Исследование: диалог бизнеса и власти в регионах неэффективный и формальный

Республиканский совет промышленников и предпринимателей совместно с дискуссионно-аналитическом сообществом «Либеральный клуб» провел исследования «Диалог бизнеса и власти в регионах: как повысить эффективность работы советов по развитию предпринимательства на локальном уровне?». Презентации исследования были посвящены «круглые столы» в Минске и Витебске, на которых обсудили основные выводы экспертов.

«Цель, с которой изучалось состояние взаимодействия бизнеса и государства в регионах – выработка оптимальных предложений: как та формально созданная система должна быть донастроена к условиям реальной жизни, чтобы решать проблемы предпринимателей, не создавать их и повышать уровень взаимного доверия» — сказал в своем выступлении на презентации исследования председатель РСПП Александр Швец.

По его словам, с формальной точки зрения диалоговые площадки (и на республиканском, и на региональном уровнях) созданы, но нет той результативности, которая позволяла бы решать конкретные проблемы, как говорят сейчас – конкретные кейсы. «Есть большой перечень проблем в каждом регионе, которые находятся в подвешенном состоянии годами. А ведь когда не решаются проблемы, а тем более, когда на несправедливость и незаконность не реагируют местные органы власти, появляется недоверие, раздражение в предпринимательской среде, тормозятся все те позитивные и прогрессивные процессы, запущенные нормативными актами на уровне республики!» — сказал лидер РСПП.

Одним из важнейших событий в области диалога бизнеса и государства в 2018 г. в Беларуси стало создание региональных советов по развитию предпринимательства. Активизировал этот процесс протокол поручений президента Республики Беларусь от 8 февраля 2018 г. №3. Согласно документу, перед облисполкомами и Мингорисполкомом была поставлена задача по обеспечению функционирования (и при необходимости создания) областных и районных советов по развитию предпринимательства.

Советы создавались с целью децентрализовать диалог бизнеса и государства и способствовать разрешению проблем бизнеса на региональном уровне. Ведь известно, что значительная часть процессов, связанных с продвижением интересов и разрешением проблем бизнеса, происходит в Минске. В регионах за редким исключением единственной структурой, в функционал которой были включены задачи по улучшению бизнес-среды, являлись отделы экономики местных исполкомов.

В исследовании детально отражено положение дел во всех регионах республики на основании изучения материалов работы советов по развитию предпринимательства и местных бизнес-объединений за год. Эксперты отмечают, что работа региональных советов имеет весьма хаотичный, реакционный и зачастую формальный характер.

В исследовании выделены основные блоки проблем:

— Уровень компетенции и заинтересованности исполнительных комитетов: отсутствие единства в работе региональных советов, формализм, низкая эффективность и качество работы советов как площадок по сбору, решению и продвижению проблем бизнеса.

— Отсутствие типового положения для региональных советов по развитию предпринимательства: путаница с целями и задачами функционирования советов, отсутствие единого подхода к формированию состава советов, информационный характер проведения заседаний.

— Низкая активность бизнеса и недостаточный уровень развития бизнес-ассоциаций в регионах: низкий уровень участия организаций бизнес-сообщества в советах, отсутствие или недостаточность информации о проблемах локального бизнеса.

— Существующая практика принятия решений без вовлечения локальных игроков: отсутствие заинтересованности у регионального бизнеса в решении проблем на локальном уровне, совместно с местным исполкомом, концентрирование принятия решений на уровне области и республики, повышение количества обращений в республиканские органы государственного управления.

По результатам исследования разработаны конкретные рекомендации по повышению эффективности и результативности взаимодействия бизнеса и власти.

Как вам новость?
Головоломки