ЕС может запретить транзит белорусского калия. Литва уже думает над помощью своим предприятиям

22.06.2021 09:42
Экономика Неофициально Редакция
Санкции обсудят к четвергу Обсуждение будущих санкций, которые

Возможные новые санкции Евросоюза в отношении властей Беларуси среди прочего предполагают запрет на поставки белорусских удобрений в страны ЕС, а также запрет на их экспорт через территорию государств-членов ЕС. Об этом сообщает литовское издание BNS.

Санкции обсудят к четвергу

Обсуждение будущих санкций, которые станут ответом на посадку в Минске рейса Ryanair, по данным двух источников издания, должно закончиться в четверг. Готовящийся пакет санкций 21 июня уже утвердили в Брюсселе министры иностранных дел стран ЕС. Пакет охватывает семь секторов экономики, в числе которых есть и торговля белорусскими удобрениями.

«Если это будет утверждено, транзит удобрений через ЕС и импорт в страны ЕС остановится», — сказал BNS один из источников.

Литва поддержит санкции

Секторальные санкции для Беларуси в четверг еще обсудят главы стран ЕС. Президент Литвы Гитанас Науседа намерен поддержать соглашение ЕС об этих санкциях, каким бы оно ни было.

В свою очередь премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните отметила, что пакет санкций Евросоюза для белорусской экономики должен быть жестким и подробным, передает DELFI.

«И если не будет выбран какой-то один вид деятельности (…), а будет выбран весь спектр видов деятельности, через которые режим получает доходы, необходимые для сохранения своих структур, которые содействуют преследованиям людей, Литва такие санкции поддержит», — сказала она.

Она также не исключила, что правительство предоставит помощь литовским предприятиям, которые понесут убытки в связи с введением санкций для Беларуси.

Какими могут быть потери Литвы

Один из крупнейших в мире заводов удобрений — белорусский «Беларуськалий» — экспортирует свою продукцию через Клайпедский порт, транспортируя ее через Литву по Литовским железным дорогам. Удобрения «Беларуськалия» в Клайпеде грузит предприятие «Biriu kroviniu terminalas»,  30% акций которого принадлежит «Беларуськалию». Без удобрений «Беларуськалия» эти предприятия потеряют десятки миллионов евро в год.

Глава Клайпедского порта Альгис Латакас сказал BNS, что санкции негативно скажутся на деятельности порта, однако он понимает, что политические решения могут подействовать на экономические решения.

По его словам, влияние санкций на Клайпедский порт и всю транспортную цепочку будет довольно серьезным, так как через порт грузится 10-11 млн тонн белорусских удобрений, а белорусские грузы составляют более 30% всего грузооборота Клайпедского порта.

А что Минск?

Еще 1 сентября 2020 года Александр Лукашенко в ответ на персональные санкции стран Балтии заявил, что Минск в ответ сможет отказаться от услуг балтийских портов для перевалки своих грузов, отметил президент Беларуси.

 «Мы не будем бороться за то, чтобы нас туда пустили. Мы просто экономически попробуем решить эту проблему», — сказал он. В частности, Беларусь сможет отказаться от услуг балтийских портов для перевалки своих грузов, отметил Лукашенко.

«Говорят, это дороже будет для Беларуси — переориентировать свои грузы из балтийских портов на Россию. Конечно, нам немножко будет невыгодно. Но мы же договориться можем с россиянами по тарифам и они от объемов перевалки наших грузов все равно получат выгоду», — сказал он.

За почти 10 месяцев договориться с россиянами по тарифам пока не удалось.