Обнародован проект Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2018 (текст)

Республиканская конфедерация предпринимательства обнародовала 12 февраля проект «Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2018». После работы редакционной комиссии Платформу планируется утвердить на XIX Ассамблее деловых кругов Беларуси, которая состоится 1 марта 2018 года. Телеграф предлагает вам ознакомиться с текстом проекта Платформы:

Предисловие

 

В 2018 году производителей товаров и услуг Беларуси из разных секторов, регионов вне зависимости от формы собственности, размера, страны происхождения или организационно-правовой формы объединяет одно – ожидание выполнения Декрета Президента № 7 «О развитии предпринимательства» и целого пакета решений, направленных на раскрепощение предпринимательства, создание современных институтов быстрого, долгосрочного инклюзивного экономического роста. Выполнению этих задач будет способствовать реализация положений Декрета Президента № 8 от 21.12.2017г. «О развитии цифровой экономики», который призван усилить сравнительные преимущества Беларуси и её традиционной экономики.

Бизнес Беларуси ждёт реализации принципов верховенства права и презумпции добросовестности, конституционного равенства условий хозяйствования и защиты права собственности, справедливой конкуренции и честных правил игры на рынке.

Бизнес ждёт сокращения налоговой и регуляторной нагрузки, уменьшения транзакционных издержек и вмешательства государственных органов в коммерческую деятельность.

Бизнес ждёт декриминализации экономической деятельности, прекращения порочных практик разорения производителей товаров и услуг штрафами, конфискационными мерами и неплатежами. Понятию «лжепредпринимательство» не место в стране, которая намерена превратить малый и средний бизнес в локомотив развития и роста. Практика применения понятий «незаконная предпринимательская деятельность», «субсидиарная ответственность» вылились в серьёзный барьер для модернизации страны и развитию предпринимательского капитала.

Бизнес рассчитывает на то, что в 2018 году создать и управлять производством товаров и услуг в Беларуси будет дешевле, выгоднее и надёжнее, чем у наших конкурентов, что национальный предпринимательский капитал будет источником знаний, опыта и решений проблем для органов госуправления на национальном и местном уровне.

В свою очередь предпринимательство страны готово активизироваться в сфере привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и инклюзивного внедрения новейших технологий. Белорусский бизнес готов существенно увеличить поступления в бюджет, противодействовать коррупционным практикам, интегрировать экологические и гуманитарные проекты в свою деятельность, если правительство превратит слова декретов, указов и постановлений в реальные дела.

Национальная платформа бизнеса Беларуси 2018 года (НПББ) – это своеобразный тест бизнеса и власти на доверие друг к другу, проверка государственно-частного партнёрства, обкатка новых механизмов принятия и реализации решений в сфере экономической политики. Что написано в декрете, должно быть реализовано на практике. Меньше бюрократического регулирования – больше саморегулирования бизнеса. Меньше проверок – больше ответственности производителей перед потребителями. Меньше штрафы и наказания – больше возможностей исправлять ошибки и сохранять рабочие места. Меньше налоговая нагрузка – больше ресурсов для конкурентоспособного производства. Меньше коммерции в руках органов госуправления – больше эффективности в управлении ресурсами и активами. Отказ от галочно-палочной системы отчётности – курс на честную статистику и объективные данные.

Президент впервые в истории назвал себя омбудсменом национального бизнеса. В новом составе заработал Совет по развитию предпринимательства. Представители бизнес сообщества вместе с независимыми экспертами и правительством работают над Стратегией развития предпринимательства Беларуси до 2030 года. При многих органах госуправления созданы и работают Общественно-консультативные советы. Динамично развивается инфраструктура поддержки предпринимательства. Глава государства на встрече с бизнес сообществом признал малый и средний бизнес важнейшей составляющей устойчивого развития экономики, потребовал от органов госуправления не ограничивать инициативу людей, не чинить препятствий для добросовестных предпринимателей и не ограничивать право бизнесменов на разумный риск. Теперь правительству и бизнесу нужно проявить взаимное уважение, настроить партнёрство так, чтобы решить не только свои задачи, но, что гораздо важнее, ответить на сложные вывозы рынка труда, реформы образования, здравоохранения и устойчивости пенсионной системы.

Платформа-2018 даёт ответ на вопрос главы государства, оптимальны ли принятые им меры по развитию предпринимательства, устанавливает, соответствует ли практика правоприменения поставленным Президентом задачам.

Платформа-2018 – это документ, который конкретизирует переход от законодательных деклараций и решений к практике принятие решений министерствами, исполкомами, контрольными и правоохранительными органами.

Платформа-2018 – это конкретные предложения консолидированного бизнес сообщества. Их выполнение является показателем уровня доверия между бизнесом и властью, степени консолидации прогрессивных сил для реализации стратегии обновления.

В 2018 году Беларусь опять оказалась на сложном перекрёстке своего развития. Нашей стране нужны не столько тысячи мелких разрозненных актов законодательства, сколько ясная, чёткая стратегия долгосрочного развития страны в свете новых возможностей, вызовов и рисков. Эта стратегия должна быть общим, консолидирующим мнением общества, бизнеса и государства, служить базой для всей законодательной и регуляторной деятельности. Её разработка обусловлена как внешними, так и внутренними факторами.

Основными внешними факторами являются быстрое распространение и внедрение технологий IV промышленной революции, растущая конкурентоспособность российских производителей товаров и услуг, эскалация геополитических и военных конфликтов. Внутренние факторы, которые требуют консолидации политических, экономических, гражданских и культурных элит – это истощение потенциала роста и развития традиционных коммерческих организаций и секторов, высокий уровень государственного долга, хроническое отставание Беларуси по производительности труда и капитала, чрезмерная концентрация внешней торговли на небольшой группе товаров и на малом количестве стран, низкое качество государственного и корпоративного управления, высокое демографическое напряжение и слабые институты защиты прав частной собственности.

В Беларуси реализуется много международных инвестиционных проектов. Есть у нас китайский «Великий камень», арабские инвестиции в недвижимость и землю, российские проекты в сфере природных ресурсов. Мы приветствуем партнёрство, технологии и ресурсы иностранного бизнеса. При этом мы считаем, что Беларуси нужен проект «Великий белорусский предприниматель». НПБ-2018 – это поддержка его продвижения и реализации. Только этот проект имеет потенциал обеспечить ежегодные темпы роста экономики 6 – 10% ВВП на протяжении, как минимум, 20 лет, реальную зарплату в $1000 – 1500, кредитные ресурсы под 2 – 4% в год. Только этот проект может остановить и повернуть вспять демографическую катастрофу, увеличить расходы на образование и здравоохранение, реализовать на практике принцип солидарности поколений.

 

I. Введение

 

В 2017 году после двух лет рецессии экономика Беларуси показала рост 2,4% ВВП. Благоприятная внешняя ситуация, достижение выгодных договорённостей с Россией по энергетическим товарам и кредитам, повышение качества денежно-кредитной политики, значительные внешние заимствования стали основными причинами относительно хорошего результата. Экономический рост Беларуси оказался существенно выше роста экономики России (1,5% ВВП). Промышленное производство выросло на 6,1%, сельское хозяйство – на 4,1%, инвестиции в основной капитал – на 5,3%, экспорт товаров и услуг на 21%1. По мнению международного валютного фонда «хотя ключевые макроэкономические и финансовые условия немного улучшились, предстоит большая работа для поддержки планов властей по достижению амбициозных целей до 2020 года без увеличения дисбалансов и при снижении уязвимости. Внешний государственный долг высокий, среднесрочные потребности его финансирования значительны, а балансы банков слабые. Ключевые структурные реформы реального сектора идут медленно на фоне желания сохранить сильную роль государства в экономике и поддержку существующей социальной системы»2.

Международные организации прогнозируют Беларуси застревание в стагнационной ловушке вплоть до 2022 года (темпы роста ВВП не более 2,2%). С учётом среднемировых темпов роста, а также роста развивающихся стран более 4% ВВП Беларусь ждёт дальнейшее отставание от ведущих стран мира. Высока вероятность, что до 2020 года Беларуси по ВВП на душу населения выпадет из первой сотни стран мира по ВВП на душу населения. В середине 2000-ых наша страна была в седьмом десятке. В 2017г. ВВП на душу населения составил $5585 (92-ое место в мире)3, в то время как Китай занял 73-ое место с показателем $8583 на душу населения, Казахстан на 72-м ($8585), Россия на 65-м месте ($10248), Польша на 56-м месте ($13429), Чили на 53-м месте ($14314), Латвия на 50-м ($15402), Литва на 48-м ($16443), Эстония на 39-м месте ($19038), Чехия на 38-м ($19818). Среднемировой ВВП на душу населения в 2017г. составил $10038, что почти на 80% больше, чем в Беларуси.

С рекордной величины $78,7 млрд. в 2014г. ВВП Беларуси резко сократился до $47,4 млрд. в 2016г., т. е. на $31,3 млрд. или на 39,8%. Данный шок является следствием накопления управленческих, инвестиционных и макроэкономических ошибок. В 2017г. ВВП оценивается на $53,3 млрд. Это на $5,9 млрд. больше, чем в 2016г., но всё ещё $25,4 млрд. меньше, чем было в рекордном 2014г. Развитие экономики темпами ~2% ВВП в год не позволит экономике восстановить уровень 2015-го года даже к 2025 году. Хроническое отставание по темпам роста от среднемировых, особенно развивающихся стран увеличивает риски застревание в ловушке стагнации и низких доходов.

Увеличение темпов роста до 5 – 7% в год без изменения структуры собственности, параметров правовой, экономической среды для производителей товаров и услуг, с учётом накопленных долгов, ошибок и институциональных дефектов маловероятно. Сохранение благополучной внешнеэкономической конъюнктуры в 2018-2019гг. не прогнозируется, особенно в свете резкого роста волатильности фондовых площадок, валютных рынков, роста торгового протекционизма и количества интенсивных межстрановых конфликтов.

В 2017г. белорусская экономика не расширила сферу рыночных отношений. Государство сохранило контроль над ~ 75 — 80% ресурсов и активов страны, перераспределяя через органы государственного управления с учётом забалансовых расходов ~45% ВВП. Диалог властей с представителями малого и среднего бизнеса привёл к принятию целого пакета решений только в конце года. Его практическое применение станет возможным только после принятия поправок в десятки актов законодательства. Реальную выгоду в виде снижения издержек ведения бизнеса предприниматели смогут почувствовать, в лучшем случае только в 2019 году. Незначительные законодательные улучшения для самозанятости, ремесленничества, агроусадеб, а также сектора розничных продаж при адекватной практике правоприменения начнут позитивно влиять на экономику во второй половине 2018 года. Значит, производители товаров и услуг будут вынуждены работать в условиях практически неизменно высоких регуляторных и транзакционных издержек. Диалог бизнеса и власти по поводу снижения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы также перенесён на 2018 г. В лучшем случае улучшения можно ждать лишь с 2019 году. Высокие ожидания бизнеса от активизации партнёрства бизнеса и власти в сфере управления рискуют натолкнуться на негативную практику правоприменения, игнорирование самых острых для бизнеса проблем и сохранения дискриминационных практик в отношении частного бизнеса. Попадание в ловушку затянувшихся ожиданий грозит эмоциональным выгоранием, глубоким разочарованием и отказом десятков тысяч людей от занятия предпринимательской деятельности. Это одна из самых больших угроз для предпринимательства Беларуси в 2018 году.

Не вызывает сомнения прогресс Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing business. В DB-2018 2018 Беларусь оказалась на 38-м месте4. В середине 2000-ых наша страна была почти на сто позиций ниже. Однако десять параметров индекса Doing business – это лишь небольшой фрагмент всех значимых параметров делового климата. Причём даже среди этих десяти есть очень разные по влиянию на производителей товаров и услуг факторы. Открытие бизнеса, регистрация имущества – это одно, а вот налоговая нагрузка, защита права собственности и доступ к кредитам – это другие, более значимые для производителей товаров и услуг факторы. Поэтому ставить знак равенства между высоким местом в рейтинге Doing business и качественным деловым климатом нельзя, особенно в стране, где доминирующую роль в экономике продолжает играть государство.

Среди других критически важных параметров делового климата отметим качество государственного регулирования. Его оценивают эксперты исследования Института Всемирного банка в индексе качества госуправления. По итогам 2016г. Беларусь по фактору «учет мнения населения и подотчетность государственных органов» имела показатель «-1,39» или 10,34%, т. е. наша страны оказалась лучше только 10% стран и заняла ~170-ое место в мире5. По фактору «политическая стабильность и отсутствие насилия/ терроризма» у нас «0,12» или 50,48% (95-ое место). По фактору «эффективность работы правительства» Беларусь имеет «-0,51» или 36,06% (125-ое место), по «качеству государственного регулирования (законодательства) – «-0,94» или 16,35% (160-ое), по «верховенству права» — -«0,78» или 22,12% (150-ое место), по «контролю над коррупцией» — «-0,29» или 47,6% (100-ое место).

Получается, что по целому ряду критически важных параметров делового климата и экономического развития в целом – качество госрегулирования, эффективность правительства, качество институтов защиты прав частной собственности, условия для открытой конкуренции – Беларусь находится на 150 – 170-ых местах среди 195 стран мира. При таком качестве госуправления и законодательной базы достижения страны по факторам индекса Doing business блокируются. Государство – собственник увеличивает издержки, создаёт серьёзные проблемы государству – регулятору. Государство – контролёр не может навести порядок у государства – менеджера.

В Беларуси около 80% ресурсов, активов и земли находится в государственной собственности. Оценочно стоимость находящегося в руках политиков и чиновников (распорядители чужого) активов составляет ~$130 млрд. Исполкомы и государственные коммерческие организации являются крупнейшими владельцами земли и недвижимости. В 2017г. доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, составили ~ BYN266 млн. или ~$140 млн6. Для сравнения по штрафам в бюджет поступило ~BYN195 млн. Доходы от использования госимущества составили ~BYN1,88 млрд., из которых на дивиденды пришлось BYN1,5 млрд. Эти показатели вкупе с финансовыми результатами госпредприятий (с учётом денежной и административно-правовой поддержки) говорят о крайне низком качестве управления национальным богатством. Это вывод подтверждают МВФ и Всемирный банк. Так в страновом докладе МВФ № 17/384 по Беларуси, опубликованном в конце декабря 2017г.7 представлено сравнение качественных параметров управления государственного и частного сектора. В 2013-2016гг. доходность капитала у госпредприятий была в среднем в три раза меньше, чем в частном секторе. Чистая операционная прибыль госпредприятий, как отношение к инвестициям в основной капитал, была в среднем в 2,5 – 3 раза меньше. В строительстве в 2013-2016гг. доходность используемого капитала в секторе госпредприятий была в среднем в восемь раз меньше, чем в частном секторе. Финансовые результаты в промышленности показывают, что госпредприятия «менее прибыльны, менее ликвидны и менее эффективны в использовании имеющихся ресурсов». В этом секторе операционная прибыль госпредприятий была в 1,5 раза меньше, чем в частных компаниях, а доходность капитала была в 1,7 раза ниже.

Таким образом, частные коммерческие организации Беларуси доказали свою эффективность и значительные преимущества по сравнению с сектором государственных предприятий. Значит, для нашей страны критически важно существенно расширить частный сектор для обеспечения быстрого, долгосрочного, инклюзивного роста. Однако приватизация практически полностью заблокирована. Не работает механизм передачи не используемого и неэффективно используемого республиканского и коммунального имущества частному бизнесу, что предполагает Директива Президента № 4 от 31.1.2010. Более того, местные органы власти злоупотребляют своими полномочиями арендатора земли и недвижимости, нарушая права собственности частного бизнеса, блокируя возможность качественного корпоративного планирования своей деятельности. В 2017г. административно-правовое поле в данной сфере не стало более стабильным и предсказуемым. Институт частной собственности не укрепился. В экономике сохранялся особый режим деятельности для номенклатурно избранных государственных предприятий, что явным образом нарушало требования антимонопольного законодательства и логику единого экономического пространства внутри Беларуси.

В 2017г. правительство Беларуси проводило относительно мягкую денежно-кредитную и бюджетно-налоговую систему. Списание и реструктуризация старых долгов, предоставление новых дешёвых кредитов для номенклатурных фаворитов, сохранение других преференций и привилегий, искусственная накачка внутреннего спроса – всё это примеры активизации инструментов старой экономической политики, которая в последние 10 лет приводила к серьёзным кризисам. Так в 2017г. рост реальной зарплаты составил 6,2% при увеличении производительности труда на 3,6%.

Административное давление на производителей товаров и услуг увеличить зарплату привело к накоплению иррациональных, усугубляющих финансовое положение предприятий решений. Средняя номинальная зарплата в Беларуси в декабре 2017г. составила BYN995,3 рубля или по декабрьскому курсу $494,18. В ноябре 2017г. номинальная зарплата была BYN836,9 рублей, т. е. на BYN158,4 рубля меньше. В долларовом выражении зарплата в ноябре была $419,6, т. е. на $74,5 меньше. В январе 2017г. средняя номинальная зарплата была BYN720,7 что было на BYN80,9 меньше, чем в декабре 2016г. По январскому курсу это было $369,7. Получается, что с января по ноябрь 2017г. зарплата в Беларуси выросла на $49,9, а потом, всего за один месяц, в декабре – сразу на $74,5. Научного, коммерческого оправдания для такого рода политики доходов нет.

В 2017г. объём наличных денег в обращении увеличивается более чем на 31%, активная рублевая денежная масса — более чем на 37%, денежная база – почти на 57%, рублёвая денежная масса – более чем на 30%, а широкая денежная масса на 17,4% (после весьма умеренного роста в 2016г. на 3,8%)9. Долги по выданным в BYN-кредитам выросли на 21,3%. Для сравнения в 2015-2016гг. объём BYN-рублёвых кредитов увеличился всего на 1,9%. В 2017г. долги по выданным кредитам в валюте сократились на 2,7%, а за 2015-2016гг. было сокращение на 23,9%. Объём потребительских кредитов вырос на целых 78,4%. Для сравнения в 2015-2016гг. их объём сократился на 1,6%10. Таким образом, состояние денежного и финансового рынков в начале 2018 года можно назвать зыбкой стабильностью с высоким уровнем уязвимости к внутренним и внешним рискам. Вероятность эскалации негативных тенденций высока.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) весьма критически оценивает состояние существующий институтов с точки зрения выхода на траекторию быстрого долгосрочного экономического роста. По шкале от «1» до «10» (самый лучший показатель) наша страна по фактору «конкурентоспособность» получила 4,99 баллов11. Это лучше, чем у Украины и Казахстана, но хуже, чем в России, Польши и Литвы. Более чем за 20 лет Беларусь не прошла и половину пути к институтам, обеспечивающим конкурентоспособность. Речь идёт о рыночной инфраструктуре, стандартам ведения бизнеса, наличии способности добавлять ценность и делать инновации, качественное управление на уровне государства и коммерческих организаций.

По фактору «качество управления» у Беларуси 4,32 баллов. В условиях, когда в руках распорядителей чужого (политиков и чиновников) находится ~80% активов страны, когда через органы госуправления проходит ~45 — 50% ВВП, низкое качество госуправления является ключевой причиной торможения экономики и застревания страны в стагнационной ловушке. По фактору «жизнеспособность или устойчивость» у Беларуси самый низкий показатель среди всех переходных стран – 4,17 баллов. Наконец, по интегрированности у нашей страны 5,38 баллов. Существенно ограничив институты демократии, правового государства и экономической свободы, белорусские власти получили гораздо худший результат по ключевым социально-экономическим индикаторам, чем те, что сделали ставку на открытость внешней торговли, частные инвестиций и финансы.

В точки зрения ЕБРР, «для повышения потенциала экономического роста нужны более глубокие структурные реформы. Они должны быть нацелены на перестройку сектора государственных предприятий и постепенную отмену директивного кредитования, которое ведет к нерациональному расходованию финансовых ресурсов, лишая частный сектор возможностей для органического роста»12.

Плохая демография, слабый кредитный рынок, отставание по производительности и конкурентоспособности – в таком состоянии без структурных, системных изменений выход из стагнационной ловушки невозможен. В конце 2017г. это подтвердил МВФ: «Нагрузка, связанная с внешним и государственным долгом, высока. Международные резервы значительно выросли в 2017 году, но по-прежнему находятся ниже безопасных уровней. Балансы предприятий и банков оказались ослаблены в результате девальвации и рецессии. За некоторыми исключениями, сектор, в котором доминирующее положение занимают государственные предприятия, остается неэффективным и нуждается во вливании средств из бюджета, по-прежнему тормозя экономический рост. Товарные рынки и рынок труда остаются негибкими, а роль частного сектора относительно мала»13.

В 2010г., в разгар реализации широкомасштабной государственной программы модернизации предприятий, рабочая сила Беларуси составляла 4742,2 тысячи. 2018-ый год мы начали с рабочей силой на 395 тысяч меньше. И ещё за это время число пенсионеров увеличилось почти на 300 тысяч. В 2016г. число уволенных превысило число принятых на работу на 108105 человек, в 2017г. – на 41113 человек14. Сокращение рабочей силы за последние два года почти на 150 тысяч человек свидетельствует об аккумуляции ошибок в промышленной, инвестиционной и социальной политике. Все эти проблемы косметическими мерами не решишь, набором постановлений Совета Министров не ликвидируешь. Понимание глубины и сложности проблем среди органов госуправления растёт медленно, а их нейтрализация конкретными актами законодательства отстаёт ещё больше.

Результатом законотворческой прокрастинации по сокращению налоговой и регуляторной нагрузке является ухудшение финансового здоровья производителей товаров и услуг, потеря конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, бегство финансового и человеческого капитала из страны, а также перевод экономической деятельности в «серую» экономику. Так по оценке экспертов МВФ размер теневой экономики в Беларуси в 2015г. 32,37% ВВП, а за период 2004-2015гг. составил 44,52% ВВП15. Издержки упущенной выгоды только государственного бюджета от такой деятельности оцениваются на $3 – 5 млрд. ежегодно. Таким образом, снижение налоговой и регуляторной издержки, укрепление правовых институтов защиты частной собственности, увеличение частного сектора является источником дополнительных налоговых поступлений в бюджет в объёме 7 – 10% ВВП в дополнение к страновой выгоде в виде ежегодного создания десятков тысяч новых рабочих мест, преодоление технологического отставания страны, диверсификации экономики и резкого удорожания материальных и нематериальных активов страны.

Сравнительный анализ уровня зарплаты и накопленного богатства Беларуси со странами Европы подтверждает необходимость превращения частного бизнеса, национального предпринимательства в основной локомотив развития и роста. По данным Организации экономического развития и роста (ОЭСР) среднегодовая начисленная валовой зарплата на одного работника (полная ставка) (average annual gross earnings per fulltime employee) в $-долларах по паритету покупательной способности 2016г. в Чехии составляет $23722, Эстонии — $23621, Чили — $28434, Германии — $46389, Ирландии — $51681, Ю. Корее $32399, Японии — $39113, Латвии — $22389, Литве — $22949, Польше — $25921, Швеции — $42816, США — $6015416.

Данные немецкой организации GfK из нового доклада «Покупательная способность в Европе 201717» (Purchasing Power Europe 2017) подтверждают отставание Беларуси от стран Европы по уровню располагаемых доходов. Из 42 стран Беларусь заняла 40-ое место, что лучше только Молдовы и Украины. В 2017г. европейцы потратили на потребительские товары и услуги €9,4 трлн., что на 1,9% больше, чем в 2016г. В рейтинге 2017г. покупательная способность на одного жителя Беларуси составила €2558. Это всего лишь 18,4% от среднеевропейского уровня, который составляет €13937,3. Такой результат является следствием несоответствия нынешней структуры экономики, её основных институтов стратегической цели страны. Покупательная способность денег на руках у беларуса в 5,45 раз меньше, чем в среднем по Европе – такой результат более чем 25-летнего игнорирования экономической свободы, частной собственности и открытой конкуренции.

Третий важный социально-экономический показатель – чистое (за минусом долгов) богатство домашних хозяйств – household net wealth. Он показывает, сколько материальных благ сумели накопить семьи с их уровнем текущего дохода (за исключением пенсионных накоплений). Под богатством понимается стоимость всех активов: финансовых (депозиты, акции, облигации, финансовые инструменты) и нефинансовых (кроме жилья). В Эстонии домашние хозяйства накопили чистого богатства на $162,15 тысяч, Чили — $104 тысячи, Германии — $260,2 тыс., Ирландии — $223,9 тыс., Ю. Корее $273,9 тыс., Латвии — $70,2 тыс., Польше — $51,5 тыс., Голландия — $157,8 тыс., США — $452,9 тыс.

25 лет назад Беларусь была примерно на одном социальном уровне с Чехией, Польшей и Эстонией. Сегодня по валовой зарплате наша страна отстаём от Чехии и Эстонии в 2,5 – 3 раза, Польши – в 2,7 — 3,2 раза, Швеции – 5 — 5,5 раз, Ирландии- 6 – 6,5 раз. Что касается чистого богатства домашних хозяйств, то белорусские семьи по этому показателю в разы отстают даже от тех стран Центральной и Восточной Европы, которые в середине 2000-ых вступили в Евросоюз.

В отличие от ирландцев, эстонцев или поляков беларусы практически лишены возможности инвестировать в ценные бумаги за рубежом. Свой внутренний фондовый рынок не представляет коммерческого интереса для белорусских домашних хозяйств и бизнеса. Регулярные волны девальвации и хронически высокая инфляция также не способствовали накоплению богатства. Поэтому в нашей стране чистое богатство среднего белорусского хозяйства оценивается на ~$15 – 17 тысяч, что в 3 – 5 раз меньше, чем в странах, которые 25 — 30 лет назад сделали ставку на частную собственность, свободную торговлю, открытую конкуренцию и динамичное развитие национального предпринимательства. НПБ-2018 нацелена именно на совместную работу с властями именно по этим направлениям.

 

II. Видение будущего Беларуси

 

В КАКОЙ СТРАНЕ МЫ ХОТИМ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ

 

«Национальная платформа бизнеса Беларуси» является частью системных мер по созданию Беларуси будущего – суверенного, благополучного, европейского государства. Её потенциал будет полностью раскрыт только в рамках реализации Стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Беларуси нужны не просто технократические решения, станки, кредиты и инвестиций. Нам нужен общественный консенсус, атмосфера доверия и законодательная платформа созидания Беларуси будущего.

Беларусь будущего – это страна, в которой безопасно ходить по чистым улицам, легко рожать и воспитывать детей, полноценно реализовывать себя в предпринимательстве, с открытой душой помогать попавшим в беду, достойно и в достатке встречать старость.

Это страна, где комфортно отдыхать и легко организовать бизнес, где трудолюбивому, ответственному, трезвому человеку легко найти работу. В ней культура и общественные нормы не допускают пьянства, мошенничества и работы, спустя рукава.

В нашей стране будущего каждому доступны качественное образование и здравоохранение. Мы гордимся гражданской солидарностью, поддерживаем активное участие в гуманитарных проектах и духовном развитии. Бизнесу выгодно и престижно поддерживать проекты в сфере культуры, образования, спорта, развития туризма, помощи детям и пожилым людям.

Мы видим Беларусь страной законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности. В ней соблюдаются права человека, надёжны институты защиты частной собственности, функционирует независимый компетентный суд, профессионально работают пользующиеся доверием граждан органы правопорядка.

Беларусь будущего – это страна с развитой финансовой системой, современными платежными системами, стабильными ценами, открытой конкуренцией банков, страховых компаний, пенсионных, инвестиционных, венчурных и других фондов, торговых сетей и розничной торговли. В ней главными моторами экономического роста являются кооперация большого и малого бизнеса, промышленная субконтрактация, развитые кластеры, публично-частное партнерство, диалог бизнеса и власти. Большие компании не дискриминируют малые, а доверяют им выполнение заказов. Иностранные инвесторы работают в таких же условиях на рынке, как отечественные – без льгот и привилегий по стране происхождения.

Беларусь будущего – это страна в эпицентре технологий IV промышленной революции, в которой цифровая экономика повышает конкурентоспособность традиционной. Интернет вещей и продвинутые роботы повышают производительность труда. Искусственный интеллект усиливает преимущества национального человеческого капитала. Технологии усиленной и виртуальной реальности широко применяются в образовании и популяризации культуры. Аддитивные технологии 3D позволяют подстроить производство под индивидуальные вкусы потребителей.

Государство концентрирует усилия на разработке качественных законов и безусловном их выполнении всеми. Выбор коммерческих проектов, определение путей инновационного развития, планирование бизнеса, поиск источников финансирования, определение параметров производства и торговли – всё это прерогатива делового сообщества. Роль государства – защитить права собственности, в том числе миноритарных акционеров, противодействовать образованию монополий, не допускать дискриминации малого бизнеса, обеспечить оперативное рассмотрение споров в судах, а также быстрое, беспрекословное исполнение судебных решений.

Беларусь будущего – это страна миллионов частных собственников земли, акций, недвижимости, пенсионных накоплений и других форм капитала. Земля является полноценным рыночным товаром. Она включена в коммерческий оборот при строгом соблюдении экологических норм и стандартов. Производством сельскохозяйственных то- варов занимаются как большие агропромышленные холдинги, так и малые фермерские хозяйства. Их кооперация позволяет успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках.

Права собственности миноритарных акционеров защищены от неправомерных действий как владельцев контрольного пакета, так и наёмных менеджеров. Они участвуют в принятии ключевых для развития акционерных обществ решений, в том числе по выплате дивидендов. Эффективная правовая система противодействует чиновничьей алчности, «черному рейдерству» и дискриминационным практикам большого бизнеса.

Беларусь будущего – это страна модернизированных больших заводов и фабрик, наших традиционных источников экономического роста. Они работают на современном оборудовании, выпускают товары по самым требовательным международным стандартам, финансируют свою деятельность на рыночных условиях. Сохранение лучшего промышленного наследия предполагает проведение честной, открытой приватизации с учётом интересов белорусских граждан и малого бизнеса.

Беларусь будущего – это страна, в которой легко построить дом или квартиру на свой вкус и по своему уровню доходов. Развитый рынок недвижимости, современная архитектура, ориентированные на потребителя процедуры согласования проектов, многообразие источников финансирования, открытая конкуренция строительных организаций и производителей стройматериалов – всё это позволяет в оптимальные сроки и с минимальными издержками решать жилищный вопрос.

Беларусь будущего – это страна современной инфраструктуры. Она является результатом полноценного публично-частного партнерства. Качественные автомобильные дороги, логистические центры, мировые стандарты в железнодорожном и водном транспорте, полноценное включение Беларуси в международные авиационные потоки, строительство современных аэропортов, развитие внутренней авиации – всё это абсолютно необходимо для реализации нашего странового преимущества, географического положения в центре Европы.

Конкурентоспособный потенциал физической инфраструктуру усиливает инфраструктура поддержки предпринимательства. В многочисленных центрах и инкубаторах людям помогают понять суть предпринимательства и начать бизнес, оказывают правую, логистическую и информационную поддержку.

Беларусь будущего – это полноценный рынок энергоресурсов. На нём у потребителей есть выбор производителей, отлаженно работают механизмы обеспечения энергетической безопасности. Мы активно работаем, используя топливно-энергетические ресурсы как России, так и других стран, активно реализуя транзитный потенциал и логистическую инфраструктуру.

В Беларуси будущего используются передовые информационные и телекоммуникационные технологии. Бесплатный высокоскоростной интернет во всех школах, университетах и библиотеках, свободный доступ к лучшим информационным базам мира являются неотъемлемой частью системы образования, бизнес-коммуникации и общения. Электронное правительство позволяет существенно улучшить качество услуг для граждан и бизнеса, оптимизировать бизнес-процессы, осуществить прозрачные процедуры государственных закупок.

Беларусь будущего – это страна, которая находится в Топ-30 мира по качеству делового климата, индексу экономической свободы, по развитию человеческого потенциала и индексу благополучия. Она идет в ногу с цивилизованным миром. Она активно участвует в работе ведущих международных организаций. Она занимает достойное место в системе разделения труда. Беларусь гордится своим национальным достоянием и обогащает его культурой современности. Государство и общество ценят повседневный труд отечественных предпринимателей, поощряют и стимулируют деловую инициативу граждан.

Наше видение Беларуси будущего станет реальностью, если мы вместе создадим качественные институты быстрого, долгосрочного, инклюзивного экономического роста. Быстрого – это 6 – 9% ВВП в год. Долгосрочного – это, как минимум, на 20 лет. Инклюзивного – это когда пользу от экономических, институциональных трансформаций получают пользу 9,5 миллионов белорусов, а не 9,5 тысяч номенклатурных фаворитов.

Таково наше видение будущего Беларуси. Реализация Национальной платформы бизнеса Беларуси – это один из этапов осуществления Стратегии развития страны. Белорусский бизнес готов к полноценному партнёрству с властью и гражданским обществом для построения Беларуси будущего, страны нашей мечты.

 

III. Приоритетные направления и предложения реформирования делового климата страны в 2018 году.

 

I. Добросовестная конкуренция

 

  1. Запрет органам государственного управления и местным органам власти и самоуправления, государственным контролирующим и надзорным органам входить в состав учредителей и собственников субъектов хозяйствования. Выход министерств и ведомств из состава учредителей коммерческих и некоммерческих организаций для ликвидации конфликта интересов между их регуляторной, контрольной и лицензионной функциями.

  2. Проведение единой ценовой политики предприятий-монополистов в отношении коммерческих организаций, работающих на одном сегменте рынка, ликвидация скрытых разниц в тарифах.

  3. Усиление административной ответственности должностных лиц, органов власти за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о конкуренции.

  4. Отмена выделения квот на сырьё, товары, услуги предприятиям, деятельность которых не связана с социальной направленностью.

  5. Предоставление права государственным юридическим лицам, а также юридическим лицам, на решение которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), страховать свои имущественные интересы в страховых организациях всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала.

  6. Демонополизация национальной системы перестрахования, установление рыночных взаимоотношений страховщиков и национальной перестраховочной организации, предоставление страховщикам безусловного права самостоятельно выходить на внешние рынки перестрахования

  7. Ликвидация нормативных практик, разрешающих определённые виды страхования исключительно государственным страховым организациям и (или) страховым организациям, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь.

  8. Создание равных условий для государственных и негосударственных страховых организаций, занимающихся добровольным страхованием жизни и дополнительной пенсии.

  9. Установление единого норматива целевых отчислений, производимых заказчиками (застройщиками) от стоимости строительно-монтажных работ (СМР) по объектам строительства на финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством, Государственного комитета стандартизации, независимо от источника финансирования.

  10. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования исключительно на конкурсной основе, независимо от формы собственности.

  11. Выравнивание условий взимания земельного налога на земельные участки для организаций, осуществляющих деятельность в соответствующих сферах, независимо от формы собственности.

  12. Ликвидация практики предоставления индивидуальных льгот отечественным и иностранным инвесторам (точечное льготирование).

  13. Установление в законодательстве ответственности Государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, субъектов хозяйствования за нарушение сроков оплаты бюджетных обязательств, предусмотренных договорами, заключенными по результатам проведения процедур государственных закупок.

  14. Исключение из законодательства положений, позволяющих органам государственного управления контролировать обоснованность повышения цен субъектами хозяйствования, кроме коммерческих организаций, являющихся естественными монополиями.

  15. Белорусской железной дороге перейти к практике заключения договоров с экспедиторами-резидентами РБ сроком на 5 (пять) лет. Это позволит экспедитору быть уверенным в своем будущем и создаст условия для интенсивного развития предприятий и увеличения объемов перевозок.

  16. Ликвидация практики введения для белорусских экспедиторов Белорусской железной дорогой в качестве условия для заключения договоров об организации перевозок оплату финансового задатка в размере эквивалентном 20 тысяч долларов США и объема перевозок грузов в количестве 20 тысяч тонн. Запрет установления дополнительных условий-ограничений при заключении договоров (финансовый залог, планы по объему грузоперевозок). Интертрансавто

  17. Предоставление права экспедитору-резиденту Беларуси осуществлять перевозку груженых и порожних вагонов во всех видах сообщения — экспорт, импорт, транзит и во всех направлениях. Интретрансавто.

  18. Создание равных условий деятельности для частных экспедиторов и дочерних структур БелЖД, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги.

 

2. Регуляторная конкурентоспособность

 

  1. Отмена государственного регулирования тарифов на все платные стоматологические и диагностические медицинские услуги, исключение пунктов 1 и 2 из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством.

  2. Предоставление оценщикам негосударственной формы собственности права оценивать государственное имущество (активы) и землю.

  3. Предоставление права оценщикам использовать Международные стандарты оценки, гармонизированные с Международными стандартами финансовой отчетности.

  4. Утверждение единой формы технических условий, выдаваемых заказчику (застройщику) эксплуатирующими организациями на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к инженерным сетям.

  5. Установление единой практики решений судов для организаций государственной и частной форм собственности по вопросу защиты имущественных прав собственников и иных лиц в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества.

  6. Ликвидация требования об обязательном снятии с учета транспортного средства при передаче его на комиссию.

  7. Снижение ставок арендной платы, отмена повышающих коэффициентов в помещениях государственной и коммунальной собственности, переход на оплату аренды и эксплуатационных услуг по факту, без применения практики авансовых платежей.

  8. Приведение мер административного наказания (штрафы, конфискации, изъятия) в сфере предпринимательской деятельности в соответствие с размером нанесённого государству или обществу ущерба, степенью общественной опасности и с масштабами деятельности субъектов хозяйствования.

  9. Изменение существующего размера штрафа в Ст.12.4 КоАП, за нарушение установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, с двукратного размера разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством, до десяти процентов.

  10. Исключение из КоАП п.4. ст.12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» или законодательно установить понятие «не соответствующих действительности документов», при применении пункта 4 статьи 12.17 КоАП, исключив возможность применения конфискации имущества по данной статье у добросовестных приобретателей.

  11. Исключение из раздела «Доходы республиканского бюджета» Закона о бюджете установленных показателей доходов от сбора штрафов и реализации конфискованного имущества.

  12. Дополнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства критерием выручки от реализации товаров и услуг, в объёме и в эквиваленте до $10 млн. – для малых предприятий, до $50 млн. – для средних предприятий, до $2 млн. – для микроорганизаций.

  13. Отмена права списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления.

  14. Снижение тарифов оплаты проезда (в системе Beltoll) по платным дорогам пассажирскому и грузовому транспорту грузоподъемностью до 5 тонн, ликвидация практики привязки тарифа к евро.

  15. Введение единого универсального ключа электронной цифровой подписи субъектов хозяйствования для осуществления всех административных процедур и предоставления отчетности. Отмена всех плат за услуги, связанные с предоставлением государственной отчетности в виде электронного документа.

  16. Законодательное ограничение размера тарифов на инкассацию наличных средств банками, услуги эквайринга – до уровня не выше 0,5% от суммы.

  17. Исключение из перечня платных услуг технического освидетельствования и диагностики оборудования, оказываемых органами, подразделениями и организациями системы МЧС.

  18. Отмена практики ежегодного подтверждения сертификата собственного производства в ТПП на весь период функционирования данного производства на предприятии и практики получения сертификата на выполнение отдельных работ и услуг сторонним организациям.

  19. Отмена практики получения производителем сертификата происхождения (СТ-1) в ТПП на каждую партию товара, если в него не вносилось существенных изменений, повлекших изменение основных параметров и характеристик.

  20. Разработка и принятие новой редакции «Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства», утверждённого Постановлением Совета Министров № 1520 от 20.10.2010 г., с учётом практики развития субконтрактации и промышленной кооперации, а также интеграции Беларуси в мировую систему разделения труда.

  21. Признание Республикой Беларусь сертификатов соответствия и других документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям, выданных государствами – участниками Таможенного Союза, Европейского Союза, США и странами, с которыми заключены соответствующие международные договоры, без дополнительных процедур.

  22. Снижение квалификационных требований, предъявляемых к юридическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства, при получении аттестатов соответствия для осуществления деятельности по строительству объектов 1-4 класса сложности, установленных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 г. N 25.

  23. Исключение из профиля риска, предписывающего проведение таможенными органами дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, поставляемых по прямым контрактам с их производителем, а также в случае, если таможенная стоимость товаров уже была доказана в текущем году.

  24. Запрет на проведение таможенных проверок по истечении 3-летнего срока с даты выпуска товара в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС.

  25. Исключение бланков ТТН и ТН из перечня бланков строгой отчетности и переход на обычный бумажный документооборот.

  26. Упрощение процедуры согласования и утверждения норм утилизации твердых бытовых отходов для субъектов малого и среднего бизнеса.

  27. Отмена обязательной статистической отчётности для микро и малых предприятий, переход на добровольный выборочный метод сбора статистических данных.

  28. Введение законодательной нормы упрощенного подтверждения приобретения в странах ЕАЭС субъектами хозяйствования микропартий товаров, сырья, комплектующих (при наличии только документа, подтверждающего оплату за наличный расчет) на сумму, эквивалентную 1000 евро, при ограничении таких партий в течение календарного месяца.

  29. Упрощение и удешевление административных процедур по вовлечению земли в полноценный коммерческий оборот, в том числе связанных с изменением функционального назначения земли, предоставления земельных участков в качестве залога и продажи их на открытом рынке.

  30. Законодательное закрепление обязанности арендодателя ограниченным закрытым перечнем условий для отказа и установленного порядка его обоснования по отчуждению субъекту хозяйствования (по его заявлению), арендуемого им более трех лет недвижимого имущества, находящегося в госсобственности и в собственности ОАО, 50 и более процентов акций которых, находится в государственной собственности, а также установление ответственности должностных лиц за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении соответствующего имущества.

  31. Упрощение и ускорение процедур продажи государственных активов через конкурсы и аукционы путём введения методики «голландского аукциона» для определения цены продажи.

  32. Принятие нормативного акта, упрощающего и удешевляющего вход на рынок финансовых услуг иностранных компаний согласно норм и стандартов ВТО.

  33. Принятие законодательного акта, определяющего понятие «рейдерство» и механизм противодействия ему.

  34. Предоставление права осуществление расчетов в иностранной валюте между резидентами Беларуси при расчетах с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь. Ассоциация БАМЭ Ассоциация международных перевозчиков и логистики

 

3. Декриминализация экономической деятельности.

 

  1. Отмена статьи 234 Уголовного кодекса РБ «Лжепредпринимательство».

  2. Отмена Статьи 233 Уголовного кодекса РБ «Незаконная предпринимательская деятельность» в её нынешней редакции. Принятие правовой нормы с учётом соблюдения презумпции невиновности, принципа добросовестности предпринимателя.

  3. Запрет заключения под стражу подозреваемых в нарушении экономического законодательства руководителей и собственников коммерческих организаций до вынесения судебного приговора.

  4. Проведение амнистии капитала.

  5. Проведение амнистии осужденных за совершение экономических преступлений.

  6. Сокращение предельной ставки штрафа 200 базовых до 20 базовых величин

  7. Отмена уголовного наказания за нарушение законодательства, регулирующего экономическую деятельность.

  8. Принятие чётких методических разъяснений таких терминов, как «обоснованность затрат», обоснованность повышения цен», «виновные, умышленные действия», «неприятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности», «вред государственным или общественным интересам, а также законным интересам граждан».

  9. Отмена административной ответственности и налогообложения с операций, подтвержденных первичными учетными документами, обладающими юридической силой в случае действительности совершения отраженной в них хозяйственной операции. КПП

  10. Исключение ответственности добросовестного участника сделки за действия недобросовестных. КПП

  11. Исключение нормы и практики применения административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также доначисления налогов за период, в котором субъект предпринимательской деятельности не был включён в Реестр, в случае если будет соблюдён порядок действий субъекта предпринимательской деятельности до момента заключения договора в целях соответствия статусу добросовестного приобретателя. КПП

  12. Законодательное закрепление следующего определения: «добросовестный приобретатель – это субъект предпринимательской деятельности, который не знал и не мог знать о том, что лицо, с которым оно состоит в договорных отношениях, может являться потенциальным субъектом предпринимательской деятельности с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, не зарегистрированный на момент заключения договорных отношений в Реестре». КПП

  13. Введение процедуры и порядка исключения субъектов предпринимательской деятельности из реестра лжепредпринимательских структур.

  14. Принятие алгоритма проверки добросовестности контрагента на возможную причастность к лжепредпринимательству, при соблюдении которого субъект хозяйствования освобождается от проверок по взаимоотношениям с организациями из Реестра лжепредпринимательских структур. КПП

  15. Введение нормы обязательного размещения в открытом доступе судами, КГК, МНС информацию – выдержки из приговоров по уголовным делам, вступивших в законную силу, о Ф.И.О. осужденных по ст. 243 и 234 УК РБ и о наименованиях созданных ими лжепредпринимательских структур. IT-парни

  16. Декриминализация операций с драгоценными металлами и (или) камнями: отмена уголовного наказания, установление мер административной ответственности.

  17. Декриминализация операций (выращивание, производство, хранение, потребление) с медицинской коноплёй, разработка и принятие нормативного акта, регулирующего данный сегмент экономики с участием представителей учёного сообщества и гражданского общества. Романчук

  18. Введение административной преюдиции по преступлениям, предусмотренным частью 1 статьи 223 УК (сделки с драгоценными металлами и (или) камнями), статьей 225 УК (невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты в особо крупном размере), статьей 226 УК (незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг), статьей 226-3 УК (манипулирование рынком ценных бумаг, повлекшее причинение ущерба в крупном размере), статьей 245 УК (установление или поддержание монопольных цен) частью 1 статьи 238 УК (ложная экономическая несостоятельность (банкротство). IT

  19. Корректировка статьи 33 УК и статьи 26 УПК: перенос в категорию дел частного обвинения уголовные дела по преступлениям, предусмотренным в статьях 209-212, 216, 424-427 УК, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением имуществом (в том числе принадлежащим другим лицам), используемым в целях предпринимательской деятельности; руководителем, членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими своих полномочий. IT

  20. Установление более высоких пороговых значений для привлечения к уголовной ответственности по статьям 231 (уклонение от уплаты таможенных платежей) и 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) УК: 4000 базовых величин для крупного размера по статье 231 УК; 2500 базовых величин для крупного размера и 5000 базовых величин для особо крупного размера по статье 243 УК; исключение наказания в виде лишения свободы из санкций статей 231 и 243. IT

  21. Введение в Уголовный кодекс следующего определения термина «доход, полученный преступным путем»: «Сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных при осуществлении соответствующей деятельности документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общеустановленного порядка налогообложения (в том числе таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения)». IT

  22. Отмена меры пресечения в виде заключения под стражу по экономическим преступлениям в части 1 статьи 126 УПК в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконного экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем). IT

  23. Введение в Уголовный кодекс института уголовного проступка с применением его, в том числе, в отношении подпадающих под УК правонарушений в экономической сфере.

  24. Введение нормы обязательной публикации всех решений судов по уголовным, гражданским, административным и экономическим делам в свободном доступе. IT

 

4. Налоговая конкурентоспособность

 

  1. Снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования.

  2. Введение моратория на уплату налога на прибыль до 1 января 2021 года для всех субъектов хозяйствования.

  3. Отмена повышающих коэффициентов к базовым ставкам налога на недвижимость, земельного налога, а также арендной платы на землю. Снижение уровня налоговой нагрузки на недвижимость и земельные участки для субъектов хозяйствования в 5 раз.

  4. Отмена отсрочки принятия ввозного НДС к вычету по импортируемым товарам.

  5. Увеличение предельных размеров валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения в 2 раза.

  6. Отмена ограничений по использованию упрощенной системы налогообложения организациям, 25% уставного капитала которых принадлежит иным юридическим лицам, и организациям (ИП), занимающимся интернет-торговлей.

  7. Исключение из налоговой базы сумм, коммунальных расходов, возмещаемых арендодателю, не включенных в арендную плату и не являющихся услугами собственного производства для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

  8. Отмена льготы по уплате НДС при реализации лесоматериалов лесхозами по их лесохозяйственной деятельности, создание равных налоговых режимов на рынке лесозаготовки для организаций всех форм собственности.

  9. Обеспечение снижения пенсионной страховой нагрузки на нанимателей путем перераспределения обязательных социальных отчислений между работодателем и наёмным работником.

  10. Законодательное установление предельного размера взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний РУП Белгосстрах в размере 0,1% от фонда оплаты труда для организаций и ИП, не имевших в прошлом периоде страховых случаев.

  11. Отнесение части расходов нанимателя при оплате медицинской помощи для сотрудников непосредственно организации, оказывающей платные медицинские услуги, на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы).

  12. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя или близких родственников (социальный вычет).

  13. Исключение коэффициентов «10», «20» по налогу на недвижимость, землю и экологическому налогу.

  14. Поэтапное сокращение сроков возврата сумм НДС по инвестиционным товарам, не принятых к вычету в году их приобретения: на первом этапе – в зависимости от принятого в организации отчетного периода, месяц или квартал – с 1/12 и 1/4 до 1/6 и 1/2, соответственно, на втором этапе – установление порядка, при котором суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, будут приниматься к вычету в полном объеме в году их приобретения. (от Конфедерации промышленников и предпринимателей).

  15. Отмена права местных Советов устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога на уровне 2,5, поэтапное их снижение – в 2018 году до 1,3, как в г. Минске для производителей товаров и нефинансовых услуг, в 2019 году – до 1,0. КПП

  16. Расширение возможности применения упрощенной системы налогообложения без НДС: увеличение критерия годовой выручки для применения УСН до уровня Российской Федерации — до BYN5 млн. КПП

  17. Установление единого критерия применения УСН в размере BYN2 млн. для организаций, позволяющих применять все виды УСН. КПП

 

5. Институты инклюзивного развития и роста: синергия цифровой и традиционной экономики

 

  1. Поэтапное сокращение уровня нерыночного сектора экономики путём установления предельного показателя налоговых доходов органов государственного управления, включая ФСЗН: в 2018 г. – 32% ВВП, в 2019 г. – 29% ВВП, в 2020г. – 27% ВВП. Ограничение объёма льготных кредитов в общем объёме кредитования до 20%.

  2. Создание гарантийного фонда, как инструмента обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков при недостаточности собственного обеспечения, выдающего гарантии по ходатайствам организаций малого и среднего бизнеса.

  3. Принятие законодательной базы для развития финансовых операций напрямую между кредиторами и заёмщиками через онлайн площадки, минуя банковские учреждения.

  4. Введение на 5 лет моратория на изменения условий хозяйствования для отечественных и иностранных инвесторов, ухудшающих их положение (налоговое, таможенное, земельное, валютное регулирование, лицензирование и сертификация).

  5. Внедрение механизма оперативного зачета долговых обязательств, источником погашения которых являются бюджетные (казначейские) средства, в счет платежей в бюджет.

  6. Принятие нормативного акта и методики оценки регулирующего воздействия законодательных актов.

  7. Внедрение методических рекомендаций по организации корпоративного управления в хозяйственных обществах с участием государства.

  8. Обеспечение на открытой конкурсной основе передачи в доверительное управление имущественных комплексов, низкорентабельных и убыточных предприятий частным субъектам хозяйствования.

  9. Отмена нормы законодательства, согласно которой работающему пенсионеру уменьшается размер пенсии.

  10. Отмена практики государственного регулирования размера заработной планы в коммерческих организациях частной формы собственности без доли государства, в том числе через коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации, внесение изменений в Постановление Совета Министров от 08.07.2013г. № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

  11. Принятие актов законодательства для создания полноценного рынка золота и иных драгоценных металлов.

  12. Комплексная переработка ученых программ школ и университетов с учетом требований цифровой экономики и технологий IV промышленной революции: внедрение основ программирования, увеличение часов на изучение английского языка, стимулирование межшкольных и межвузовских обменов. IT

 

6. Ответственное партнёрство

 

  1. Отмена инвестиционных требований к инвесторам, приобретающим активы малых и средних государственных предприятий.

  2. Создание условий для проведения малой приватизации в пользу национальных инвесторов.

  3. Обеспечение полной прозрачности доходов и расходов всех органов государственного управления – с публикацией результатов на сайтах этих органов до 1 марта года, следующего за отчетным.

  4. Размещение на сайте Министерства финансов Республики Беларусь полной, детальной информации о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах органов государственного управления в рамках бюджетного процесса.

  5. Принятие Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях», «Об объединениях работодателей», «О социальном диалоге».

  6. Предоставление субъектам хозяйствования права включать суммы вступительных и членских взносов, перечисляемых ими в некоммерческие объединения и общественные организации промышленников и предпринимателей, в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), в размере не более 500 базовых величин в год. Дополнение подпункта 1.17. статьи 131 «Затраты, не учитываемые при налогообложении» Налогового Кодекса Республики Беларусь подпунктом следующего содержания: «членских взносов (включая вступительные), перечисляемые в объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (союзы, ассоциации, общественные объединения), зарегистрированные на территории Республики Беларусь, в размере не более 500 базовых величин». КПП

  7. Возвращение для общественных и некоммерческих объединений предпринимателей и промышленников (союзов и ассоциаций) права применения понижающего коэффициента 0,1 к ставкам арендной платы: внесение изменения в Перечень общественных организаций (объединений) и иных организационных структур, фондов, объединений юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциаций и союзов), для которых при аренде недвижимого имущества к базовым ставкам применяется понижающий коэффициент 0,1, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. №550, дополнив его союзами, ассоциациями и общественными объединениями, входящими в Союз. КПП(Н)

  8. Принятие Закона Республики Беларусь «О благотворительности», с введением нормы льготирования по налогу на прибыль для организаций, которые оказывают спонсорскую помощь некоммерческим и общественным организациям, детским домам, объектам культуры и искусства, образования, спорта, религиозным общинам и др, официально зарегистрированным в Республике Беларусь.

  9. Проведение ежегодных открытых парламентских слушаний, а также слушаний в областных (городских, районных) советах депутатов по вопросу состояния, тенденций и проблем развития предпринимательства, с участием бизнес союзов и ассоциаций.

  10. Направление на поддержку предпринимательства не менее 1% от собственных доходов консолидируемых бюджетов областей и г. Минска.

  11. Разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране на основе мирового опыта дуального образования. Определение структуры работодателей основными заказчиками в системах образования.

  12. Дополнение Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» отдельной статьёй о вступлении в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, не ранее чем через шесть месяцев после официального опубликования, за исключением актов, улучшающих правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

  13. Выработка регламента работы межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданной согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2003 № 466 «О межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства», предусмотрев ежемесячные заседания для рассмотрения проблемных вопросов и возобновление ее систематической деятельности. КПП

 

1Основные социально-экономические показатели по Республике Беларусь в 2017 году. Национальный статистический комитет Беларуси. Январь 2018г. http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/osnovnye-pokazateli/osnovnye-sotsialno-ekonomicheskie-pokazateli-respubliki-belarus-v-yanvare-fevrale-2016-g/

3Международный валютный фонд. Февраль 2018 https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_GDP_(nominal)_per_capita

4Doing Business 2018. Reforming to Create Jobs. 15th edition. October 2017http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf


 

5World Governance Indicators World Bank Institute September 2017 http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.aspx#home

6Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2018 год. Часть I. декабрь 2017г.

7IMF Country Report № 17/384 Republic of Belarus. Selected Issues. December 2017 http://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2017/12/18/Republic-of-Belarus-Selected-Issues-45489


 

8Социально-экономическое развитие регионов Республики Беларусь в январе – декабре 2017 г. Национальный статистический комитет Беларуси. Январь 2018г. http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/index_8483/

9Широкая денежная масса. Национальный банк. Январь 2018г. http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BroadMoney

10Статистический бюллетень. Региональный выпуск № 12. Национальный банк. Январь 2018г. http://www.nbrb.by/publications/bulletinRegional/Stat_Bulletin_Regional_2017_12.pdf

11Transition Report 2017-18. Sustaining Growth. EBRD. Ноябрь 2017г. http://www.ebrd.com/transition-report-2017-18

12Transition Report 2017-18. Sustaining Growth. EBRD. Ноябрь 2017г. http://www.ebrd.com/transition-report-2017-18

15Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Year. Leandro Medina, Friedrich Schneider. IMF Working paper # WP/18/17. Январь 2018. http://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/01/25/Shadow-Economies-Around-the-World-What-Did-We-Learn-Over-the-Last-20-Years-45583

16How’s life? 2017 Measuring well-being. Organisation for Economic Co-operation and Development. November 2017 http://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-s-life-2017_how_life-2017-en

 

Как вам новость?
Фото и видео

«Поймал «крокодила» — На Гродненщине рыбак выловил щуку весом более 12 кг

В украинском Днепре ракета попала в жилую пятиэтажку. Есть погибшие

МВД показало кадры контртеррористических учений в Минске по сценарию теракта в Crocus City Hall

«Хозяин хотел 1,5 миллиона долларов» — Белорус показал «непокорённый» домик в Минске

«Инженерная мысль на высоте» — В TikTok показали старинный деревенский ключ. Как им пользоваться?

«Они там круглые сутки плавают?» — Часы из синхронисток в израильском аэропорту покорили соцсети

«Чем пичкают?» — Парень спросил в TikTok, что не так с купленной курицей. Но белорусов удивила не она

В США побили мировой рекорд по танцам на пуантах — одновременно станцевали 353 балерины

«Яша, тебя ничего не смущает?» — Брестчанин показал в ТикТоке «позор всех аистов». Но белорусы не согласились

В Индонезии впервые за 22 года проснулся вулкан Руанг – сотни людей эвакуировали

В ГАИ показали, как в Витебске легковушка сбила на переходе 9-летнего мальчика

«Белорусская Голландия» — В TikTok показали поле из тюльпанов на Брестчине. Пользователи не поверили

«Звучит как болезнь» — В TikTok посоветовали белорусам есть этот редкий гриб. А может, не стоит?

Лук, грибочки и экскаватор. Вот как готовит завтрак заведующий машинно-тракторным парком

Головоломки