать дополнительный указ № 274, который продлевал действие 585-го.

Упрощение работы общепита в малых городах и на селе и агроэкотуризм

22 сентября Александр Лукашенко подписал указ №345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания", направленный на развитие этих сфер на селе и в городах с населением до 10 тыс. человек. Он предусматривает возможность установления на отдельных территориях особого режима налогообложения в торговле, общепите и бытовом обслуживании с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для ИП в размере одной базовой величины, а также других упрощенных условий осуществления такой деятельности. Кроме того, субъекты хозяйствования освободили от НДС, налогов на недвижимость и землю, арендной платы за земельные участки в госсобственности.

9 октября был подписан указ № 365 «О развитии агроэкотуризма», по которому владельцы агроусадеб могут оказывать широкий ряд дополнительных услуг. Агроэкотуризмом теперь может заниматься каждый, имеющий дом в сельской местности. Для этого больше не нужно менять целевое назначение земельного участка. Дом, в котором размещаются гости, может принадлежать как гражданину, оказывающему услуги в сфере агроэкотуризма, так и членам его семьи. Также допускается возведение гостевых домиков. Помимо этого, указ разрешает устраивать банкеты, юбилеи и другие торжественные мероприятия в агроусадьбах. 

Ремесленникам разрешили работать без регистрации ИП

А указ № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» расширил список видов ремесленной деятельности, которой можно заниматься без регистрации в качестве ИП. В него вошли все виды творчества, осуществляемые на основе ручного труда. Теперь ремесленники могут продавать свою продукцию не только на рынках и ярмарках, но и в своих мастерских, пересылать ее покупателям и рекламировать, в том числе в интернете.

Минимизация вмешательства контролеров в бизнес

16 октября Александр Лукашенко подписал указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», чтобы минимизировать вмешательство контролеров в деятельность предпринимателей и избавить бизнес от необоснованных проверок. Теперь контролеры будут делать упор на профилактику, расширят применение мероприятий технического, поверочного характера вместо проверок. Если субъект хозяйствования устранит нарушения, к нему не будут применять меры ответственности.

Вместо плановых проверок будут осуществляться выборочные и лишь при наличии комплекса оснований. При этом такие основания сокращаются, а контролеры будут проверять только факты и обстоятельства, ставшие причиной для проверки. Давать поручения на проверку по материалам, находящимся в производстве правоохранительных органов, больше не получится. Проверки будут проводиться только после возбуждения уголовного дела.

Также контролеры не смогут предписывать приостановление деятельность проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства, — они смогут лишь дать такую рекомендацию. Решение в таком случае будет принимать лишь руководитель предприятия. Однако он будет нести ответственность за свои действия по устранению нарушений.

А контролеров за грубые нарушения при проведении проверок будут наказывать штрафом в размере до 30 базовых величин. При КГК создан Межведомственный совет по контрольной деятельности, который при выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов сможет выносить рекомендации об устранении нарушений.

Кроме того, система ведомственного контроля переориентирует такие службы на проведение аудита и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. Также оптимизируется список надзорных органов и сфер их деятельности, из-за чего полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной деятельности сократится почти вдвое.

Стало можно отражать курсовые разницы в налоговом учете

А 28 декабря глава государства подписал указ «Об отражении курсовых разниц в налоговом учете». Согласно ему, суммы превышения положительных курсовых разниц над отрицательными, которые накопились в бухгалтерском учете к 31 декабря 2017 года, предстоит поэтапно отразить в составе внереализационных доходов организаций до конца 2018 года при перечислении в бюджет части прибыли. Это должно сделать в порядке и сроки, установленные главой организации. Заявляется, что указ позволит не допустить негативных финансовых последствий для организаций в виде одномоментного увеличения по итогам года налоговой базы по налогу на прибыль и отчислений части прибыли и обеспечит их стабильную работу.

Принят декрет о развитии предпринимательства при минимальном вмешательстве государства

23 ноября был принят декрет президента № 7 «О развитии предпринимательства». «В декрете реализован один из ключевых подходов, обозначенных главой государства, о минимальном вмешательстве государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя», — пояснил министр экономики Владимир Зиновский.

Прогрессивными моментами документа являются презумпция добросовестности субъектов хозяйствования; саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства госорганов в его деятельность; сочетание заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности; необходимость получения лицензии только для осуществления экономической деятельности, сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан; приоритетная направленность работы контролирующих органов на профилактику правонарушений, а не на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения; персонализация ответственности главы за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан; соразмерность наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате последствиям; максимальное использование информационных технологий во взаимодействии госорганов и субъектов хозяйствования; открытость и доступность субъектам хозяйствования текстов нормативных правовых актов.

Принят ряд послаблений и изменений в экономической деятельности. Так, в торговле, общепите, бытовом обслуживании населения не требуется разработка, утверждение и согласование схемы размещения их объектов. Они вправе самостоятельно устанавливать режим работы; субъекты общепита — изготавливать и реализовывать в своих объектах продукцию общепита с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения или настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами без получения лицензии и подтверждения соответствия.

Разрешено использовать гараж в качестве мастерской для оказания услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов гаражного кооператива, транспортным организациям — выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов; перевозить отходы производства без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства; допускать к выполнению международных автоперевозок грузов водителей независимо от стажа работы водителем; контролировать состояние водителей перед рейсом при допуске к выполнению международной автоперевозки грузов с использованием приборов и экспресс-тестов без проведения предрейсовых медобследований.

В рекламной деятельности теперь не нужно разрабатывать проектную документацию для размещения наружной рекламы. Также разрешено проводить рекламные мероприятия в маркетинговых целях в объектах общепита, бесплатно распространять пиво и слабоалкогольные напитки в объеме до пяти литров одному лицу в качестве призов при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общепита. Большое количество изменений предусмотрено для строительной области.

В налогообложении до 2020 года не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (что не мешает индексировать ставки налоговых пошлин в рублях). С 1 января 2018 года интернет-магазинам вернули УСН; суммы пени, начисленные при уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уменьшены вдвое. Взыскать неуплаченные налоги налоговая сможет только за пять последних лет пяти с момента уплаты; при расчете налогов будут учитываться и зачитываться переплаты, образовавшиеся в период более трех лет. Субсидиарная ответственность к учредителям и руководителям юрлица будет применятся только, если банкротство вызвано их умышленными действиями.

При этом введена новая норма административной ответственности на руководителей юрлица. За ненадлежащую организацию деятельности, повлекшую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, наложат штраф в размере от 10 до 200 базовых величин.

Декрет заявил необходимость корректировки уголовного законодательства относительно ответственности за совершение экономических преступлений. Кроме того, утверждены перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъект хозяйствования уведомляет местные власти; общие требования пожарной безопасности (сокращены в 12 раз), санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации строений, изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Примечательно, что декрет № 7 «О развитии предпринимательства» раскритиковали сами предприниматели. Как заявил председатель объединения «Перспектива» Анатолий Шумченко, документ не только не оправдал ожиданий, но и был разработан без учета мнения ИП. Он отметил, что его организация провела опрос, итоги которого свидетельствуют, что многие ИП даже не знали о таком «прекрасно разрекламированном декрете». По его словам, 76% опрошенных заявили, что этот декрет – не для ИП. При этом у 98% предпринимателей документ вызвал негативные отклики, а высшие баллы ему поставили лишь 2% респондентов.

Вишенка на торте – декрет о развитии цифровой экономики

Вишенкой на торте, если не самим тортом экономической либерализации, стал декрет № 8 о развитии цифровой экономики, также известный как декрет о ПВТ 2.0, о подписании которого стало известно 22 декабря. Декрет ставит своей целью привлечь в Беларусь крупные мировые ИТ-компании, чтобы они открывали здесь свои представительства, центры разработки и создавали здесь свой продукт. Почти все нормы декрета вступят в силу через три месяца.

Среди мер по либерализации условий ведения деятельности в сфере новых и высоких технологий основными являются беспрецедентные для региона условия для ИТ-компаний, которые являются резидентами Парка высоких технологий (ПВТ). До 1 января 2049 года продлен срок действия специального правового режима ПВТ. Его резидентами могут стать компании, осуществляющие разработку ПО или иную деятельность в сфере информационных технологий, включая киберспорт, майнинг, биржи криптовалют и прочее.

Для ПВТ сохранены существующие и введены новые льготы по налогам и взносам в ФСЗН. Так, резиденты освобождены от налога на прибыль и НДС, вместо которых они уплачивают 1% от валовой выручки в пользу администрации ПВТ. Они уплачивают подоходный налог с физлиц по сниженной ставке (9%), а взносы в ФСЗН рассчитываются от средней зарплаты по стране, а не от фактической (меньше в 3-4 раза).

«Продуктовые» IT-компании освобождены от НДС, возникающего у иностранных организаций, оказывающих резидентам ПВТ маркетинговые, рекламные, консультационные и некоторые другие услуги; обнулены ставки налога на доходы иностранных организаций применительно к доходам от отчуждения акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе резидентов ПВТ (при условии непрерывного владения ими не менее года), а также роялти, доходам от оказания рекламных услуг и некоторых других доходам, выплачиваемым им резидентами ПВТ.

Резиденты ПВТ смогут совершать операции с электронными деньгами без ряда ограничений; без разрешения Нацбанка открывать счета в иностранных банках и иных кредитно-финансовых организациях, получать на них деньги; проводить в уведомительном порядке валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляемые на основании разрешения Нацбанка; при операциях с нерезидентами Беларуси единолично составлять первичные учетные документы. А законодательство о проведении и контроле внешнеторговых операций на операции с участием резидентов ПВТ не распространяется.

Резидентам ПВТ позволено заключать с третьими лицами договоры активно применяемые в международном бизнесе: соглашения о предоставлении опциона на заключение договора и опционные договоры; договоры конвертируемого займа; соглашения о возмещении имущественных потерь; соглашения об ответственности за переманивание работников; non-compete соглашения с работниками c выплатой им компенсации, за период действия non-compete обязательств; выдавать безотзывные доверенности.

Также резидентам ПВТ не придется получать разрешения на прием на работу иностранцев. А иностранцам в упрощенном порядке будет выдаваться разрешение на временное проживание в Беларуси; отменены визы для иностранных работников и учредителей резидентов ПВТ. До 180 дней увеличен максимально допустимый срок их временного пребывания.

Кроме того, Беларусь создает беспрецедентные условия по регулированию оборота цифровых валют и токенов. Так, юрлица смогут владеть токенами, создавать и размещать собственные токены через резидентов ПВТ; приобретать, отчуждать их и совершать с ними иные операции только через биржи криптовалют и операторов обмена криптовалют. Физлица смогут владеть токенами; осуществлять майнинг; обменивать токены, приобретать и отчуждать их за рубли, валюту, электронные деньги, дарить и завещать. Деятельность физлиц по майнингу, приобретению и отчуждению токенов не признается предпринимательской, а токены и доходы от операций с ними не подлежат декларированию. До 1 января 2023 года не признаются объектами налогообложения обороты от различных операций с токенами.

«За один шаг страна принимает самые современные бизнес-практики и финансовые структуры. Это открывает двери для абсолютной глобализации, позволяя компаниям заключать соглашения, регулируемые любым иностранным законодательством. Она использует свое естественное геополитическое преимущество в качестве безопасного убежища для технологов. В то время, когда американские инвестиции в российскую ИТ-инфраструктуру сократились до нуля, а Украина страдает от беспорядка, Беларусь максимально либерализовалась», — считает один из разработчиков декрета Виктор Прокопеня.

Однако с декретом не все так просто, как заявляется. Так, документом будет создан наблюдательный совет, состав которого утверждает лично президент и который будет следить за выполнением резидентами ПВТ норм декрета. При их невыполнении резиденты ПВТ утрачивают право на льготы за весь год, в котором допущено нарушение, и обязаны уплатить за этот период налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет без использования утерянных льгот. При этом к ним будут применены меры ответственности за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов, нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации и начислены пени по налоговому законодательству.

А экономист Сергей Чалый рассказал о неточностях и недоработках в декрете, например, относительно услуг глобальных компаний, которые уже облагаются НДС («налог на Google»): "То есть, российские компании уже платят этот налог. Ребята, а сколько потребуется времени, чтобы они подумали: слушайте, мы регистрируем в Беларуси «дочку», делаем все то же самое, только через нее – и вот уже этот налог в России не платится. И сколько потребуется времени, чтобы Россия поняла, что это очередной Клондайк, такой же как с санкционкой. И сколько понадобится времени, чтобы они начали на это реагировать?".

Эксперт также отметил проблемные места в сферах деятельности, связанных с выпуском криптовалют.

Экономические планы на будущее

Озвучили белорусские власти и некоторые планы на будущее. В частности, подготовлен проект указа о жилищных сбережениях, который должен начать работать, когда инфляция будет однозначной цифрой. Когда это точно произойдет, пока неизвестно. В течение года обещано и появление ипотеки. Сейчас прорабатываются механизмы регулирования некоторых вопросов. Например, изъятия квартиры, если гражданин не сможет выплачивать долг.

А минтруда подготовило проект указа об уплате ИП-плательщиками единого налога страховых взносов пропорционально отработанному времени. Согласно ему, ИП, приостанавливающие деятельность, освободят от обязательной уплаты страховых взносов в ФСЗН. Они смогут делать отчисления на добровольной основе. Но пока говорить о сроках принятия указа рано.

Также и депутаты рассмотрели ряд законопроектов, которые пока не подписаны. Так, 14 декабря, Палата представителей приняла во втором чтении законопроект о либерализации административной ответственности для бизнеса. Согласно ему, по 45 статьям Кодекса об административных нарушениях снизятся штрафы для предпринимателей за нарушения. В 21 норме об ответственности появится такая мера воздействия, как предупреждение. Одним из значимых изменений является значительное сокращение статей в КоАП о конфискации имущества. Обязательная сохраняется только в отношении запрещенных к обороту вещей. Вводится и возможность частичной конфискации дохода, а не всей суммы. К тому же в 14 нормах конфискация будет заменена штрафом, размер которого увяжут от стоимости предмета правонарушения.

Кроме того, на рассмотрении депутатов находится законопроект, предполагающий отказ от планов приватизации предприятий, поскольку "существующий порядок себя не оправдал". Как рассказал зампредседателя парламентской комиссии по экономической политике Леонид Брич, лучше приватизировать предприятие, когда оно само к этому готово, когда и государство хочет его продать, и найден инвестор, и готов весь пакет документов для продажи. Также, согласно документу, теперь начальную стоимость активов и акций предприятий предполагается определять по рыночной стоимости, а не по государственной оценке. Когда законопроект будет доработан, депутаты рассмотрят его во втором чтении.

Что касается политической либерализации, то белорусам она пока не светит. Разве что «жесточайшая либерализация», как высказался глава МВД Игорь Шуневич, относительно новой редакции закона о массовых мероприятиях, которая формально дает больше возможностей, но по факту еще более ущемляет и так сильно ограниченное право на неофициальные митинги, пикеты и демонстрации.

Следите за новостями так, как вам удобно:

Подпишитесь на новостную ленту Telegraf.by в удобном для вас сервисе и ничего не пропускайте!

Дзен Новости Google Новости Telegram Facebook VK.com OK.ru Пульс